Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, эмоциональные состояния - это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям. Они являются неотъемлемой частью жизни личности и неотделимы от нее, определяя ее качество и вектор развития. Человек живет эмоциями, а в некоторых случаях даже направляется ими в результате чего, особенно важным становится изучать связь эмоциональной сферы человека и ее характеристик деятельности.

1.2. Невербальная сторона коммуникации человека

Невербальное общение – это неречевая форма общения, которая включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание личности [7].

Язык невербальных компонентов общения включает первичные языки невербальной системы, то есть систему жестов, отличающейся от языка глухонемых, пантомима, мимика и прочего; а также вторичные языки невербальной системы, включающие азбуку Морзе, музыку, языки программирования и прочее.

Невербальный язык – это такой вид общения, который не подразумевает использование слова, это мимика, жесты, интонации, представляющие из себя важнейшую часть общения. А. Пиз отмечает, что с помощью слов можно получить только 7% информации, с помощью звуковых средств, включающих тон голоса, интонацию и другие характеристики – 38%, а с помощью мимики, жестов и позы, то есть невербального общения аж 55% информации [18]. Другими словами, важно не то, что говориться, а как это делается.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики4.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика – подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.


С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны –  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично.

Исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика6.

Первое – это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения. 


Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации7.

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение представляет из себя общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация чаще всего представляется такими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная [16].

Визуальная система общения содержит в себе следующие компоненты: 

  • жесты, жестикуляцию; 
  • мимику, позы; 
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение); 
  • пространственно-временную организацию общения; 
  • контакт глазами (визуальный контакт); 
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и другое [17]. 

Общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность); 
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи). 

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.


Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют такие важные функции невербального общения: 

  • выражение межличностных отношений; 
  • выражение чувств и эмоций; 
  • управление процессами вербального общения (разговором); 
  • обмен ритуалами; 
  • регуляция самопредъявлений [9]. 

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы: 

  • национальная принадлежность человека; 
  • состояние здоровья личности; 
  • профессия человека; 
  • уровень культуры человека, влияющий на состав его жестов, его преставления об этикете, правильном воспитании; 
  • статус человека; 
  • принадлежность к определенной группе; 
  • актерские способности личности; 
  • возраст человека; 
  • сочетание невербальных знаков; 
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что вербальные символы, то есть слова, – это основное средство личности для кодирования идей, которые необходимо передать другим, человеком также активно используются невербальные символы, сопровождающие трансляцию этих сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. 


1.3. Невербальные проявления эмоционального состояния человека

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такую методику предложили исследователи П. Экман и У. Фризен [15]. На основе этих параметров выделяется пять типов невербального поведения личности:

1) «эмблемы», представляющие из себя устойчивые коды, имеющие вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы», которые связаны с речью, при этом кодом в прямом смысле слова не являются, они употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы», то есть невербальные коды, которые поддерживают общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы», представляющие из себя остаточные формы когда-то целесообразных действий, которые сопровождают потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения [14].

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления чело- века складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная — слабая мимика, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармоничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.