Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена особой ролью института банкротства в сфере защиты прав и законных интересов субъектов гражданского процесса. Законное удовлетворение требований кредиторов с учетом интересов должника напрямую зависит от эффективности применения правовых норм рассматриваемого института. Так же актуальность темы обуславливается необходимостью изучения оснований и порядка юридических лиц, в целях недопущения «искусственного» банкротства.

Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся ввиду осуществления процедуры несостоятельности (банкротства) между кредиторами и должниками.

Предметом исследования является правовое регулирование общественных отношений, складывающихся при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства).

Целью курсовой работы является исследование правового механизма осуществления процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении юридических лиц. В соответствии с указанной целью в настоящей курсовой работе поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

- рассмотреть эволюцию законодательства о банкротстве в Российской Федерации;

- дать общую характеристику правового регулирования институтов несостоятельности в Российской Федерации;

- исследовать общие вопросы процедур несостоятельности (банкротства);

- предметно рассмотреть порядок осуществления действий при применении различных процедур несостоятельности (банкротства).

Методологической основой исследования выступили диалектический метод познания, общенаучные, частно-научные методы исследования и, в частности, формально-юридическое толкование и сравнительно-правовой анализ.

Характеристика источников. Теоретическую базу работы составили работы таких авторов как Л.С. Гурьева, В.С. Белых, М.В. Телюкина, Д.И. Дедов, И.В. Афанасьева, Л.В. Хорунжая и другие.

Нормативную базу курсовой работы составили нормативные правовые акты, составляющие действующее гражданское, хозяйственное законодательство Российской Федерации и законодательство в сфере несостоятельности (банкротстве).

Структура курсовой работы предопределяется целью и задачами исследования и включает титульный лист, содержание, введение, два раздела с подразделами, заключение, список использованных источников.


1. Характеристика законодательства Российской Федерации
о банкротстве

1.1 Эволюция законодательства о банкротстве Российской Федерации

Историческое начало института банкротства в России очень давнее. Само слово «банкротство» появилось в российском праве намного позже, чем положения, которые касаются несостоятельности, они имеются уже в Русской правде (это один из первых русских законодательных актов, действовавший в Древней Руси в XI-XII вв.).

Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности:

- несчастная (невиновная) несостоятельность, возникавшая не по вине должника;

- злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая наступала, например, в случае легкомысленного поведения купца (растрата вверенных средств, потеря товара при пьянстве и других предосудительных действий)[1].

При этом как виновная, так и невиновная несостоятельность были видами коммерческой несостоятельности.

Значимым этапом в развитии института банкротства стало принятие 19 декабря 1800 года Банкротского устава. Это первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого акта.

В 1832 году был принят новый Устав о несостоятельности. Но он оказался не таким удачным, как Банкротский устав 1800 года.

При издании Указа Сената 1868 года из-за проведения судебной реформы и появления некоторых разновидностей судов была решена потребность в регламентации вопросов подсудности дел о несостоятельности.

Революция 1917 года внесла некоторые новшества в законодательный процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, к примеру, в Положении о выборах в Учредительное собрание (2 октября 1917 г.) указывалось, что «права участия в выборах лишаются: ... 3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, – до истечения трех лет по таковом признании».

Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 году Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 году – Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 году в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности)[2].


С 1930-х годов в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х  годов нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 году в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в статье 61 и 65 ГК РФ.

Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.[3]

1.2 Функционирование институтов несостоятельности
в Российской Федерации

Неотъемлемую часть развитой рыночной экономики представляет собой институт банкротства. При наличии конкуренции на рынке всегда будут присутствовать лидеры, которые сильнее и успешней, а также и аутсайдеры, которые становятся таковым в силу как субъективных, так и объективных причин. Важно отметить, что экономика представляет собой систему, в которой существует технологическая и производственная взаимосвязь между отдельными предприятиями. Звеньями в такой цепочке взаимосвязей являются предприятия, которые представляют собой поставщиков и потребителей той или иной продукции, взаимных дебиторов и кредиторов. При зарождении и усилении в тех или иные звеньях кризисных явлений, имеет место рост напряженности по всей цепочке указанных взаимосвязей. Данный факт может иметь неблагоприятное отражение в целом на экономике. Такое напряжение может спровоцировать возникновение трудностей, разрывов, а также «закупорку» товарных и финансовых потоков между организациями. В такой ситуации у организаций может начаться нехватка финансовых ресурсов. В таких ситуациях они не своевременно отвечают по обязательствам, снижают выпуск своей продукции, растет также долговая нагрузка.

В том, чтобы трудности и противоречия решались цивилизованными методами, заинтересованы практически все субъекты рыночной экономики:[4]


- кредиторы желают удовлетворения своих требований;

- поставщики и потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи;

- для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать;

- государство стремится сохранить налогоплательщика и работодателя во избежание социальных конфликтов.

Однако если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечить поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.

Арбитражные суды предназначены для обеспечения функций рассмотрения и разрешение дел, относящихся к спорам предпринимательской деятельности субъектов, принятие предупредительных мер с целью пресечения случаев нарушения законодательства, ведения статистики и анализа результатов своей деятельности, и осуществление международных связей, предусмотренных соответствующим законодательством. Кроме перечисленных задач на Высший Арбитражный Суд возлагается еще ряд функций относительно изучения практического применения различных норм Российского права на основе практики арбитражных судов, а так же разработке на основе полученных данных предложений по усовершенствованию законодательной базы и устранения различных пробелов и недоработок.

В современной России арбитражные суды появились 4 июля 1991 года, когда Верховным Советом был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде»[5], который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

В апреле 1995 года бы приняты закон «об Арбитражных судах в РФ», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ». Конституционный закон «об Арбитражных судах в РФ» 1995 года ввел третий уровень в систему арбитражных судов – окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим арбитражным судом РФ. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в РФ выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.


Понятие арбитражного управляющего и его функции так же претерпели существенные изменения с течением времени. В российскую экономику арбитражные управляющие были введены законом 1992 года «О банкротстве предприятий». Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон «О банкротстве» в 1998 г[6]. В эти годы Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы, и востребованная на рынке труда профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь. В эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, бывшие инженеры и военные. У некоторых арбитражных управляющих даже не было высшего образования, кроме того, арбитражный управляющий практически не нес ответственности за свои действия. Так же были введены механизмы ответственности арбитражных управляющих, такие как институт дисквалификации, впервые примененный в данном законе[7].

Законодатели считают, что финансовая ответственность арбитражных управляющих за счет страхования позволит устранить конфликт интересов, когда Федеральная служба по финансовому оздоровлению, участвуя в деле о банкротстве предприятия, одновременно осуществляла надзор за деятельностью одного из основных участников процедуры банкротства.

Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Минимальная страховая сумма по договору страхования должна быть менее чем три миллиона рублей в год. Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Арбитражный управляющий теперь работает не в одиночку. По закону эти частные предприниматели обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций. Каждый арбитражный управляющий, кроме наличия страховых полисов, должен внести в компенсационный фонд своей организации не менее пятидесяти тысяч рублей. Компенсационный фонд тоже будет использоваться на возмещение убытков в случае неправильной деятельности арбитражных управляющих. Общий компенсационный фонд может быть использован в случае неправильной работы одного управляющего.