Файл: Методология стрессоустойчивости как качества личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Эмоциональный - заключается в умении человека контролировать свое эмоциональное состояние в предконфликтных и конфликтных ситуациях, в способности открыто проявлять свои эмоции без унижения личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем (отражает уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в сложных ситуациях);

- Волевой - это способность к сознательному контролю и овладению собой, терпимостью к другим, самообладанием и самоконтролем, невосприимчивостью к провокационным действиям оппонента;

- Познавательный - устойчивость функционирования познавательных процессов личности; этот компонент включает умения определять начало предконфликтной ситуации, осуществлять объективный анализ причин ее возникновения, прогнозировать развитие конфликта и возможные последствия, быстро принимать правильные решения;

- Мотивационный - обеспечивает адекватность устремлений в конфликте, их направленность на поиск путей решения противоречий, способность корректировать интересы в зависимости от изменения обстоятельств и конкретной ситуации;

- Психомоторное - обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, контролировать свои жесты, мимику [Анцупов А., Шипилов А., 2002, 203].

Таким образом, конфликт может быть оптимально решен только тогда, когда индивид находиться в состоянии активного напряжения, поиска, проявляет стремление выйти из кризиса. Основными личностными причинами конфликтов выступают низкий уровень конфликтности личности, система мотивов, неадекватная самооценка, недостаточное развитие эмпатии и т.п.. Выше указанные компоненты относятся и к основным компонентам стрессоустойчивости, поскольку основным элементом устойчивости к конфликтам является умение человека противостоять стрессовым факторам.

В качестве составляющих компонентов когнитивного ресурса стрессоустойчивости можно выделить [43; 67]:

- Функциональный компонент - характеризуется наличием соответствующего потенциала когнитивных функций (внимания, памяти, мышления) людей, которые являются необходимыми условиями реализации выхода из конкретной стрессовой ситуации;

- Компонент самооценки - демонстрирует уровень основных составляющих подготовленности к повышению собственной стрессоустойчивости, заключается в выяснении причин субъективно низкой или высокой оценки стрессовой ситуации, адекватности такой оценки и моделирования путей достижения высокого уровня устойчивости к стрессам;


- Стилистический компонент - содержит показатели, характеризующие индивидуально-своеобразные приемы переработки информации об актуальной и стрессовой ситуации;

- Социально-когнитивный компонент - характеризуется наличием социально-психологических особенностей «искривление» человеком информационного потока, происходит при наличии иррациональных и неконструктивных представлений о своих возможностях и часто является причиной возникновения стрессовых состояний;

- Когнитивно-поведенческий компонент - характеризует стратегии действий человека, направленных на преодоление стрессовых ситуаций, а также характеризует личный поведенческий тип деятельности, что может способствовать возникновению стрессовых ситуаций [11; 158].

По мнению исследователей, воздействие стрессора на человека не всегда вреден. Существуют так называемые полезные стрессы, которые мобилизуют внутренние ресурсы человека [1; 37]. Начав борьбу с негативными природными или социальными условиями, человек может пересмотреть свою предыдущую жизнь и выйти из стрессовой ситуации не только не потеряв здоровье, но и с новыми силами и возможностями. Такое положительное влияние стрессовой ситуации на жизненные перспективы человека возможен тогда, когда в поиске новых целей и возможностей личность преодолевает внутренние ограничения и достигает полной самореализации [25; 711].

Так, в рамках психофизиологического подхода склонность личности к дистрессу, т.е. усталости как физических, так и психических адаптационных возможностей, определяется как данность: если у человека имеются генетические или психологические предпосылки болезненного реагирования на стрессогенные воздействия среды, их можно изучать и учитывать, но не изменять. Поэтому главной задачей профилактики стрессовых расстройств считается создание возможностей для своевременной психомышечной релаксации людей, испытывающих чрезмерный стресс [26; 237].

Характер и интенсивность стрессовой ситуации в основном определяются степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная ситуация, деятельность, и теми потенциалами, которыми обладает субъект. Стрессоустойчивость будет обеспечивать высокую эффективность деятельности и сохранит здоровье человека, если он будет руководствоваться креативным мышлением в решении своих проблем [14; 94]. Формирование стрессоустойчивости является процессом усвоения человеком различных способов адаптации к стрессовым ситуациям. Поэтому человек должен увеличивать свою устойчивость к стрессовым ситуациям для того, чтобы в будущем уметь противостоять любым негативным воздействиям окружающей среды.


1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности

Профилактика стресса вплотную зависит от навыков личностиа в саморегуляции.

Саморегуляция – это способность поддерживать постоянство эмоциональной сферы, а так же постоянство внутренней среды организма [15; 8]. Поскольку стресс это не только эмоциональные, но и гормональные реакции – данное определение является достаточно точным.

Профилактика стресса – это применение определенных мер и мероприятий с целью недопущения человека впадания в стрессовое состояние или же ослабление его степени. Профилактика обеспечивает сохранение физического и психического здоровья, однако сами меры требуют определенной выработки, сознательности и организованности [24; 274].

