Файл: Основные принципы управления затратами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты расчета вышеуказанных коэффициентов представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты коэффициентного анализа затрат ООО «Нафта-Логистика»

Показатель

Период

За весь период

2015

2016

2017

min

среднее

max

Материалоемкость

0,00028

0,00033

0,00032

0,00028

0,00031

0,00033

Зарплатоемкость

0,20

0,21

0,35

0,20

0,25

0,35

Амотризациемкость

0,0101

0,0093

0,0108

0,0093

0,0101

0,0108

Коэффициент прочих затрат

0,62

0,67

0,71

0,62

0,66

0,71

Операционный рычаг

4,67

7

3,83

3,83

5,17

7

Рентабельность затрат

1,55

1,19

1,10

1,10

1,28

1,55

Общая затратоемкость

0,83

0,89

1,07

0,83

0,93

1,07

Динамика показателя материалоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Динамика показателя материалоемкости ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. показатель материалоемкости ООО «Нафта-Логистика» составил 0,00028 ед., а в 2016 г. увеличился на 17% и составил 0,00033; увеличение материалоемкости произошло за счет увеличения материальных затрат на 33%. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует об увеличении материальных затрат на ед. продукции. В 2017 г. данный показатель снизился на 3% и составил 0,00032 ед.; снижение материалоемкости произошло за счет опережающего темпа роста выручки от продаж над темпом роста материальных затрат, 103,2% и 100,1% соответственно. Данная динамика является положительной, т.к. свидетельствует о снижении материальных затрат на ед. продукции.

Динамика показателя зарплатоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 7.


Рисунок 7 – Динамика показателя зарплатоемкости ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. зарплатоемкость ООО «Нафта-Логистика» составляла 0,20 ед., затем в 2016г. увеличилась на 4,3%, это связано с увеличением расходов на оплату труда с отчислениями на 18,6%. Данная динамика является негативной, т.к. с увеличением показателя зарплатоемкости, снижается зарплатоотдача, что говорит о том, что на 1 рубль заработной платы приходиться меньший объем продукции. В ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г. данный показатель увеличился на 68% и составил 0,35 ед., данное увеличение связано с ростом расходов на оплату труда с отчислениями на 73,5%, что в свою очередь можно объяснить ростом заработной платы работников.

Динамика показателя амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика показателя амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. показатель амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика» составил 0,0101 ед., затем дальнейшее снижение показателя в 2016 г. на 8% произошло за счет опережающего темпа роста выручки над темпом роста амортизации, 113,7% и 104,7% соответственно. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует о снижении технического уровня предприятия. Увеличение амортизациемкости в 2017 г. на 16%, связано с опережающим темпом роста амортизации над темпом роста выручки от продаж, 120% и 103% соответственно. Данная динамика является положительной, т.к. свидетельствует об увеличении технического уровня предприятия.

Динамика коэффициента прочих затрат ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 – Динамика коэффициента прочих затрат ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. коэффициент прочих затрат ООО «Нафта-Логистика» составлял 0,62 ед., затем увеличился на 8%, данное увеличение связано с ростом прочих затрат на 23%, в то время как выручка предприятия увеличилась только на 13,7%. В 2017 г. данный коэффициент увеличился на 6,4% и составил 0,71 ед., данное увеличение связано с опережающим ростом прочих затрат над ростом выручки от продаж, 109,7% и 103% соответственно. Данная динамика говорит о высоком уровне и росте прочих затрат, которые приходились на единицу продукции.

Динамика операционного рычага ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 – Динамика операционного рычага ООО «Нафта-Логистика»


В 2015 г. операционный рычаг ООО «Нафта-Логистика» составлял 4,67 ед., затем в 2016 г. увеличился на 50%, данное увеличение связано с ростом маржинального дохода на 12% и снижением прибыли от реализации на 25%. В 2017 г. данный показатель снизился на 45,2% и составил 3,83 ед., данное снижение можно объяснить снижением маржинального дохода на 15,5%, что в свою очередь связано с ростом переменных затрат на 73,4% за счет роста расходов на оплату труда. Данная динамика свидетельствует о том, что в случае увеличения выручки от продаж, прибыль от реализации увеличиться на меньший процент, чем в прошлом году.

