Файл: «Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя данные, представленные в таблице 10, мы можем сделать вывод об уровне личностных особенностей испытуемых, с учетом нормативных показателей шкалы достоверности:

Высокий уровень адаптивных особенностей выявлен у 80%, средний уровень у 10%, низкий уровень у 10%.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости выявлен у 60% испытуемых, средний уровень у 30%, низкий уровень у 10%.

Высокий уровень коммуникативных особенностей выявлен у 60%, средний уровень у 30%, низкий уровень у 10%.

Высокий уровень моральной нормативности выявлен у 40%, средний уровень у 40%, низкий уровень у 20%.

Наглядно данные представлены на рис. 9.

Рисунок 9. Распределение показателей особенностей адаптивности в группе на двух этапах исследования

Анализ данных показывает, что у большинства сотрудников после формирующего этапа выявлены хорошие адаптивные способности, высокий уровень нервно-психической устойчивости, хорошо развитые коммуникативные способности и моральная нормативность. Такие данные прогнозируют общий высокий уровень социально-психологической адаптации, учитывая специфику профессиональной деятельности.

С целью сравнения данных мы высчитали среднегрупповые показатели, наглядно данные представлены на рис. 10.

Рисунок 10. Сравнительные данные показателей адаптивной особенности на двух этапах исследования

Сравнительный анализ показывает, что существенные различия видны только по двум параметрам – адаптивные особенности и нервно-психическая устойчивость. В группе новых сотрудников после прохождения формирующей программы высокий уровень адаптации и НПУ, в отличие от констатирующего этапа. Коммуникативные особенности и моральная нормативность на двух этапах практически на одинаковом уровне – высоком.

Результаты диагностики трудовой мотивации сотрудников ООО «Прогресс» представлены в табл. 11.

Таблица 11

Обобщенные результаты диагностики трудовой мотивации сотрудников ООО «Прогресс»

Мотив

Балл

1. Денежный заработок

4,8

2. Стремление к продвижению по службе

4,4

3. Стремление избежать критики коллег или руководителя

1,1

4. Стремление избежать возможных неприятностей или наказаний

1,2

5. Потребность в достижении уважения со стороны других и социального престижа

4,1


Продолжение таблицы 11

6. Удовлетворение от результата и самого процесса работы

4,8

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данном виде деятельности

4,6

Наглядно показатели различных видов мотивации представлены на рис. 11.

Рисунок 11. Распределение показателей мотивации

Как видно из рис. 11, у сотрудников также преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация. При этом необходимо отметить, что уровень внешней положительной мотивации немного вырос, а внешней отрицательной – снизился.

При оценивании результатов шакалы оценки мотивации по отношению к достижению поставленной цели, получены были такие данные:

1) На низком уровне мотивация к труду у 2,7% опрошенных.

2) На среднем уровне мотивация к трудовой деятельности у 29,8% опрощенных сотрудников.

3) Достаточно высокий уровень мотивации к труду у 67,5% опрошенного персонала.

Данные, которые были получены приведем на рис. 12.

Рисунок 12. Распределение уровней мотивации персонала в ООО «Прогресс»

Из выше изложенного можно сделать вывод, что персонал ООО «Прогресс» заинтересован в своей работе и в ходе работы, достигают успехов.

В результате проведенного исследования по методике оценки мотивации к избеганию неудач – самозащите были получены следующие данные: низкий уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 52,7% респондентов, у 24,75% испытуемых – средний уровень мотивации, у 22,55% - высокий уровень мотивации. Из результатов, можно сказать, что у большей части сотрудников низкий уровень мотивации к избеганию неудач, что означает что они спокойны за свое будущее и более мотивированы к работе.

Данные, которые были получены, представим на рис. 13.

Рисунок 13. Распределение уровней мотивации к избеганию неудач сотрудников ООО «Прогресс»

Данные, которые получены можно объяснить, тем, что персонал ООО «Прогресс» достаточно уверен в своем материальном положении и именно поэтому в большинстве персонала ООО «Прогресс» отсутствует стремление к избеганию неудач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования, следует отметить, что проблема трудовой мотивации и адаптационного потенциала специалистов продолжает оставаться одной из актуальнейших при исследовании деятельности организации. В условиях повышения динамики жизни и изменения среды жизнедеятельности, все большее число сотрудников подвергаются риску профессиональной деформации, что не может не вызывать ряда сложностей, связанных с мотивированностью, социально-психологической адаптацией и успешностью сотрудников.


