Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих

1.3. Кадровая работа в государственных органах

Глава 2. Регулирование государственной гражданской службы и кадровой работы государственного органа (на примере Сибирского регионального центра МЧС России)

2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России

2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.2. Обеспечение совершенствования кадрового потенциала государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Король Михаил Милентьевич, по вакантной должности – главного специалиста-эксперта отдела эксплуатации вооружения и техники управления материально-технического обеспечения;

Латышева Ольга Ивановну, по вакантной должности – главного специалиста-эксперта отдела капитального строительства (и эксплуатации основных фондов);

Воробьев Виталий Александрович, по вакантной должности – главного специалиста-эксперта отдела кадров (воспитательной работы и психологического обеспечения);

Рудаковская Наталья Александровна, по вакантной должности – главного специалиста-эксперта отдела (административной работы и правовой деятельности).

Включены в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Сибирском региональном центре МЧС России:

по должностной категории «руководители» ведущей группы должностей:

Андреева Альбина Кимовна;

по должностной категории «специалисты» старшей группы должностей:

Купрюшина Людмила Федоровна;

Пунько Юрий Борисович;

Пуртова Ольга Петровна.

При проведении конкурса установлено отсутствие кандидатов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы - заместителя начальника отдела кадров (воспитательной работы и психологического обеспечения), в связи с этим по данной вакантной должности, конкурс признан не состоявшимся.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» в 2015 году была проведена аттестация на соответствие замещаемой должности 46 сотрудникам СРЦ МЧС России, с выводом аттестационной комиссии «соответствует замещаемой должности».

Можно подвести итоги параграфа, в СРЦ МЧС России работает достаточно сильный кадровый состав, так как 48 % работников находятся в наиболее продуктивном и созидательном возрасте, большинство состава имеют высшее образование, наиболее востребованное в сфере государственной службы в МЧС – в области государственного и государственного управления и военное, труд одной трети работников отмечен государственными и ведомственными наградами. Существует ряд особенностей, которые необходимо отметить: в течение ближайшего периода может произойти высвобождение сотрудников, замещающих ключевые должности в связи с выходом их на пенсию, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением персонала, имеющих достаточный опыт работы и необходимую квалификацию; кроме того штат СРЦ МЧС России укомплектован не в полном объеме. Необходимо предпринять меры для устранения указанных недостатков.


2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

Вопросами кадровой политики СРЦ МЧС России занимается отдел кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения как в самом региональном центре, так и в Главных управлениях по регионам.

Регулирование трудовых отношений в СРЦ МЧС России осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами СРЦ. Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и вознаграждений СРЦ МЧС России определяет Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций и соответствует оплате труда в бюджетных учреждениях. И все же основным документом, содержащим общие принципы регулирования трудовых правоотношений, является Трудовой кодекс, в котором установлены предельные нормы в отношении условий труда и его оплаты. На основании установленных Кодексом норм трудовых отношений в региональном центре разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты.

В 2016 г. в рамках реализации министерской целевой программы, как и в предыдущие годы, много внимания было уделено разделу кадрового обеспечения и организации профессиональной подготовки работников СРЦ МЧС России.

Укомплектованность кадров по годам представлена в таблице 4. Из таблицы следует, что укомплектованность специалистами остается на уровне 80%, особенно настораживает крайне низкая укомплектованность сотрудниками, осуществляющими деятельность по пожаротушению (менее 70 %).

Таблица 4

Укомплектованность штата в СРЦ МЧС России СРЦ МЧС России

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Всего по отделу

60,4 %

67,3 %

71,5 %

74,4 %

76 %

80 %

Если сравнивать укомплектованного кадрами СРЦ МЧС России с общероссийскими показателями, то ниже показателя, среднего по МЧС укомплектованы специалистами отделов в Кемеровской области – 42 %; в Алтайском крае – 75 %; в Республике Алтай – 58 %, Республике Хакасия – 69 %. Да и в крупных Главных управлениях, как в Иркутской области, Омской области показатели укомплектованности также не достигают среднего по региональному центру значения (ниже 80 %).


Основная проблема не укомплектованности СРЦ МЧС России является отсутствии сотрудников в области ФТС и военнослужащих.

Система целевой контрактной подготовки Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России и офицерская подготовка на факультетах военных академий, действующая много лет способствовала, привлечению молодых кадров для работы в МЧС, но этого пока недостаточно. Так в 2016 г. по направлениям СРЦ МЧС России в ВУЗы поступило 12 человек. И в настоящее время проходят обучение в профильных учебных заведениях 57 человек, поступивших по направлениям СРЦ МЧС России. В прошедшем году СРЦ МЧС России трудоустроен 3 выпускника ВУЗов, в т. ч. 2, обучавшихся по целевому набору. Из трудоустроенных выпускников в СРЦ МЧС России работает 1 чел., в главные территориальные управления направлено 2 чел.

Для обеспечения профессиональной деятельности специалистов государственной гражданской службы организованы рабочие места, проводятся инструктажи: вводный, на рабочем месте по охране труда и технике безопасности, по противопожарной безопасности, электробезопасности, водителей по безопасности движения в полном объёме и своевременно.

