Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Саморегулируемая организация должна контролировать действия каждого своего арбитражного управляющего, и в случае, если он действует неправильно, она должна принимать к нему меры, вплоть до исключения из саморегулируемой организации. А исключение из саморегулируемой организации обязывает его уйти с предприятия.

Нормы Закона о банкротстве определяют, что арбитражный суд может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Интересно, что арбитражным управляющим может быть только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам[8]. Деятельность арбитражного управляющего содержит в себе признаки предпринимательской деятельности. Это требующая государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на свой риск и под свою ответственность. Но правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов.

2. Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели, основания введения

2.1 Понятие процедуры банкротства, цели, виды

Одну из важных ролей среди положений законодательства о несостоятельности (банкротстве) занимают его процедуры. Определенного понятия «процедура банкротства» в законодательстве не закреплено. Однако, законодатель, пытаясь придать правовую форму отношениям, образующимся между должником и кредиторами в связи с несостоятельностью должника, определил нормы, которые указаны в Законе о несостоятельности, на основе выделения процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, раскрывающие процедуры несостоятельности (банкротства). Вместе с тем, используя понятие «процедура (процедуры) банкротства», основной нормативно-правовой акт в рассматриваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.[9]


Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется – «Процедуры банкротства», закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.[10]

Анализирую понятия, используемые в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» и процедурой банкротства можно назвать порядок применения неких мер (действий) к должнику для некого воздействия на него.

При принятии решения о признании должника банкротом реализуются меры направленные на выявление кредиторов, для предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица – банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.

Целью введения какой-либо процедуры банкротства является упорядочение, организация применения тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности, а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены.

Выражение «применить процедуру банкротства» может восприниматься как применение сопровождающих ее открытие мероприятий. Открытие мероприятий применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления – в целях восстановления платежеспособности должника. Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием – факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение.

Согласно статье 27 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определены следующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве:


1) при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

2) при рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

- реструктуризация долгов гражданина;

- реализация имущества гражданина;

- мировое соглашение.

2.2 Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов[11].

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают такие последствия как:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику;

-  приостановление по ходатайству кредитора производства по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном законом;

- приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;


- недопущение удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- недопущение прекращения денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется законом, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника;

- недопущение изъятия собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

- недопущение выплаты дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

- не начисление неустойки (штрафы, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В целях обеспечения наступления вышеназванных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В целях применения мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведения анализ финансового состояния должника, выявления кредиторов должника, ведения реестра требований кредиторов, уведомления кредиторов о введении наблюдения и созыве и проведения первого собрания кредиторов назначается временный управляющий.

Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

Временный управляющий утверждается арбитражным судом.

Временный управляющий вправе:

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;


- заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе заявлять о пропуске срока исковой давности;

- принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 закона о несостоятельности;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

- осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Процедура наблюдения длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело.

Закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает, что открытие судебного производства по делу о несостоятельности как юридического лица, так и гражданина влечет введение единой, предусмотренной законом, процедуры – процедуры наблюдения.

При процедуре наблюдения к должнику применяются некоторые меры.

Меры по сохранности имущества:

- установление возможности предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, а также приостановление производств в судах по искам о взыскании денег;

- введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;

- установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего, принимать названные в законе решения;

- отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им законодательств о несостоятельности (банкротстве) и др.

Так же применяются меры по установлению истинного финансового состояния должника. Они включают в себя анализ корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, структуры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, возможности снижения затрат на обслуживание банковских кредитов и т.д.).

Арбитражный суд вправе отстранить временного управляющего по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 65 Закона о банкротстве. О назначении заседания по рассмотрению вопроса об отстранении временного управляющего суд уведомляет должника, временного управляющего, заявителя, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом. При этом арбитражный суд обращается в саморегулируемую организацию, из числа членов которой был утвержден временный управляющий. Эта организация применительно к пункту 5 статьи 45 Закона обязана в течение семи дней с даты получения обращения суда обеспечить представление списка кандидатур временного управляющего. Если возможность обращения в саморегулируемую организацию (в том числе в случае ее исключения из реестра саморегулируемых организаций) отсутствует, арбитражный суд в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения обеспечить представление списка кандидатур саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих[12].