Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Состав, структура и движение денежных средств
1.3 Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ НА ООО «МАРИУС - »
2.1 Краткая ООО «МАРИУС - »ООО "МАРИУС - " основан в году.
2.2 Анализ денежных на ООО «МАРИУС - »
Итак, такое строгое регулирование и строгий контроль нужен в ходе кассовых операций, потому что деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг, легко обменивается на любой другой товар
1.2 Отечественное законодательство и Международные стандарты финансовой отчётности
МСФО предусматривают для регулирования порядка составления данной категории финансовых отчетов специализированный стандарт МСФО №7 "Отчет о движении денежных средств".
Согласно МСФО №7 «Отчет о движении денежных средств» призван дать пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности организации генерировать денежные средства и их эквиваленты, а также потребностей организации по использованию этих потоков денежных средств.
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями которого организации будут составлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2015 год. Статьей 14 указанного Федерального закона, в частности предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств для некоммерческих организаций) и приложений к ним. Состав, содержание и порядок формирования информации в приложениях согласно подп. 6 п. 3 ст.21 Федерального закона №402-ФЗ устанавливается федеральными стандартами.
При этом, согласно требованиям п. 1 ст. 30 Федерального закона №402-ФЗ, продолжают действовать правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ. Таким образом, вступление в силу нового Федерального закона, устанавливающего требования к бухгалтерскому учету, не окажет влияния на порядок формирования информации в отчетности за 2015 год, за исключением, пожалуй, изменения названия некоторых ее форм. Другими словами информация в Отчете о движении денежных средств (далее – ОДДС) за 2015 год будет формироваться по тем же правилам, что и за 2016 год.
Составлять Отчет о движении денежных средств (далее – ОДДС) за 2015 год следует исходя из требований Приказа Минфина РФ от 02.07.10 №66н «О формах бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 23/2016 «Отчет о движении денежных средств» и иных положений по бухгалтерскому учету. Сразу отметим, что ОДДС является приложением к балансу, поясняющим значение его строки «Денежные средства и денежные эквиваленты», что предусматривает указание в этой строке баланса ссылки на данный отчет. Это требование предусмотрено в п. 28 ПБУ 4/99 и п. 22 ПБУ 23/2016. Кроме того, исходя из требований п. 21 того же Положения, сам ОДДС должен содержать ссылки в случае наличия пояснений к его отдельным показателям.
Типичные ошибки бухгалтеров
По итогам аудиторских проверок бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год можно выделить ряд наиболее распространенных ошибок при составлении ОДДС, на которые необходимо обратить внимание.
Пунктом 11 ПБУ 4/99 предусмотрено, что показатели отдельных активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций организации в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно. Понятие «существенность» неоднократно фигурирует и в ПБУ 23/2016 как в отношении порядка представления информации в самом ОДДС, так и в отношении дополнительной информации, представляемой в пояснениях в составе бухгалтерской отчетности.
Таким образом, при формировании ОДДС у организации должны быть рассчитаны значения показателей существенности применительно к каждому требованию раскрытия информации, а порядок их расчета (общий или индивидуальный) закреплен в учетной политике. Информацию о примененном порядке расчета значения показателя существенности, согласно требованиям п. 24 ПБУ 4/99 и п. 23 ПБУ 23/2016следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Порядок расчета существенности следует выбирать с учетом того, что существенными в отчетности являются те показателями, без знания которых заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности.
На схеме (опубликована в журнале «Бухгалтерские вести» №3/2016, стр. 3) отражена информация, которая согласно требованиям ПБУ 23/2016 подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности с учетом существенности.
Далее, в форме ОДДС, утвержденной Приказом Минфина РФ от 02.07.10 №66н, в составе денежных потоков от текущей деятельности не предусмотрены показатели ни в составе поступлений, ни в составе платежей в отношении полученных и выданных авансов соответственно. Между тем, это требование содержится в п. 29 ПБУ 4/99, которым в частности предусмотрено, что ОДДС должен содержать следующие числовые показатели:
•в составе поступивших денежных средств «авансы, полученные от покупателей (заказчиков)»;
•в составе направленных денежных средств «на выдачу авансов».