Динамика рентабельности затрат ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 11.

Рисунок 11 – Динамика рентабельности затрат ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. рентабельность затрат ООО «Нафта-Логистика» составляла 1,55 ед., затем в 2016 г. снизилась на 23,6%, снижение произошло за счет опережающего темпа роста себестоимости над темпом роста валовой прибыли, 132,7% и 101,4% соответственно. Снижение рентабельности затрат в 2017 г. на 7,2% связано со снижением валовой прибыли, в то время как себестоимость увеличилась на 7,4%. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует о снижении доли прибыли в каждом рубле, затраченного на производство и реализацию продукции.

Динамика общей затратоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Динамика общей затратоемкости ООО «Нафта-Логистика»

В 2015 г. общая затратоемкость ООО «Нафта-Логистика» составляла 0,83 ед., а в 2016 г. увеличилась на 7%, рост данного показателя связан с опережающим темпом роста затрат над темпом роста выручки, 122% и 113,7% соответственно. Дальнейшее увеличение показателя общей затратоемкости на 21,1% можно связать с опережающим темпом роста затрат над темпом роста выручки от продаж, 125% и 103% соответственно. Данная динамика является негативной, т.к. говорит об увеличении затрат, приходящихся на ед. выпущенной продукции.

Проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015-2017гг. Исходные данные представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа затрат ООО «Нафта-Логистика»

Показатели

2015

2016

2017

Материальные затраты

9 994

13 282

13 290

Затраты на оплату труда

6 613 162

7 363 123

12 991 052

Затраты на социальные нужды

456 578

1 022 196

1 557 222

Амортизация

355 675

372 415

445 930

Прочие затраты

21 669 966

26 632 638

29 227 214


Далее проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2016 г.:

Итого по элементам затрат:

  1. в 2015 г.

TC = 9 994 + 6 613162 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 105 375 т.р.

  1. в 2016 г.:

TC = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654

т.р.

TC (МЗ) = 13 282 + 613162 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 108 663 т.р.

Δ TC (МЗ) = 29 108 663 – 29 105 375 = 3 288 т.р.

TC (ОТ) = 13 282 + 7 363 123 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 858 624 т.р.

Δ TC (ОТ) = 29 858 624 – 29 108 663 = 749 961 т.р.

TC (СО) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 355 675 + 21 669 966 = 30 424 242 т.р.

Δ TC (СО) = 30 424 242 – 29 858 624 = 565 618 т.р.

TC (Ам) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 21 669 966 = 30 440 982 т.р.

Δ TC (Ам) = 30 440 982 – 30 424 242 = 16 740 т.р.

TC (ПЗ) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654 т.р.

Δ TC (ПЗ) = 35 403 654 – 30 440 982 = 4 962 672 т.р.

Наибольшее влияние на общую величину затрат в ООО «Нафта-Логистика» в 2016 г. оказал такой фактор, как прочие затраты, увеличив его на 22,9%, общая величина затрат увеличилась на 16,3%.

Далее проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г.:

Итого по элементам затрат:

  1. в 2016 г.

TC = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654

т.р.

  1. в 2017 г.:

TC = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 29 227 214 = 44 234 708 т.р.

TC (МЗ) = 13 290 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 662 т.р.

Δ TC (МЗ) = 35 403 662 – 35 403 654 = 8 т.р.

TC (ОТ) = 13 290 + 12 991 052 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 41 031 591 т.р.

Δ TC (ОТ) = 41 031 591 – 35 403 662 = 5 627 929 т.р.

TC (СО) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 372 415 + 26 632 638 = 41 566 617 т.р.

Δ TC (СО) = 41 566 617- 41 031 591 = 535 026 т.р.

TC (Ам) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 26 632 638 = 41 640 132 т.р.

Δ TC (Ам) = 41 640 132 – 41 566 617 = 73 515 т.р.

TC (ПЗ) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 29 227 214 = 44 234 708 т.р.

Δ TC (ПЗ) = 44 234 708 – 41 640 132 = 2 594 576 т.р.

Наибольшее влияние на общую величину затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г. оказал такой фактор, как расходы на оплату труда, увеличив его на 76,4%, общая величина затрат увеличилась на 16%.

