Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Состав, структура и движение денежных средств
1.3 Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ НА ООО «МАРИУС - »
2.1 Краткая ООО «МАРИУС - »ООО "МАРИУС - " основан в году.
2.2 Анализ денежных на ООО «МАРИУС - »
В предыдущих правилах ведения кассовых операций в инструкции ЦБ РФ "Порядок ведения кассовых операций в РФ" №18 от 04.10.1993г. были отдельным пунктом указаны требования к оборудованию помещений в кассе. Отрадно отметить, что в нынешнем Положении нет требований по оборудованию специальной кассовой комнаты. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (п.1.11 Положения).
Кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель (п.1.6 Положения). Контролирующая функция (вторая подпись) обычно доверяется второму лицу - главному бухгалтеру, бухгалтеру или иному работнику, назначенному приказом или распоряжением. При отсутствии бухгалтера это может делать и сам руководитель, особенно если он ведет кассу сам (п.2.1 и 2.2 Положения). Кассиру устанавливается должностная инструкция или перечень прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под роспись. Если кассиров несколько, назначается старший кассир (п.1.6 Положения). У назначенного кассира должны быть штампы с текстом, подтверждающим проведение кассовой операции, например, для проставления на корешке приходного ордера. Должны быть у него и образцы подписей лиц, которые могут подписывать кассовые документы и разрешать выдачу денег.
Итак, такое строгое регулирование и строгий контроль нужен в ходе кассовых операций, потому что деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг, легко обменивается на любой другой товар.
С 01.01.2015 г. вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373‑П (далее – Положение).
Данный документ определяет порядок проведения кассовых операций и распространяется не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей, в отличие от своего предшественника.
В соответствии с новым Положением прием и выдача наличных денег осуществляются через кассу. Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет место расположения кассы.
Прежний документ предусматривал обязанность руководителя полностью оборудовать кассу, то есть обеспечивать изолированное помещение для ведения кассовых операций, обеспечить сохранность денег и т. д. В новом порядке ничего об этом не сказано.
Отмечено лишь, что ИП или юридическое лицо должны обеспечить ведение кассовых операций. Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению оборудовать кассовое помещение.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который нанимается руководителем организации из штата сотрудников.
Топ‑менеджер обязан предоставить кассиру под роспись его должностную инструкцию. Если кассиров несколько, то необходимо назначить одного старшего. Положение также предусматривает возможность руководителя самостоятельно осуществлять кассовые операции.
Существенным упущением нового порядка, в отличие от предыдущего, является отсутствие пункта, требующего заключать с кассиром договор о полной материальной ответственности.
Однако в ст. 244 Трудового кодекса РФ регламентировано положение, требующее заключения договора о полной материальной ответственности с работниками, использующими или обслуживающими денежные средства.
Перечень лиц, с которыми работодатель должен заключить подобные договоры, указан в Постановлении Минтруда России № 85 от 31 декабря 2002 г. Сюда входят кассиры и контролеры, а также лица, исполняющие их трудовые обязанности.
Поэтому настоятельно рекомендуется заключать подобные договоры, несмотря на отсутствие указания в Положении. Типовые формы договоров о материальной ответственности можно найти в том же Постановлении Минтруда.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, то остатком наличных денег будет считаться остаток, выведенный в последний рабочий день, предшествующий этому.
В течение рабочего дня все операции между старшим кассиром и кассирами могут быть переданы как в распечатанном виде, так и в электронном.
На распечатанном листе книги учета ставятся подписи старшего кассира и кассиров, а на электронном носителе проставляется электронно-цифровая подпись либо иная подпись, утвержденная руководством компании.
Лист кассовой книги распечатывается в двух экземплярах в конце рабочего дня. Нумерация листов осуществляется автоматически, в хронологической последовательности, с начала года.
Не реже одного раза в год необходимо складывать распечатанные листы в хронологической последовательности и брошюровать.
Новое Положение указывает, что подписывать кассовые документы могут: руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер.
Если они отсутствуют, то право подписи передается кассиру. У кассира должны быть образцы подписей указанных выше лиц, а также печать или штамп, на котором указаны реквизиты, подтверждающие осуществление кассовой операции.
В порядке ведения кассовой книги изменений не произошло. По-прежнему кассир по каждому РКО и ПКО вносит запись, сверяет данные в кассовой книге с данными платежных документов, на конец рабочего дня выводит остаток наличных денег и дает на подпись руководству.
Одним из новшеств является требование сверять данные ПКО и РКО с данными кассовой книги не только кассиру, но руководителю и главному бухгалтеру.
Единственным новшеством в данной части является требование сверять данные ПКО и РКО с данными кассовой книги не только кассиру, но руководителю и главному бухгалтеру. Документ подписывается тем лицом, который производил сверку.
Листы кассовой книги подбираются и брошюруются до начала ведения.
В отличие от предыдущего Положения, новое не предусматривает запечатывание кассовой книги мастичной или сургучной печатью.
Необходимо просто подписать ее и заверить оттиском печати. Для индивидуальных предпринимателей заверять оттиском печати возможно только при ее наличии.
Листы кассовой книги обособленных подразделений (ОП) брошюруются и нумеруются по каждому подразделению в отдельности.
В конце рабочего дня обособленное подразделение после выведения остатков наличных денежных средств передает лист кассовой книги в головной офис. Если ОП оформляет кассовую книгу на бумаге, то передается второй лист.
Если для оформления кассовой книги используется компьютер, то в головной офис передается второй экземпляр, распечатанный на бумаге. В этом случае передача листа на бумаге возможна в соответствии с требованиями к документообороту в конкретной организации.