Таким образом, формируя информацию в ОДДС в разрезе предусмотренной разделом II ПБУ 23/2016 классификации денежных потоков, следует добавить строки для отражения данных (в случае их наличия) о полученных и выданных авансах. Например, информацию об авансах, выданных по договорам, предусматривающим поставку материалов, выполнение работ и оказание услуг, следует отразить в составе денежных потоков от текущих операций. Если же авансы перечислены за поставку объектов, которые в последующем будут учитываться в составе внеоборотных активов (кроме финансовых вложений), информацию о них следует раскрыть в составе денежных потоков от инвестиционных операций.
Влияние международных стандартов финансовой отчетности на российские положения по бухгалтерскому учету обусловило появление в ПБУ 23/2016 ряда новых терминов. Одним из таких терминов стали «денежные эквиваленты». Помимо терминологии в российский бухгалтерский учет также входит стиль изложения стандартов, характеризующийся большей свободой действий для экономического субъекта. «Старые» положения по бухгалтерскому учету в большей степени напоминают инструкции, не предусматривавшие большую свободу действий со стороны бухгалтера.
Итак, п. 5 ПБУ 23/2016 раскрывает «денежные эквиваленты» как высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. В Международном стандарте финансовой отчетности (IАS) 7 «Отчет о движении денежных средств» дано практически идентичное определение. При этом в ПБУ 23/2016 приведен очень простой пример денежного эквивалента – депозиты до востребования. А что делать с высоколиквидными векселями, имеющими разные сроки погашения, например, 3 и 4 месяца?
Согласно п. 7 ПБУ 1/2010 при формировании учетной политики осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Поскольку в рассмотренной ситуации ПБУ 23/2016 не предлагает конкретных способов учета можно воспользоваться Международными стандартами, тем более что такое право предусмотрено в том же п. 7 ПБУ 1/2010. В п.7 Международного стандарта финансовой отчетности (IАS) 7 сказано, что эквиваленты денежных средств предназначены для покрытия краткосрочных денежных обязательств и имеют короткий срок погашения, например, три месяца с даты приобретения или менее.
Таким образом, чтобы не возникало сложностей с формированием в ОДДС информации о высоколиквидных финансовых вложениях, например, векселях с разными сроками погашения, рекомендуем применяемый организацией подход к определению денежных эквивалентов закрепить в учетной политике и раскрыть его для пользователей в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах.
Важность правильной квалификации денежных эквивалентов при формировании информации в ОДДС обусловлена в частности требованиями п. 6 ПБУ 23/2016, согласно которому денежными потоками не являются:
•платежи, связанные с инвестированием в денежные эквиваленты;
•поступления от погашения денежных эквивалентов;
•обмен одних денежных эквивалентов на другие.
Пункты 16 и 17 ПБУ 23/2016 содержат прямые требования представлять информацию об отдельных показателях в ОДДС свернуто. Ниже в виде схемы (см. журнал "Бухгалтерские вести" №3/2016, стр. 5) Обусловлено это, как правило, отсутствием аналитики в системных регистрах и необходимостью проводить расчеты вручную. Тем не менее, в ОДДС следует показывать свернутый результат в отношении следующих потоков:
•НДС в составе поступлений от покупателей и заказчиков;
•НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам;
•НДС, уплаченный в бюджет или возмещенный из бюджета.