В процессе прохождения государственной службы в СРЦ МЧС России особое внимание уделяют вопросу аттестации, квалификационному экзамену специалистов. В СРЦ МЧС России ежегодно разрабатываются графики проведения аттестации и квалификационных экзаменов. Так в 2016 г. было аттестовано 46 сотрудников СРЦ МЧС России, все прошли ее успешно. Квалификационные экзамены сдали 18 человек.

В настоящее время за счет большого объема правовых актов и реформирования системы управления в государстве, быстро изменяющихся информационных технологий и улучшения технической оснащенности влекут за собой изменения в квалификационном и профессиональном составе коллективов. Данные изменения требуют освоение современных методов решения профессиональных задач и обновлении теоретических и практических знаний специалистами СРЦ МЧС России для подтверждения их профессиональной компетентности.

В 2016 году продолжалась планомерная работа в области профессиональной подготовки специалистов СРЦ МЧС России.

В 2016 г. были организованы 2 цикла обучения (в системе государственной гражданской службы и выездной очно-заочный цикл по специальности «Пожарно-спасательной академии»). В системе государственной службы прошли курсы повышения квалификации 5 человек, в т. ч. 4 специалиста, выполняющих надзорные функции. По пожарно-спасательным должностям – 23 специалиста, в т. ч. 5 специалистов, выполняющие надзорные функции.


Были организованы выездные семинары по вопросам правоприменительной практики в надзорной деятельности (обучено 5 человек).

Впервые, в отчетном году начата практика стажировки начальников и заместителей начальников СРЦ МЧС России на рабочих местах руководителя регионального центра, его заместителей.

Для того, чтобы определить насколько успешно используется квалификационный уровень служащих, мы проведем анализ системы повышения квалификации в СРЦ МЧС России по следующим этапам:

  1. определение ответственности за повышение квалификации персонала;
  2. основания (повод) для направления служащих на обучение и повышение квалификации;
  3. определение существующих принципов и цели повышение квалификации служащих;
  4. организация технологии переподготовки и повышения квалификации;
  5. предмет и задачи обучения при повышении квалификации;
  6. используемые виды, формы и сроки обучения служащих;
  7. проведение квалификационных экзаменов.

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Исследование существующей технологии повышения квалификации персонала в СРЦ МЧС России проводилось методами самообследования, интервьюирования, беседы, моментные наблюдения, изучение документов.

Организация всех видов переподготовки и повышения квалификации служащих СРЦ МЧС России возлагается на специалиста отдела кадров. В СРЦ МЧС России поводом для направления служащих на обучение и повышение квалификации является:

  • поступление впервые на работу;
  • инициатива руководства при зачислении служащих в резерв при продвижении по службе;
  • инициатива служащего, обоснованно претендующего на продвижение по службе или увеличение денежного содержания.

Повышение квалификации служащих СРЦ МЧС России организуется и осуществляется исходя из принципа целевой направленности повышения квалификации работников по непосредственному предмету их должностных обязанностей. Цель – обучение, с целью усовершенствования знаний, умений, навыков в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.


В СРЦ МЧС России мероприятия по организации технологии повышения квалификации, состоит из должностного регламента, аттестации и квалификационного экзамена.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена.

Однако такие мероприятия, как кадровое обеспечение, разработка и обновление учебных курсов и программ, организационное оформление объемов программ обучения по переподготовке, повышению квалификации; разработка учебно - методических и других материалов и документов; организация учебного процесса находятся на удовлетворительном уровне. Это объясняется тем, что по направлению работы МЧС - службы по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в настоящее время разработано и действует около 500 нормативных актов, к которым еще прибавляются внутренние нормативные документы. Данная ситуация показывает, что в СРЦ МЧС России существует потребность в разработке технологии повышения кадрового обеспечения, которая бы учитывала специализацию работы каждого подразделения и сотрудника. Грамотный подход к кадровому обеспечению позволит оптимизировать процесс комплектации штата служащих соответствующими должностям кадрами.

Чаще всего в СРЦ МЧС России используются такие виды обучения, как стажировка совершенствование про­фессиональных знаний и спо­собностей на рабочем месте путем самостоятельного изучения законодательных актов регламентирующую профессиональную деятельность. Профессиональное со­вершенствование с целью продвижения по службе и профессиональную пере­подготовку (переквалифика­цию) региональный центр используют редко.

Задачи обучения для руководителей СРЦ МЧС России с опытом работы, направленные на отработку поведения на случай возникновения конфликтных си­туаций, ведение переговоров, методика принятия решений, вы­работка сдержанности не решаются.

Так же в СРЦ МЧС России предусмотрено повышение квалификации для лиц, впервые принятых на должность, в течение первого года работы обязательный интенсивный курс подготовки (не менее 36-40 часов) в соответствии с профилем работы или стажировка в рабочее время. Данное обучение происходит в рабочем режиме на рабочем месте так же путем самостоятельного изучения материала.