Разработка рекомендаций по оптимизации затрат в ООО «Нафта-Логистика»

Сначала представим SWOT-анализ предприятия «Нафта-Логистика» (табл. 7).

Таблица 7 – SWOT-анализ ООО «Нафта-Логистика»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Высокая степень вертикальной интеграции бизнеса.
  • Высокие стандарты корпоративного управления и высокая репутация.
  • В пятерке лидеров нефтяной отрасли России.
  • Продуманное управление рисками.
  • Стратегическое партнерство с Лукойл в нефтедобыче и Газпромом в газовой отрасли.
  • Использование передовых технологий в добыче и переработке.
  • Оперативные меры в ответ кризису
  • Сильная истощенность старых месторождений.
  • Сложности в получении антикризисной помощи от государства.
  • Ограниченный доступ к нераспределенному фонду стратегических месторождений.
  • Зависимость от транспортной инфраструктуры Транснефти.
  • Высокий уровень затрат на добычу, переработку и транспортировку сырья.

Возможности

Угрозы

  • Разработка крупных месторождений совместно с ConocoPhillips в Ираке.
  • Приоритетный доступ к газотранспортной системе Газпрома в будущем.
  • Синергетический эффект от будущих поставок собственного газа на ТГК-8.
  • Покупка доли в компании Repsol для повышения перерабатывающих мощностей.
  • Повышение доли в НПЗ ISAB до 75% либо до 100% по опциону.
  • Ввод банка качества нефти в России.
  • Падение добычи нефти в Западной Сибири.
  • Повышение влияния со стороны государства.
  • Внедрение чиновников в менеджмент и совет директоров.
  • Концентрация большого пакета акций в руках одного человека.

Основной проблемой ООО «Нафта-Логистика» является то, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат занимают прочие затраты, в которые входят: покупная стоимость товаров для перепродажи, налоги, платежи, включаемые в себестоимость проданных товаров, работ и услуг, арендная плата, услуги сторонних организаций по охране, связи и коммунальным услугам, страхование, транспортные расходы, связанные с реализацией и командировочные расходы. Для решения этой очень важной проблемы и повышения эффективности функционирования предприятия предлагается ряд мер по оптимизации затрат:

  1. увеличение наценки в большую сторону на покупные товары для перепродажи;
  2. на коммунальные услуги, такие как электроэнергия и вода установить счетчики и следить за их рациональным использованием расходованием;
  3. снизить арендную плату путем переговоров с арендодателем.
  4. устранение потерь, сокращение потребления продукции на собственные нужды;
  5. внедрение новых и модернизация действующих производственных фондов;
  6. использование новых более прогрессивных технологий;
  7. рационализация системы энергоснабжения;
  8. стимулирование работников предприятия к росту производительности и снижению себестоимости.

Теперь рассмотрим резервы и пути оптимизации затрат на каждом этапе функционирования ООО «Нафта-Логистика».

К основным факторам, оказывающим существенное влияние на себестоимость геологоразведочных работ, относятся:

  • внедрение новых и модернизация действующих производственных фондов, а также прогрессивной технологии бурения скважин, создание и внедрение более стойких долот, применение буровых установок нормального ряда в соответствии с геологическими и природными условиями;
  • строгое соблюдение установленной последовательности производства геологоразведочных работ по стадиям и подстадиям. Исключение каких-либо стадий или подстадий из общей схемы геологоразведочного процесса допустимо лишь в отдельных случаях в связи с особыми природными условиями объекта. При соблюдении установленной стадийности исключается проведение более дорогих детальных исследований в тех случаях, когда объект не получил положительную оценку на предшествующей стадии;
  • наличие обоснованной методики производства геологоразведочных работ, от выбора которой зависят и геологические результаты и размеры затрат;
  • повышение качества выполнения геологического задания, укрепление технологической дисциплины и установление строгого контроля за качеством;
  • повышение качества проектирования геологоразведочных работ. В проектах должны обосновываться наиболее экономичные варианты, позволяющие выполнять геологическое задание с наименьшими трудовыми и материальными затратами;
  • сдвиги в территориальном размещении геологоразведочных работ;
  • улучшение организации снабжения геологоразведочных предприятий;
  • изменение природных условий;
  • изменение уровня цен на материальные ресурсы и уровня заработной платы.