В отношении свернутого отражения потоков от покупки и продажи финансовых вложений следует обратить внимание на требования п. 9 ПБУ 23/2016. В этом пункте в качестве примера денежного потока от текущих операций приводятся потоки по финансовым вложениям, приобретаемым с целью перепродажи в краткосрочной перспективе. При этом в отличие от п. 17 того же Положения, в котором не детализируются понятие «короткие сроки возврата», в подп. «з» п. 9 дано представление о краткосрочной перспективе, как о периоде, не превышающем, как правило, трех месяцев. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным применить единообразный подход к определению «короткого срока возврата» как срока, как правило, не превышающего трех месяцев.
Другими словами, при покупке и перепродаже актива, квалифицируемого как финансовые вложения, в течение трех месяцев, потоки следует отражать свернуто при условии, что и покупка и продажа были осуществлены в течение одного года. Следует обратить внимание на то, что в п. 17 ПБУ 23/2016 речь идет о финансовых вложениях, не являющихся денежными эквивалентами, поскольку покупка и продажа последних вообще не является денежными потоками.
В завершении хотелось бы обратить внимание на то, что ПБУ 23/2016 максимально приближено к международным стандартам финансовой отчетности. В международных стандартах реализован принцип квалификации хозяйственных операций исходя из их экономического содержания, а не юридической формы, что предусматривает большую свободу действий при составлении бухгалтерской отчетности экономическим субъектом. Следовательно, при формировании информации в ОДДС экономическому субъекту следует обращать внимание на сущность сделки, а все решения в части порядка представления такой информации, существенно повлиявшие на содержание ОДДС, раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Порядок ведения кассовых операций в нашей стране довольно строго регламентирован. С 1 января 2015 года на территории РФ введен новый порядок ведения кассовых операций с наличностью, который должны соблюдать не только юридические лица (в том числе применяющие УСН), но и индивидуальные предприниматели. Минюст России 24.11.2016 под номером 22394 зарегистрировал Положение Банка России от 12.10.2016 № 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее Положение). Новый документ заменил прежний Порядок (далее Порядок), утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40. ЦБ РФ Указанием от 13.12.2016 № 2750-У отменил старый порядок.
Деньги в кассе организации должны храниться в пределах лимита. Лимит определяет само юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а не обслуживающий банк, как было указано в пункте 5 Порядка. Об установленном лимите в обязательном порядке следует издать распорядительный документ (к примеру, приказ, распоряжение). Накопление денег сверх лимита допускается не только в дни выплаты зарплаты, как раньше, но и в выходные (праздничные) дни, если в этот день организация осуществляет кассовые операции (п.1.4 Положения). Кроме того, выплата заработной платы теперь может осуществляться в течение пяти рабочих дней (п.4.6 Положения), а не трех, как было раньше (п.9 Порядка). Лимит рассчитывается по специальной формуле, в которой задействованы объемы поступления выручки, расчетный период, а также период времени между днями сдачи наличных в банк. Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее - обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или Центральном банке Российской Федерации (далее - банк) открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением для юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с указанным Положением.
В предыдущих правилах ведения кассовых операций в инструкции ЦБ РФ "Порядок ведения кассовых операций в РФ" №18 от 04.10.1993г. были отдельным пунктом указаны требования к оборудованию помещений в кассе. Отрадно отметить, что в нынешнем Положении нет требований по оборудованию специальной кассовой комнаты. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (п.1.11 Положения).
Кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель (п.1.6 Положения). Контролирующая функция (вторая подпись) обычно доверяется второму лицу - главному бухгалтеру, бухгалтеру или иному работнику, назначенному приказом или распоряжением. При отсутствии бухгалтера это может делать и сам руководитель, особенно если он ведет кассу сам (п.2.1 и 2.2 Положения). Кассиру устанавливается должностная инструкция или перечень прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под роспись. Если кассиров несколько, назначается старший кассир (п.1.6 Положения). У назначенного кассира должны быть штампы с текстом, подтверждающим проведение кассовой операции, например, для проставления на корешке приходного ордера. Должны быть у него и образцы подписей лиц, которые могут подписывать кассовые документы и разрешать выдачу денег.