Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях, которые являются сходными у представителей всех народов и культур [12].

1. Гнев, который характеризуется тем, что мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

2. Презрение, проявляющееся в том, что бровь человека приподнята; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.

3. Страдание, при котором брови человека сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. Страх, проявляется в том, что брови человека подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщи- ны; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верх- нее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

5. Удивление, которое проявляется в поднятых бровях, образующих горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

6. Радость, выраженная в том, что губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот за- крыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

7. Стыд, который проявляется в желании человека спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляются в сторону или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда. Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови [16].

Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят "щелеобразно" в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глаза- ми, которые, не понимая, смотрят на причину удивления. Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По- разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и прочее. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.


Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие. Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам.

Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической при- роде жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные). По характеру воздействия на адресата жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически- тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты, поскольку ре- акция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утверди- тельный ответ [20].

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты- знаки и жесты-сигналы. Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя) [16]. Например, в зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение к адресату. Из-за чувства страха угрозы или беспомощности хочется за что-то ухватиться, следовательно, рука что-то берет или делает движение в этом направлении.

Сильный удар ладонями или костяшками пальцев по столу бывает при удивлении, нежелании, гневе. Лицо закрывают ладонями при чувстве смущения, либо стыда. Касание носа происходит преимуществен- но в стрессовых ситуациях, то есть когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. Если взрослый человек кладет палец в рот или прикладывает его к уголку рта и если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания, то тем самым выражаются удивление, неожиданность, замешательство, растерянность.


У радостного человека на лице улыбка, зрачки при этом расширены, он искренен и открыт, его руки раскрыты ладонями вверх. Как говорится «закипающий» от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони. На лице выступают испарина, пот, иногда пятнами краснеет лицо. Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов. Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативно- го общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии [16].

При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально- культурному нормативу. В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Напри- мер, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [20].

Жесты могут выполнять следующие функции:

1) выражать то же, что и собственно сама речь человека;

2) выражать то, что противоречит самой содержательной части речи;

3) предвосхищать те значения, которые передаются с помощью речи;

4) акцентировать определенную часть речевого сообщения;

5) являются связанными с наиболее глобальными аспектами взаимодействия между людьми, нежели само вербальное высказывание;


6) сохранять контакт между собеседниками и способствовать регуляции потока речи;

7) заполнять или объяснять возникающие периоды молчания, указывая на намерение собеседнику продолжить свою реплику;

8) заменять отдельное слово или фразу определенным жестом;

9) дублировать с опозданием определенное содержание вербального сообщения [20].

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕЛБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

2.1. Методологические проблемы исследования невербального общения

Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного, систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере партнеров по общению и потому может попасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований по невербальному общению посвящены лицу человека: традиционно считается, что именно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играют важнейшую роль в общении людей. Но в реальности – и многие специалисты знают это – важную информацию несет все же не только лицо, а и «познотоническая активность». В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека. Именно познотонические выражения характера личности служат тем зримым языком, посредством которого происходит невербальный диалог.

Тем не менее, несмотря на важность данного аспекта невербального общения, в настоящее время в этом направлении исследований существует значительный пробел. Это объясняется тем, что в отличие, например, от жестов, мимических движений, физиогномических примет, многие из которых подчас имеют более или менее однозначную трактовку, позы каждого человека сугубо индивидуальны и изучение их сопряжено с определенными трудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом, стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимости отдельных поз – вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные, которые всегда следует учитывать при восприятии поз. В результате, исследователи пришли к выводу, что удобнее всего изучать позы посредством рисунков так называемых «палочных фигур».


кроме того, широкое распространение получила классификация «палочных фигур» Сабина и Хардика. В ней авторы связали определенные позы человека с некоторыми качествами его личности и придали 42 «палочным» позам конкретное толкование. Все следующие исследования поз опирались на эту классификацию и мало что могли добавить как к ее исходной интерпретации, так и к изучению этого аспекта невербального общения.

Таким образом, восприятие и понимание человека на основе его экспрессивного поведения, то есть на процессе невербального общения, предполагает наличие у воспринимающего определенных структурированных представлений , то есть категорий, которые позволяют человеку читать знаки и сигналы языка тела. В результате чего, исследователи все чаще прибегают к использованию фотографией, пиктограмм, графических рисунков и предприняли достаточное количество попыток по созданию и формированию различных классификаций и «словарей», которые позволяют производить расшифровку отдельных невербальных коммуникативных личностных кодов [22].

Кроме того, наряду с изучением категориальной организации социального познания все больше внимания теперь уделяется иной форме структурирования знаний – фреймам.

Фрейм - это минимальное описание какого-либо явления или объекта, которое обладает таким свойством, которое заключается в удалении из описания некоторой составляющей, которая приводит к тому, что данный объект перестает правильно опознаваться [19]. При этом определенные фреймы являются врожденными, то есть они естественно и неизбежно возникнут в процессе когнитивного развития человека. Например таким фреймом является знание характерных черт человеческого лица. Другие фреймы усваиваются из опыта или обучения. Фреймы, как правило, активируются определенными стилистическими маркерами – свойствами демонстранта или социальным контекстом, такими, как, например, гнев, любовь, стремление к сотрудничеству или власти, групповая принадлежность и т.п., которые выражаются чаще всего невербально. Это, безусловно, имеет важнейшее значение, поскольку фреймы активизируются, когда интерпретатор, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения, оказывается в состоянии приписать ему интерпретацию, поместив содержание фрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».

Введение и исследование фреймов внесло изменение в научные представления о существующих коммуникативных процессах. В частности это касается исследований, посвященных пониманию связного текста, но, безусловно, фреймовый анализ успешно используется и в исследованиях по невербальному общению. Однако, в том случае, если текст вербального сообщения разворачивается последовательно, то большинство невербальных коммуникаций осуществляются одновременно. Помимо этого, тот или иной активированный фрейм ведет к жестко обусловленной, подчиненной определенному алгоритму интерпретации, что подчас и проявляется в ошибках и ограниченности подобной интерпретации в целом. Люди, которые являются искушенными в языке тела, характеризуются высокой степенью пластичности во взаимодействии с другими. Воспринимая невербальное «послание», особенно если ситуация неоднозначна, они пытаются избегать двусмысленности и достигать определенности в его интерпретации и понимании партнера. При этом они формируют собственные предварительные интерпретационные гипотезы, то есть стратегии, способные изменяться на основе дополнительной информации и плавно переходить друг в друга. На успешность в невербальном общении влияют также и такие факторы, как личностная и социальная идентичность коммуницирующих, их психологические особенности, к которым относятся установки, воображение, наблюдательность, опытность, то есть все то, что можно назвать таким термином как паралингвистический дискурс [19].