Мотивация – это совокупность стимулов и мотивов, формирующих баланс потребностей, целей и интересов индивида и организации в условиях постиндустриального общества. Процесс мотивации персонала, играет важную роль и огромное влияние на деятельность любой компании, поскольку правильно организованная работа персонала и четко определенный мотив к действию, позволит в разы увеличить прибыль компании, а также ее дальнейшее процветание. Сущность мотивации реализуется через присущие ей функции: объяснительно-обосновывающую, что аргументирует целесообразность поведения субъекта; регулятивную, что блокирует одни действия и позволяет другие; коммуникативную, что объясняет и прогнозирует общения в сфере труда; социализации (путем осознания своей социальной роли в микро- и макросреды трудового коллектива); корректирующую как механизм уточнения старых и формирования новых идеалов, норм, ценностных ориентаций.

Теоретический анализ проблемы адаптации сотрудников показал, что социально-психологическая адаптация, являясь сложно структурированным социальным феноменом, чутко реагирует на изменения в экономической и социальной жизни общества. Следовательно, поиск наиболее оптимальных путей совершенствования поведения личности в условиях новой профессиональной деятельности становится одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. Человек являясь субъектом социально-ориентированного профессионального развития, не может довольствоваться усредненными положительными результатами своего труда, и энергично строит поступательный вектор своего развития, стремясь при этом к высокопродуктивной работе, и к максимально полной самореализации своих личностных возможностей и тем самым к наиболее полному индивидуальному вкладу в общественный прогресс.

Было проведено эмпирическое исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации (на примере туроператора ООО «Прогресс»). Оно показало наличие особенностей социально-психологической адаптации сотрудников. У специалистов на новом рабочем месте наблюдается низкий уровень адаптации, сниженное психологическое состояние, личностный дискомфорт, что показывает общее негативное состояние психологического комфорта, низкий уровень социальной адаптации. Личностные особенности характеризуют таких людей как склонных к конфликтным ситуациям, агрессии. Мы можем сделать вывод о том, что адаптация проходит неэффективно в такой сложной и эмоционально-напряженной сфере деятельности и требует дополнительных мер. Исследование уровня трудовой мотивации выявило, что у сотрудников преобладает внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация, то есть в целом сотрудники удовлетворены профессией, условиями работы, их деятельность мотивирована самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных результатов.


Была разработана и оценена эффективность программы адаптации и повышения мотивации сотрудников. Для решения проблем, связанных с адаптацией специалистов, необходимо:

– проведение профориентационной работы с потенциальными кандидатами на учебу или работу деятельности, создания из них резерва кадров с привлечением к работе как добровольных помощников на общественных началах;

– тщательное изучение кандидатов на работу и их социального окружения;

– повышение персональной ответственности руководителей комплектующих органов за качество подбора кандидатов на работу;

– психологическое сопровождение кандидатов и новых специалистов на протяжении всего периода адаптации (до 3-4 месяцев) и отображения состояния и результатов этой работы в соответствующем разделе личных дел;

