Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доля доходов предприятия от деповского ремонта в общей структуре доходов предприятия от ремонта вагонов в 2015 году составляет 86,22%, что на 1,1% больше чем в 2014 году. Доходы от капитального ремонта составляют 14,88% в 2014 году и 13,78% в 2015 году.

Значительная доля доходов предприятия как в 2014, так и в 2015 году приходится на деповской ремонт вагонов предприятия ОАО «ПГК» и их доля увеличивается.

Так в 2014 году доля доходов от деповского ремонта вагонов для ОАО «ПГК» составляла 35,06%, а в 2015 году увеличившись на 3,78% составила 38,84%. На втором месте в 2015 году находятся доходы от деповского ремонта вагонов для предприятия ОАО «ФГК». В 2014 году доля доходов по данному контрагенту составляла 18,17%, но в 2015 году произошло увеличение доходов на 105,71% и их доля соответственно увеличилась до 32,44%. На третьем месте в 2015 году находятся доходы от деповского ремонта вагонов приписного парка ОАО «РЖД». Доля доходов по услугам для данного контрагента увеличивается с 19,34% в 2014 году до 23,1% в 2015 году.

Небольшие доли в общей структуре доходов от деповского ремонта в 2015 году занимают доходы от ремонта вагонов для следующих контрагентов:

- ОАО «Трансконтейнер» - 4,67% в 2014 году и 1,85% в 2015 году;

- прочие собственники – 20,68% в 2014 году и 3,77% в 2015 году (см. Приложение 2).

В 2015 году 45,76% доходов от капитального ремонта приходится на договора с ОАО «РЖД», тогда как в 2014 году доля таких доходов составляла всего 8,23%. На втором месте в 2015 году находятся доходы от капитального ремонта вагонов для предприятия ОАО «ФГК». В 2014 году доля доходов по данному контрагенту составляла 28,03%, но в 2015 году произошло увеличение доходов на 21,27% и их доля соответственно увеличилась до 32,25%.

На третьем месте в 2015 году находятся доходы от капитального ремонта вагонов прочих собственников. Доля доходов по услугам для прочих контрагентов уменьшается с 46,34% в 2014 году до 10,78% в 2015 году. Небольшие доли в общей структуре доходов от капитального ремонта в 2015 году занимают доходы от ремонта вагонов для следующих контрагентов:

- ОАО «Трансконтейнер» - 2,79% в 2014 году и 1,73% в 2015 году;

- ОАО «ПГК»– 14,61% в 2014 году и 9,48% в 2015 году (см. Приложение 3).

Проведем анализ расходов предприятия.

Основные составляющие расходов предприятия представлены на рисунке 4.

Динамика и структура расходов по обычным видам деятельности Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг. по элементам затрат представлена в таблице 2.

Таблица 2

Расходы Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг.


Наименование показателя

2014

2015

Отклонение, ±, тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Расходы всего, в т.ч.

396826

100

464385

100

67559

117,02

- материальные затраты

231373

58,31

331843

71,46

100470

143,42

- расходы на оплату труда

105883

26,68

89402

19,25

-16481

84,43

- отчисления на социальные нужды

25981

6,55

15134

3,26

-10847

58,25

- амортизация

22014

5,55

17979

3,87

-4035

81,67

- прочие затраты

11575

2,92

10027

2,16

-1548

86,63

Как видно из таблицы 2 расходы предприятия в 2015 году возросли на 17,02%. Рост общей суммы расходов на 67559 тыс. руб. полностью обусловлен ростом материальных затрат на 43,42%.

Отрицательное влияние на рост расходов оказало снижение следующих статей затрат:

- расходы на оплату труда – снижение на 15,57%;

- отчисления на социальные нужды – снижение на 41,75%;

- амортизация – снижение на 18,33%;

- прочие затраты – снижение на 13,37%.

Как видно из представленных выше данных расходы предприятия в 2015 году практически на 72% состоят из материальных затрат. Второй по величине статьей расходов являются расходы на оплату труда – 19,25%. Отчисления на социальные нужды и расходы на амортизацию занимают 3,26 и 3,87% соответственно. Прочие затраты составляют 2,16% от общих затрат предприятия.

Анализ основных средств предприятия и эффективности их использования начнем с оценки их наличия и динамики в общей структуре активов предприятия.

Таблица 3

Активы Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг.

Наименование показателя

2014

2015

Отклонение, ±, тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Внеоборотные активы

180693

59,19

170598

64,65

-10095

94,41

- основные средства

179857

58,91

170199

64,50

-9658

94,63

- прочие внеоборотные активы

836

0,27

399

0,15

-437

47,71

Оборотные активы

124598

40,81

93275

35,35

-31323

74,86

Баланс

305291

100

263873

100

-41418

86,43


Как видно из представленной таблицы, наибольший удельный вес в общей структуре активов предприятия занимают внеоборотные активы, и их доля увеличивается с 59,19% в 2014 году до 64,65% в 2015 году, как и их сумма с 180 693тыс. руб. в 2014 году до 170 598 тыс.руб. в 2015 году.

Доля и сумма оборотных активов постепенно снижается. Так в 2014 году оборотные активы занимали 40,81% в общей структуре активов предприятия, к 2015 году их доля уменьшилась на 5,46% и составила 35,35%.