Положение 373-П весьма подробно расписывает проведение наличных операций. По-прежнему приемом и выдачей денежных средств наличными занимается кассир. Он тщательным образом проверяет данные в ПКО с фактически полученными деньгами.
Если обнаруживается несоответствие, то кассир либо предлагает доплатить недостающую сумму, либо возвращает излишне уплаченные средства. При отказе лица, вносящего деньги, доплатить сумму кассир обязан вернуть ему внесенные средства, перечеркнуть ПКО и возвратить его главному бухгалтеру или руководителю.
При соответствии получаемой суммы той, которая указана в ПКО, кассир подписывает его и проставляет печать, а лицу, вносящему деньги, выдает квитанцию, приложенную к ПКО.
При проведении кассовых операций с помощью ККТ, ПКО оформляется на основании контрольной ленты, изъятой после окончания их проведения. Наличные деньги, принятые платежными агентами, являются исключением.
Выдача наличных денег осуществляется лично получателю, который указан в РКО.
При этом получатель обязан представить документ, удостоверяющий личность либо доверенность на получение денег, если вместо получателя деньги выдаются представителю.
Кассир не должен принимать претензии от получателя относительно неверно выданной суммы, если получатель пересчитывал деньги не под наблюдением кассира.
При выдаче наличных денег получателю по доверенности кассир в расчетно-платежной ведомости ставит соответствующую отметку перед подписью получателя. Доверенность прикладывается к РКО.
При необходимости получения денег работниками организации или ИП на нужды компании денежные средства выдаются под отчет.
РКО в таком случае оформляется по заявлению работника, на котором должна стоять подпись руководителя и его собственноручная надпись относительно выдаваемой суммы, а также дата выдачи.
Подотчетное лицо предъявляет авансовый отчет главбуху, бухгалтеру или руководителю в течение трех рабочих дней с момента истечения срока, на который деньги были выделены. ИП или руководитель организации устанавливает срок для проверки авансового отчета бухгалтером или главбухом.
Нововведения коснулись и выдачи заработной платы, стипендии и других выплат.
Ранее срок выдачи денежных средств составлял три рабочих дня, а в условиях Крайнего Севера – пять рабочих дней.
Сейчас выдача таких средств осуществляется в течение пяти рабочих дней, с учетом получения денег в банке. Старший кассир обязан выдать кассирам под роспись всю сумму, указанную в платежной ведомости. Кассиры выдают деньги работникам под роспись в платежной ведомости.
В последний день выдачи денег кассир проставляет штамп напротив фамилий работников, которым не выданы деньги, либо ставит надпись «депонировано», осуществляет подсчет выданных средств и проставляет общую сумму в итоговой строке.
Далее подсчитывает сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк, и также прописывает ее в итого‑ вой строке, сверяет все суммы и оформляет реестр депонированных сумм в произвольной форме.
Если раньше лимит остатка наличных денежных средств устанавливался банком, а с руководством компании он только согласовывался, то с этого года лимит остатка больше не нужно согласовывать с банком. Руководство самостоятельно его устанавливает.
Итак, при установлении лимита можно исходить либо из общего объема поступлений, либо из общего объема выдачи наличных денежных средств.
В первом случае сумму поступлений делят на рабочие дни для определенного периода, а затем умножают на рабочие дни, которые приходятся на временной период между днями сдачи наличных денег в банк.
Во втором случае сумму наличных, подлежащих выплате за расчетный период, делят на рабочие дни периода, а результат умножают на рабочие дни между днями сдачи наличных денег в банк. Второй вариант невозможен при выдаче заработных плат или стипендий, а также иных выплат работникам.
Расчетный период не должен быть больше 92 рабочих дней. Период между днями сдачи денег в банк не должен превышать 7 рабочих дней, а при отсутствии банка в населенном пункте – 14 рабочих дней.
Изменился также порядок хранения наличных средств сверх установленного лимита.
Нововведения коснулись и выдачи заработной платы, стипендии и других выплат. Сейчас выдача средств осуществляется в течение пяти рабочих дней, с учетом получения денег в банке.
Если раньше организации обязаны были сдавать всю имеющуюся сверх лимита наличность в банк, в порядке и в сроки, установленные банком, то теперь категорически запрещено хранить наличность сверх оговоренного лимита.
Отметим, что, согласно старому порядку, предприятия были обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Подводя итог обзору нового Положения, можно сделать следующие выводы:
В новом Положении подробным образом описаны взаимоотношения младших кассиров и старшего кассира.
Определены моменты, касающиеся обособленных подразделений.
Подробно изложена информация о применении технических средств при ведении кассовых операций.
Помимо юридических лиц данное Положение теперь касается и индивидуальных предпринимателей.
В целом новое Положение упрощает жизнь бухгалтерам и руководителям организаций.
Однако фактически оно не дает право собственнику имущества распоряжаться им по своему усмотрению, так как обязывает хранить все денежные средства в банке.
Если для организаций это не имеет существенного значения, то для индивидуального предпринимателя такое положение дел может стать критическим.
И нетрудно спрогнозировать, что в скором времени число индивидуальных предпринимателей снизится в разы.
В отношении свернутого отражения потоков от покупки и продажи финансовых вложений следует обратить внимание на требования п. 9 ПБУ 23/2013. В этом пункте в качестве примера денежного потока от текущих операций приводятся потоки по финансовым вложениям, приобретаемым с целью перепродажи в краткосрочной перспективе. При этом в отличие от п. 17 того же Положения, в котором не детализируются понятие «короткие сроки возврата», в подп. «з» п. 9 дано представление о краткосрочной перспективе, как о периоде, не превышающем, как правило, трех месяцев.