Файл: «Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель вышеуказанных мероприятий – адаптация сотрудников.

В сознании людей образовался стереотип в отношении к профессиям, которые напрямую связаны с людьми: почти всегда отмечается положительным аспектом в работе. Но при этом именно работая с людьми, где высокие требования, особая ответственность и эмоциональные нагрузки вероятнее всего и содержат в себе опасность серьезных переживаний, которые возникают в рабочие моменты, наиболее то, что относиться к новым сотрудникам в организации. От всего этого возрастает вероятность появления профессионального стресса.

В нынешнее время, для того, чтобы влиться в новый коллектив можно использовать комплекс помогающих методов. Нужно заметить тот факт, что исследователи соглашаются в том, что прекрасный метод увеличения степени социально-психологической адаптации – профилактика стресса на работе. Нужной базой для профилактики является нужный уровень личностной психологической подготовки специалиста. Важным моментом являются не столько его теоретические знания, а сколько обучение на практике, которое направлено на формирование стрессоустойчивости специалиста.

Повышать уровень стрессоустойчивости можно и самостоятельно, пользуясь при этом методом самопомощи и саморегуляции: ведя психологический дневник, анализируя свои сновидения, практикуя медитацию, овладевая навыками саморегуляции прибегая к помощи мышечной релаксации, дыхательной техники и аутогенных тренировок. Данные методы помогут осознать внутренние ресурсы личности.

Как уже было отмечено выше, важный аспект в деятельности любого специалиста это саморегуляция. Потребность в саморегуляции появляется в момент решений трудных профессиональных задач, в ситуациях при максимально нервном напряжении, и помочь при этом себе сам, должен новый сотрудник. Наши эмоции, поведение, действия, из управления ими и состоит процесс саморегулирования. При этом одним из доступных способов является аутогенная тренировка. Она представляет собой метод упражнений, которые направлены на регуляцию психического и физического состояния. Базируется это метод на осознанном влиянии на собственный организм с целью его расслабления и последующей активации. Профессионалу, аутогенная тренировка поможет быстро прийти в необходимое состояние, улучшить настроение и повысить общее самочувствие.

Нами был составлен блок тренинговых занятий.

Цель тренинга:

– обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем;


– практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.

Задачи тренинга:

– активизация процесса самопознания;

– обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;

– повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;

– формирование навыков произвольного контроля.

– повышение общего уровня социально-психологической адаптации.

Значимые характеристики группы:

Возраст: от 23 до 50 лет.

Длительность тренинга: 5 занятий

Режим работы группы: Одно занятий по 50-60 минут в течение 5 недель

Кол-во участников: 15 человек в течение одного тренинга.

Каждое занятие включает:

– разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;

– основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;

– завершающая часть, направленная на рефлексию;

– домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Условия проведения тренинга: просторное помещение.

Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).

Методические рекомендации по проведению тренинга:

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Каковы же требования к проведению тренинга? Это, прежде всего:

– оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

– соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

– обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

– проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» – правил работы группы;

– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

– уважение чувств и мнений каждого участника;

– поощрение участников тренинга;

– подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;


– обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

– обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней.

Структура и этапы проведения тренинга:

– вначале тренер (преподаватель) должен обязательно сообщить участникам тему тренинга;

– затем проводится ознакомление участников с целью и задачами тренинга. Хорошо, если цели и задачи написаны и вывешены на видном месте;

– материалы и оборудование, необходимые для проведения тренинга готовятся заранее. К подготовке можно привлекать участников тренинга.

Введение

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

Знакомство

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Можно провести игры на знакомство: «Интервью», «Узнай меня», «Обмен визитками» и др.

Ожидания участников

На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу». Например: «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?» Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от семинара-тренинга, на цветных клеющихся листочках (стикерах) и наклеить свой листок на «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания.

Порядок проведения тренинга

После того, как все участники расскажут (напишут) о своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного семинара-тренинга, сколько занятий он в себя включает. Следует обязательно выяснить, нет ли у участников вопросов.


Принятие правил работы группы («соглашения»)

Для того, чтобы с самого начала занятия-тренинга участники почувствовали ответственность за свое обучение, создать соответствующую рабочую атмосферу, проникнутую взаимным уважением и доверием, а также для повышения эффективности усвоения материала рекомендуется принятие правил поведения на занятии – тренинге или «соглашения». Пункты «соглашения» необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что после голосования каждый из них несет ответственность за исполнение данного «соглашения».

Пример «соглашения»

– не опаздываем;

– стремимся узнать и запомнить больше;

– соблюдаем правило «поднятой руки»;

– высказываемся откровенно;

– говорим по одному;

– говорим по существу;

– слушаем друг друга;

– стремимся понять друг друга;

– щадим чувства других;

– соблюдаем конфиденциальность;

– соблюдаем временные границы;

– поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.

Оценка уровня информированности группы

Одной из задач, стоящих перед преподавателем (тренером) является оценка уровня информированности участников тренинга. Для этой цели используется опросник или анкета, содержащие вопросы по теме тренинга.

Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга, и затем уровень знаний слушателей оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках участников. Кроме того, можно будет сделать оценку эффективности тренинга.

Актуализация проблемы

Для выработки мотивации к изменению поведения следует пробудить у участников интерес к обсуждаемой на тренинге проблемы, сделать эту проблему актуальной для каждого. С этой целью можно провести ролевую игру.

Обучение:

Преподаватель-тренер должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и преподнесения информации участникам, влияния на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

Необходимые условия для успешного обучения:

– готовность обучаемого учиться;

– применение различных форм и методов обучения;

– использование повторения для закрепления знаний;


– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем-тренером.

Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:

– информационный блок или предоставление теоретических знаний;

– выработка практических навыков.

Информационный блок

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем на выбор преподавателя (тренера) могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение визитера, работа в малых группах и т.д.

Выработка практических навыков

Учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по защите своей жизни и здоровья, а также окружающих. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговую атаку» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Подведение итогов

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет.

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

После проведения тренинга нами была вновь проведена диагностика уровня трудовой мотивации и адаптационного потенциала.

Результаты диагностики по методике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты диагностики социально-психологической адаптации сотрудников на контрольном этапе

№ испыт

Адаптивность

Дезадаптивность

Интегральный показатель

a

b

1

150

98

60,4

2

145

76

65,6

3

130

123

51,3

4

168

72

70

5

156

116

57,3

6

146

80

64,6

7

157

140

52,8

8

129

91

58,6

9

200

149

57,3

10

138

78

63,8

11

152

54

73,7

12

128

86

59,8

13

150

98

60,4

14

145

76

65,6

15

130

123

51,3

16

168

72

70

17

156

116

57,3

18

146

80

64,6

19

157

140

52,8

20

129

91

58,6