Файл: «Процедуры несостоятельности (банкротства)» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, наблюдение – первая процедура банкротства. Наблюдение обычно вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя по делу о банкротстве. В результате введения процедуры наблюдения юридическое лицо «ограничивают в правах». На стадии наблюдения проводится анализ финансового состояния должника. Процедура наблюдения применяется к должнику сроком до 7 месяцев в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

2.3 Процедура финансового оздоровления

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива о введении финансового оздоровления может исходить как от должника, так и от третьего лица (третьих лиц). Если рассматривать инициативу должника, то закон в этом случае четко предписывает, что волеобразующим органом со стороны должника выступает его высший орган управления (в зависимости от организационно-правовой формы это может быть общее собрание акционеров, общее собрание участников и т.д.) или собственник имущества должника.

Вмешаться в процесс могут и третьи лица, но только с согласия должника. В отличие от ситуации с инициативой должника, где его воля образуется и изъявляется его участниками (учредителями), вопрос согласия на вступление в дело третьего лица от имени должника уполномочен решать руководитель, согласия собрания участников (учредителей) или собственника имущества не требуется.

В любом случае инициатива оформляется в виде обращения к первому собранию кредиторов. Обязательной частью обращения выступает информация об обеспечении исполнения должником его обязательств, план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, если с его введением согласились кредиторы, но в этом правиле имеется пара исключений.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено судом, когда собрание кредиторов не приняло решения о следующей за наблюдением процедуры банкротства. В этом случае условием является то, что те, кто инициировал оздоровление, по-прежнему поддерживают свою инициативу и предоставляют необходимое обеспечение.


Во-вторых, даже когда кредиторы просят о введении внешнего управления или открытии конкурсного производства, то и в данном случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие в этой части – предоставление не любого допустимого обеспечения, а его строго определенной формы – банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на двадцать процентов.

В данном случае можно выделить, что процедура финансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда обеспечение исполнения должником требований кредиторов не представлено вообще, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант.

При финансовом оздоровлении органы управления должника несмотря но то, что сохраняя свою роль, все же имеют определенные ограничения при осуществлении своих полномочий.

Одно из ограничений – должник не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов совершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность или которые:

1) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения его имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

2) влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Следующее ограничение – должник не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации.

Третье – в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, все сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов.

В-четвертых, должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

1) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

2) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

3) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;


4) влекут за собой получение займов (кредитов).

В ходе процедуры финансового оздоровления органы управления должника не вправе принимать некоторые решения без согласия собрания кредиторов.

При финансовом оздоровлении учредителями составляется и утверждается план финансового оздоровления. Он предусматривает способы получения должником средств, нужных для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом погашения задолженности.

Итак, финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду. Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия. Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица (третьих лиц). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов.

Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Любая реорганизация предприятия возможна только с согласия кредиторов.

Основное управление организацией-должником осуществляют соответствующие органы управления должника. По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

- о прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;


- о введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;

-  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

2.4 Процедура внешнего управления

Внешнее управление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенностью данной процедуры является ее необязательность. Внешнее управление может назначаться судом в отдельных случаях по инициативе кредиторов или Арбитражного суда. Процедура внешнего управления направлена в первую очередь на оздоровление, сохранение предприятия как хозяйствующего субъекта, а не на само погашение задолженности.

Целью проведения процедуры внешнего управления является признание юридического лица финансово несостоятельным.

Общая продолжительность процедуры внешнего управления может достигать полутора лет. По истечении этого срока данная процедура может быть продлена еще на полгода в том случае, если совет кредиторов выступит с такой инициативой. В то же время этот этап может быть сокращен по просьбе внешнего управляющего или кредитных организаций.

При проведении процедуры внешнего управления можно выделить следующие шаги:

- назначение внешнего управляющего;

- подготовка плана оздоровления финансового положения компании;

- реализация плана;

- погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

При процедуре внешнего управления на место руководителя организации-должника назначается внешний управляющий, который принимает решения по проведению мероприятий финансового оздоровления предприятия.

Вместе с отстранением действующего руководства должника от ведения дел, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий (приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов.

С правовой точки зрения мораторий – один из типичных, но в то же время наиболее остро проявляющихся публично-правовых вмешательств в частноправовые отношения, который наполняет институт несостоятельности, включая и стадию внешнего управления.


В соответствии со статьей 95 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются.

Основное назначение института моратория состоит в стабилизации финансового положения предприятия, в предоставлении внешнему управляющему и кредиторам возможности проанализировать и спланировать денежные движения, скорректировать ход восстановления платежеспособности.

Что касаемо внешнего управляющего, то он утверждается Арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

На внешнего управляющего возлагаются определенные обязанности. Эти обязанности закреплены законодательно и обозначены в статье 99 Закона о несостоятельности вместе с его правами. Так ннешний управляющий обязан:

- принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

- в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации;

- разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

- заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

- вести реестр требований кредиторов;

- реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены Законом;

- информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

- представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

При проведении процедуры внешнего управления могут быть определены такие меры по восстановлению платежеспособности должника как например перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, продажа предприятия должника и др.

По результатам внешнего управления, при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления, по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов либо в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов внешний управляющий предоставляет отчет на рассмотрение собрания кредиторов.