– корректировки поведения, морально-деловых качеств по результатам психологического изучения новых специалистов, имеющих проблемы с профессиональной адаптацией.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Повышение адаптационного потенциала сотрудников организации будет проходить более эффективно при наличии высокой трудовой мотивации и использовании социально-психологических тренингов, направленных на повышение уровня стрессоустойчивости специалистов, на обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции, уверенности в себе и своих профессиональных обязанностях, повышение сплоченности в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Прометей, 2018. – 540 с.
  2. Аманов Д.Р., Рузиев У.М. Социально-психологический климат в коллективе // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. № 57. - С. 550-556.
  3. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 592 c.
  4. Баташева М.А., Баташева Э.А. Необходимость эффективного стимулирования и мотивации рабочего персонала // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 479-481.
  5. Беленченкова Т.В. Адаптация персонала в современной компании // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 439-441.
  6. Бобб А.Е. Социально-психологический климат в коллективе // Экономика и социум. - 2014. - № 3-1 (12). - С. 262-264.
  7. Буркецова А.Н. Мотивация труда персонала // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1147-1150.
  8. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. – М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2017. – 295 с.
  9. Верховин В.И. Трудовое поведение: учеб. пособие. – М.: Издательство Рос. университета дружбы народов, 2003. - 114 с.
  10. Волкова Н.В. Социально-психологические особенности персонала как фактор организационной социализации и первичной адаптации // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - №1. - С. 125–128.
  11. Володина Н.А. Особенности адаптации: от рабочего до руководителя // Справочник кадровика. — 2015. — № 3. — С. 123–129.
  12. Володина Н.А. Особенности адаптации разных категорий сотрудников // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №3. - С. 52-57.
  13. Гарькуша В.Н., Чвикалова Н.А. Системный подход к проблеме мотивации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2013. - № 2. - С. 68-72.
  14. Герш М.В. Адаптация персонала: из новичка – в грамотного специалиста // Руководитель автономного учреждения. - 2014. - №8. - С. 72–78.
  15. Горгорова В.В., Кобина Л.А. Мотивация персонала, стратегия мотивации, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, эффективность мотивации персонала // Инженерный вестн. Дона. – 2013. – T. 27. № 4. – С. 236.
  16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 655 с.
  17. Дайнека А.В. Управление персоналом: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 292 с.
  18. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. - С. 17-41.
  19. Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы: учебное пособие. — М.: Пер Сэ, 2012. — 624 с.
  20. Дробышева Л.В. Адаптация персонала // Вестник стипендиатов ДААД. - 2015. - Т. 1. № 1-1 (12). - С. 137-141.
  21. Душин В.И. К вопросу о сущности и видах адаптации персонала // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. - 2013. - № 2. - С. 68–72.
  22. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - № 2. - С. 161-168.
  23. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 3. - С. 50–52.
  24. Есипенко А.А. Социально-психологический климат трудового коллектива // Университетская наука – Региону наука – Региону. Материалы III-й ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - С. 85-87.
  25. Зародина В.В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 696-698.
  26. Исмагилов Н.С. Механизм мотивации персонала // Социально-экон. науки и гуманитар. исслед. – 2015. - № 4. – С. 25-28.
  27. Калашникова А.Е. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 5 (32). - С. 19.
  28. Когдин А.А. Психология мотивации и стимулирования трудовой деятельности управлении персоналом // Основы ЭУП. - 2015. - №4 (4). - С. 80-83.
  29. Корзенко Н.И., Хорева А.С. Стимулирование и мотивация труда в психологии // Вестник ЧелГУ. - 2017. - №1 (356). - С. 127- 128.
  30. Корнаи Я. Размышления о капитализме. – М.: Издательство Института Гайдара, 2012. – 352 с.
  31. Коропец О.А. Личностные и организационные детерминанты производственной адаптации персонала // Human Progress. - 2017. - Т. 3. № 3. - С. 11.
  32. Красильников С. Как повысить эффективность мотивации: от финансового неравенства к мотивационным деривативам // Проблемы теории и практики упр. – 2014. - № 3. – С. 50-57.
  33. Либерман К. Адаптация персонала: как из новичка сделать профи // Кадровый вопрос. -2012. - №9. - С. 12–22.
  34. Лобода М.В. Современный поход к процессу адаптации сотрудников на рабочем месте // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 826-827.
  35. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом. – М.: Финпресс, 2014. – 208 с.
  36. Магура М.И. Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. - 2016. - № 17. - С. 52-55.
  37. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
  38. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2014. – 600 с.
  39. Мухина Е.Р. Основы теории мотивации // МНИЖ. - 2015. - №3-3 (34). - С. 71-72.
  40. Налчаджян С.Н. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2012. - 368 с.
  41. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. - 2014. - № 11. - С. 87-88.
  42. Овчинникова А.С., Собуцкая А.А. Современные подходы к разработке систем мотивации и стимулирования персонала // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 638-641.
  43. Орлова В.В. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-2 (45). - С. 512-523.
  44. Осипова М.М. Социально-психологические аспекты управления персоналом // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017: сборник трудов II Международной научно-технической и научно-методической конференции: в 8 т. - 2017. - С. 232-235.
  45. Писаревская М.А., Халева Е.А. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // Совершенствование организации предпринимательской деятельности, системы управления и маркетинга на предприятии. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. М.А. Писаревская. - 2013. - С. 224-228.
  46. Прусова В.Н., Боронова Г.Х. Психология труда: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2015. - 192 с.
  47. Рассадин В.В. Психология мотивации и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социал. отношения. - 2014. - № 3. - С. 53-59.
  48. Скворцов В.Н. Психология трудовой мотивация работников в современных условиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2017. - №1. - С. 54-68.
  49. Толочек В.А. Психология труда. – СПб.: Питер, 2016. – 480 с.
  50. Федотова Г.А. Совершенствование мотивации персонала организации // Науч. тр. Sworld. – 2014. – Т. 25. № 4. – С. 66-74.
  51. Херцберг Ф., Mocнер Б., Блох Снидерман Б. Мотивация к работе / пер. Д. Куликов. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.
  52. Чалых Д.А. Мотивация и деятельность. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 149 с.
  53. Шарафутдинова Н.В. Социально-психологический климат в коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Одинцовский гуманитарный институт, 2013. – 243 с.
  54. Шарова М.А. Психологические особенности мотивации персонала // Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы II Межвузовской научно-практической конференции / Под общ. редакцией Е.В. Королюк. - 2014. - С. 189-195.
  55. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. – М.: Дело, 2003. – 476 с.
  56. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2005. - 84 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Мотивация деятельности сотрудников

