Файл: Теоретические основы использования наглядности в начальных классах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затем несколько отобранных фрагментов (продолжительностью по 2-3 минуты каждый) были предъявлены обучающимся. В записи беспристрастно воспроизводились отрицательные привычки ребят, манера вести себя на уроке: неправильная посадка при письме, «лежание» на партах», неумение правильно поднимать руку, отвечать у доски…

На начало просмотра поведение обучающихся мало отличалось от запечатлённого на плёнке. Однако, как только ребята узнавали на экране себя или одноклассников, тут же, молниеносно, вероятно почти безотчётно, принимали правильные позы! Эмоциональное, воспитательное воздействие экрана, как зеркала, проявилось здесь настолько сильно, оказалось так велико, что детям даже не потребовалось дополнительных слов и объяснений, призывов учителя вести себя как полагается...

Технические же средства нашей начальной школы, к сожалению, крайне ограничены:

  1. парой проигрывателей (в кабинете музыки и в кабинете иностранных языков)
  2. и парой фильмоскопов, очень старых, не дающих качественного изображения.

В кабинетах изобразительного искусства, развития технического мышления, ТСО или нет совсем, или есть, но в нерабочем состоянии, как фильмоскоп, проигрыватель или экран в некоторых кабинетах. Единственный работающий фильмоскоп в кабинете географии даёт чёткое изображение только на близком от стены расстоянии, что не способствует просмотру диафильмов большим количеством зрителей. Но даже в малочисленном классе коррекции просмотр затруднён, так как розетку электропитания установили только в этом году в коридоре (из-за технических просчётов при сооружении кабинета), а значит время просмотра зависит от расписания работы в соседнем кабинете, чтобы не оставить обучающихся в нём без света на время работы фильмоскопа. Однако дети могут посмотреть диафильмы по тематике уроков чтения и природоведения, классных часов. Фильмоскоп, диафильмы, а также магнитофон с аудиокассетами я приношу из дома (что не всегда удобно и сопряжено с определёнными трудностями). Санитарно-гигиеническими нормативами на просмотр диафильма в начальных классах отводится около 15 минут. Дети смотрят учебные диаматериалы с удовольствием, лучше запоминают и припоминают при ответе их содержание.

Но, если не считать использования диафильмов в классе коррекции и грамзаписей в некоторых кабинетах, в нашем начальном звене работа с ТСО в УВП находится в плачевном состоянии.

Практически невозможно использование в начальных классах учебных кинофильмов и видеоматериалов. Нет у нас для этого необходимого оборудования. О кинопроекторе с комплектом учебных киноматериалов приходится только мечтать. Видеокамера и видеомагнитофон в школе есть. Но начальной школе они недоступны. Так учителя начальных классов, имея на руках свой видеофильм «В мире животных», не смогли провести урок природоведения с его использованием, не смогли провести видеосъемки для семинара по чтению.


Необходимо расписание работы методического кабинета с указанием часов присутствия ответственных за допуск к видеомагнитофону и видеокамере коллег, график их работы по заявкам учителей согласно утверждённым планам проведения открытых мероприятий. Необходим (хотя бы раз в полугодие-год) допуск обучающихся непрофильных классов на ознакомительные экскурсии в кабинет информатики, чтобы все дети имели представление о таком мощном представителе электронных средств обучения как ПК.

Необходимо также:

  1. разрозненные остатки классных фонотек и диатек классифицировать, составить общий список существующих в школе аудио- и видеоматериалов,
  2. отремонтировать (поскольку нет возможности приобрести новые) проигрыватель и фильмоскопы,
  3. собрать их в одном кабинете, назначить ответственного за них, указать его время работы, чтобы каждый учитель начальной школы при необходимости мог свободно использовать хотя бы то из ТСО, что есть в наличии в школе на сегодняшний день.

Наконец, необходимо всерьёз заняться пополнением ТСО в нашей начальной школе. Только тогда можно говорить о приближении нашего учебно-воспитательного процесса к современным требованиям обучения.

Выводы по I главе

Теоретический анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:

Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения (ТСО), определяются уровнем совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и ТСО органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были ТСО, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными.

Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.


ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности как принципа обучения

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель исследования: определить, теоретически обосновать, изучить педагогический опыт и практически использование ТСО на уроках по формированию личности младших обучающихся.

Этапы исследования:

    1. Выявление уровня воспитанности в исследуемом классе.
    2. Обработка эмпирических данных (таблицы).
    3. Анализ полученных результатов.

Методики исследования:

    1. Методика «Оценка уровня развития базовых компетенций обучающихся»;
    2. Анкетирование по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.).