Структуру внеоборотных активов можно признать достаточно стабильной. Характеризуется она преобладанием в структуре в течение всего анализируемого периода основных средств. Так в 2014 году основные средства занимали 58,91% в обще структуре активов предприятия, а в 2015 году немного увеличившись, их доля составила 64,5% в общей структуре активов. Что же касается динамики основных средств, то здесь можно увидеть небольшое их снижение в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 5,37% или на 9 658 тыс.руб.

В общем, структуру активов баланса Вагонного ремонтного депо Чунский можно признать не совсем мобильной, так как преобладают внеоборотные активы. Большая доля основных средств свидетельствует о производственно-ориентированной стратегии развития предприятия.

Проведем анализ эффективности использования ОС Вагонного ремонтного депо Чунский на базе коэффициентов движения ОС, представленных в Таблице 4

Таблица 4

Коэффициенты движения ОС Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг.

Наименование коэффициента

2014

2015

Изменение, ±

Темп роста, %

Коэффициент обновления

1

0,04

1

0,04

Коэффициент выбытия

0

0,002

0

0,002

Коэффициент прироста

0

0,04

0

0,04

Коэффициент износа

0,07

0,15

0,07

0,15

Коэффициент технической годности

0,93

0,85

0,93

0,85

Как было отмечено выше, все имеющиеся основные средства были переданы на баланс Вагонного ремонтного депо как структурного подразделения в 2014 году в связи, с чем коэффициент обновления в 2014 году равен 1. В дальнейшем коэффициенты обновления, выбытия и прироста ОС указывают на то, что предприятие практически не имеет и не закупает новых ОС. Износ имеющихся основных средств в 2015 году составляет 15%, а 85% основных средств пригодны к дальнейшему использованию.


Проведем анализ показателей эффективности использования ОС, представленных в таблице 5.

Показатель фондоотдачи в 2015 году увеличивается на 17,6%. Если в 2014 году предприятие получило 2,33 руб./руб. прибыли с каждого рубля имеющихся у него основных фондов, то в 2015 году данный показатель увеличился на 0,41 руб./руб. и составил 2,74 руб./руб.

Таблица 5

Показатели эффективности использования ОС Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг.

Наименование показателя

2014

2015

Изменение, ±

Темп роста, %

Фондоотдача

2,33

2,74

+0,41

117,60

Фондоемкость

0,43

0,37

-0,06

86,05

Фондорентабельность

0,12

0,09

-0,03

75

Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости основных средств на один рубль продукции предприятия. Снижение фондоемкости к концу 2015 года на 13,95% говорит об улучшении эффективности использования ОС.

Следующим показателем, характеризующим эффективность использования ОС предприятия является фондорентабельность.

В 2014 году размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости ОС, равнялся 0,12 руб./руб., а в 2015 году данный показатель снизился до 0,09 руб./руб., что является негативным результатом и указывает на увеличение затрат предприятия.

Таким образом, на основании проведенного анализа эффективности использования ОС Вагонного ремонтного депо Чунский можно сделать вывод том, что ОС на предприятии используются эффективно. Увеличивается фондоотдача, снижается фондоемкость. Однако в связи со снижением прибыли от продаж фондорентабельность снижается, что является негативным фактором в деятельности предприятия.

Обновления ОС практически не происходит и с каждым годом пригодность основных средств к эксплуатации снижается, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия, так как предприятие производственное и эффективность его деятельности напрямую зависит от эффективности использования ОС.

Анализ материальных ресурсов и эффективности их использования начнем с оценки динамики и структуры материальных затрат предприятия

Таблица 6

Материальные затраты Вагонного ремонтного депо Чунский

за 2014-2015 гг.


Наименование показателя

2014

2015

Отклонение, ±, тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Материальные затраты всего,

в т.ч.

231373

100

331843

100

100470

143,42

Электроэнергия

3137

1,36

3192

0,96

55

101,75

Топливо

2376

1,03

4053

1,22

1677

170,58

Материалы

159368

68,88

275499

83,02

116131

172,87

Прочие материальные затраты

66492

28,73

49099

14,80

-17393

73,84

Как видно из таблицы 6 материальные затраты предприятия в 2015 году возросли на 43,42%. Рост общей суммы материальных затрат на 100 470 тыс. руб. обусловлен ростом следующих их составляющих:

- затраты на электроэнергию – рост на 1,75%;

- затраты на топливо – рост на 70,58%;

- затраты на материалы – рост на 72,87%.

Структура материальных затрат наглядно представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Структура материальных затрат Вагонного ремонтного депо Чунский за 2015 год

На основании представленных данных видно, что 83,02% в общей сумме материальных затрат предприятию занимают затраты на материалы. Второй по величине статьей материальных затрат являются прочие материальные затраты – 14,8%. Затраты на топливо и электроэнергию занимают 1,22 и 0,96% соответственно.

Проведем анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов, представленных в таблице 7

Таблица 7

Показатели эффективности использования материальных ресурсов Вагонного ремонтного депо Чунский за 2014-2015 гг.

Наименование показателя

2014

2015

Изменение, ±

Темп роста, %

Материалоотдача

1,81

1,45

-0,36

80,11

Материалоемкость

0,55

0,69

+0,14

125,45

Рентабельность материальных затрат

0,09

0,05

-0,04

55,55

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции

0,58

0,72

+0,14

124,14