Анкета для ваших сотрудников

На каждое утверждение отвечайте ДА или НЕТ.

На предприятии конкурентов зарплата и условия работы лучше

ДА НЕТ

Сотрудники компании должны психически перенапрягаться, чтобы добиться оптимального результата

ДА НЕТ

Сотрудники чувствуют себя часто перегруженным от выполняемого количества работы

ДА НЕТ

Сотрудники компании часто думают о том, как повысить уровень своей зарплаты

ДА НЕТ

Рабочая обстановка оставляет неприятный осадок

ДА НЕТ

Жаль, что индивидуальные задания не оплачиваются индивидуально

ДА НЕТ

Как правило шеф не заботится об условиях работы сотрудников

ДА НЕТ

Время от времени можно было бы за хорошие результаты выплачивать дополнительно немного денег

ДА НЕТ

На своем рабочем месте сотрудники чувствуют себя не очень уверенно

ДА НЕТ

Сотрудники не проинформированы о том, что могут делать на своем рабочем месте

ДА НЕТ

Социальная политика предприятия и обеспечение в старости не удовлетворяют сотрудников

ДА НЕТ

На предприятии не понимают, что гарантия рабочего места зависит и от конкурентоспособности предприятия

ДА НЕТ

Вообще-то сотрудники не совсем точно знают, что от них ожидают

ДА НЕТ

Хотел бы, чтобы сотрудников чаще хвалили

ДА НЕТ

Застраховано ли наше предприятие от кризисов и насколько хороши его социальные услуги - об этом сотрудники хотели бы узнать поподробнее

ДА НЕТ

Сотрудники хотели бы знать, как результаты их работы влияют на общий успех предприятия

ДА НЕТ

В коллективе, в котором я работаю, слишком мало разговаривают друг с другом

ДА НЕТ

Сотрудники, в основном, за то, чтобы они чаще собирались вместе после работы

ДА НЕТ

Мне не нравится нерешительный стиль управления

ДА НЕТ

Руководитель должен отвечать за хороший климат в коллективе

ДА НЕТ

На работе мы все должны дружелюбнее разговаривать друг с другом

ДА НЕТ

Результаты моей работы были бы гораздо лучше, если бы в нашем коллективе все чаще приходили к согласию и по личным вопросам

ДА НЕТ

Шеф следует заботится о том, чтобы мы хорошо взаимодействовали как коллектив

ДА НЕТ

Товарищество в нашем коллективе слабо выражено

ДА НЕТ

Сотрудники радуются, когда их хвалят

ДА НЕТ

Если сотрудник замечает, что его работа нужна предприятию, он лучше работает

ДА НЕТ

Руководитель должен признавать сотрудников. Он, по крайней мере, должен больше разговаривать с ними

ДА НЕТ

Сотрудники стремятся сделать карьеру

ДА НЕТ

Нужно лишь чаще говорить о том, что результаты работы сотрудника оценены по достоинству

ДА НЕТ

Предприятие должно предоставлять больше возможностей для продвижения по службе

ДА НЕТ

На предприятии не хватает системы премирования, которая давала бы сотрудникам стимул для работы

ДА НЕТ

Я считаю свою работу не интересной

ДА НЕТ

Каждый день я пытаюсь выполнять мою работу на предприятии наилучшим образом

ДА НЕТ

Когда я вечером иду домой, я горжусь тем, что сделал

ДА НЕТ

Сотрудники чувствуют себя ненужными

ДА НЕТ

Многие считают, что вокруг слишком много командуют

ДА НЕТ

Сотрудники не могут по-настоящему раскрыть себя

ДА НЕТ

Работа должна быть разнообразнее

ДА НЕТ

При выполнении работы должно предоставляться больше свободы

ДА НЕТ