Методика «Оценка уровня развития базовых компетенций обучающихся»

Диагностическая карта составлялась по материалам Андреева В.И. «Учителю о базовой компетенции обучающихся». Формирование уровней диагностируется с учетом суммарной оценки бальных показателей оценки и самооценки развития базовых компетенций обучающихся как среднеарифметическая величина. При организации диагностического исследования выявляются уровни развития базовых компетенций обучающихся: низкий, средний, выше среднего, высокий. Уровни определяются исходя из содержания критериев развития базовых компетенций.

Низкий уровень оценивался минимальным количеством баллов – от 0 до 3, средний – от 4 до 5, выше среднего – от 6 до 7, высокий – от 8 до 10.

Таблица 1

Критерии базовой компетенции обучающихся

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Принятие решения

Характеризует самую низкую ступень формирования ее показателей. На этом уровне у обучающихся диагностируются несистематические представления о правилах поведения в проблемных ситуациях, наблюдается негативное отношение к работе в группе, которое тесно связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков, отсутствием интереса к учебе, плохой эрудированностью.

Как правило, обучающиеся способны проанализировать ситуацию, но не способны принять самостоятельное решение

принятие самостоятельных и нестандартных решений, умение работать автономно, умение работать в группе, проявляются коммуникативно-лидерские способности

Основной характеристикой данного уровня развития базовых компетенций обучающихся являются: умение быстро анализировать ситуацию, брать на себя ответственность и принимать решения, аналитическая грамотность, обширные базовые межпредметные знания, ярко выраженные коммуникативные способности, склонность к лидерству в группе

Адаптивность

Информированность

Коммуникативность


Анкетирование по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.)

Определение проблемных полей по 4 блокам «Познавательная активность», «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности», «Саморазвитие», «Организованность в учении».

Таблица 2

Критерии умственной воспитанности и познавательной активности

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Обработка результатов: признаки проявления умственного воспитания оцениваются по пятибалльной системе. Оценки заносятся в таблицу. Далее считается средний арифметический балл (сумма баллов разделить на 4).

Если среднеарифметический балл: от 4,5 до 5 – высокий уровень умственного воспитания; от 3,9 до 4,4 – достаточный уровень умственного воспитания; от 2,9 до 3,8 - средний уровень умственного воспитания; от 2,8 и ниже – низкий уровень умственного воспитания.

По шкале уровень умственного воспитания оценивается в процентном соотношении, что позволяет видеть динамику развития обучающихся.

Оценка уровня базовой компетентности обучающихся проводилась по 10-ти балльной системе в конце 2015-2016 учебного года.

Диагностика исходного уровня развития базовых компетенций проводилась методами анкетирования, тестирования и анализа деятельности обучающихся 2А класса. Для оценки уровня развития базовых компетенций была применена методика, разработанная В.И. Андреевым.


В целом получились следующие результаты:

Гистограмма 1

Результатов мониторинга уровня развития базовой компетенции младших обучающихся

Формирование уровней диагностировалось с учетом суммарной оценки бальных показателей оценки и самооценки развития базовых компетенций обучающихся как среднеарифметическая величина.

При организации диагностического исследования были выявлены уровни развития базовых компетенций младших обучающихся: низкий, средний, выше среднего, высокий. Уровни были определены исходя из содержания критериев развития базовых компетенций. Низкий уровень оценивался минимальным количеством баллов – от 0 до 3, средний – от 4 до 5, выше среднего – от 6 до 7, высокий – от 8 до 10.

По результатам видно, что у большей части обучающихся 2Б класса наблюдается средний уровень развития базовых компетенций и оценивается как неустойчивый.

Следующим этапом нашей работы являлось проведение анкетирования обучающихся по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности обучающихся (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.)

В результате обработки полученных данных нами была составлена сводная таблица с зоной обозначения проблемных полей. В данном случае их 4: «Познавательная активность», «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности», «Саморазвитие», «Организованность в учении».

Таблица 3

Сводная таблица результатов мониторинга уровня умственного воспитания

Уровень воспитанности

Количество обучающихся

Оптимальный уровень

6

Допустимый уровень

10

Низкий уровень

2

Критический уровень

2

Анализ сводной таблицы позволил нам определить, что уровень умственного воспитания у большинства младших обучающихся соответствует норме.

Следующим этапом нашей работы является определение «Проблемного поля».

«Проблемное поле» - это область обучения и воспитания, в которой испытывает затруднения обучающийся.

Таблица 4

Сводная таблица «Проблемное поле»

Проблемное поле

Количество обучающихся

Познавательная активность

4

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

6

Саморазвитие

9

Организованность в учении

1