Профилактикой стресса является антистрессовый стиль жизни. Сюда относятся [23; 19]:

  1. сбалансированное питание. К стрессу приводят: нерегулярное питание, питание на ходу, употребление вредных продуктов, размышления о негативном во время еды, переедание. Так же следует: не переедать на ночь и по ночам, не злоупотреблять дрожжевыми, рафинированными и генномодифированными продуктами, есть больше свежих овощей и фруктов, пить соки.
  2. рациональный отдых. Лучший отдых - это смена деятельности. Нужно уметь отдыхать в разные периоды:

а) повседневный отдых: когда заканчивается рабочее время и Вы приходите домой, оставляйте «рабочие» мысли в кабинете и вникайте в ситуацию в семье и наоборот. Нужно уметь переключаться мыслями, отвлекаться;

б) отдых в выходные: выходной должен быть как минимум один в неделю – это минимум. Важно взять это за правило. Выходной должен проходить отлично от рабочего дня: без суеты (если в рабочие дни преобладает суета), в активном движении (если работа сидячая), выходной день должен быть насыщен положительными эмоциями, чтобы отреагировать накопленные за рабочую неделю эмоции;

в) сон: во время сна организм полностью отдыхает от предыдущих нагрузок и возобновляется. Существуют следующие рекомендации для нормализации сна: спать 7-8 часов в сутки, засыпать до 12 часов ночи, устраивать дневной сон на 30 минут, не наедаться перед сном и проветривать помещение, избегать перед сном умственный труд, не употреблять алкоголь, расслабиться перед сном. Продуктивность следующего дня пропорциональна качеству сна.


г) правильный интерьер. Организация рабочего места.

д) создание позитивных образов во внешнем окружении. На фоне вещей необходимых, важно даже на рабочем месте размещать вещи эмоционально заряженные: картины, фотографии семьи, цветы, иконы и так далее.

  1. личная жизнь, семейные отношения. Нормализация семейных отношений, сбалансирование семейных ценностей. Если это отсутствует – то семья становится источником стресса;
  2. антистрессовый стиль работы предполагает: перераспределение времени, иерархию дел по степени важности, планирование, наличие регулярных небольших перерывов, компьютерная гигиена.

Существуют следующие принципы психологической саморегуляции [31; 24]:

  1. отвлечение от стрессовой ситуации;
  2. снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс;
  3. активное поведение;
  4. умение расслабляться.

Если следовать выше указанным рекомендациям, то достаточно будет профилактики, которая со временем будет осуществляться самопроизвольно, если же человек не уделял время профилактики, то при попадании в глубокое стрессовое состояние можно использовать определенные стратегии преодоления стресса [28; 6].

Преодоление стресса – это изменчивые психические и поведенческие усилия, которыми человек отвечает на требования, выдвигающиеся ими же. Преодоление – это не единая стратегия, которая применяется при любых условиях в любое время [34; 76]. Люди преодолевают стрессы по-разному. Эффективный ответ на стресс, который ведет к адаптации, использование такой стратегии взаимодействия со стрессом, которая значительно снижает переживания стресса. Полностью избежать стресс невозможно. Лишь применение неэффективных способов борьбы со стрессом может негативно отражаться на здоровье человека, его психическом состоянии и общей форме.

Способы преодоления стресса делятся на неэффективные и эффективные [33; 172].

Неэффективные реакции на стрессоры – это те, которые на протяжении длительного времени не способствуют снижению уровня стресса. Когда не происходит снижение стрессового состояния, то человек «фиксируется» («зацикливается»), продолжает реагировать одинаково на один и тот же стрессор. Фиксирование редко бывает адекватной реакцией на стресс. Со временем человек может стать готовым отступить, отказаться от старой последовательности действий и попробовать иную стратегию. Определенным образом откладывание «на потом» является разновидностью фиксирования. Если человек не меняет свое поведение или совсем ничего не делает, возникает одна из двух распространенных и неэффективных реакций на стресс: агрессия и тревога. Ощущение тревоги, нервозность мешает нормальной адаптации к раздражителям окружающей среды (жизни).


Эффективные способы преодоления стресса способствуют нормализации физического и психического состояния человека, эффективности его адаптации к внешним раздражителям [39; 224].

Их можно разделить на четыре категории [41; 357]:

1). Активное взаимодействие со стрессом или влияние на саму проблему.

2). Изменение взгляда на проблему.

3). Принятие проблемы и уменьшение физического эффекта стресса.

Данная категория предполагает преодоление стресса опосредованно, через:

а) употребление лекарственных препаратов [48; 13].

б) релаксацию или расслабление.

в) физические упражнения и проявления: бег, танцы, езда на велосипеде, плач, смех.

г) свежий воздух, вода.

Провокаторами стресса на физиологической основе являются: алкоголь и кофеин [45; 16;].

4). Комплексные способы преодоления стресса.

К ним относятся: излечение через помощь другим, обращение к Богу, изменение способа жизни на более уравновешенный и здоровый.

Адаптивность к стрессу это универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни [14; 100].

Это полисистемное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс.

Адаптивность к стрессу включает 8 базовых способностей:

1). Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чувством юмора, высокой мотивацией достижения, ориентированной на моторную и языковую активность.

2). Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоциональную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справляться с эмоциональными нагрузками.

3). Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики.

4). Способность к адаптивному сну и сновидениям. Свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений.

5). Способность к уверенному поведению, проявляющуюся в уверенности, социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности, социальной компетентности, способности к самоутверждающему поведению.