Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно такой подход к исследованию языка тела соответствует духу современных научных представлений о процессе вербального общения. Термин «дискурс» рассматривается в рамках науки лингвистики. Терминологическое значение ему первыми придали Э. Бенвенист и З. Харрис, привлекавшие к описанию и пониманию текста социокультурную ситуацию [5]. Дискурсивный анализ получил свое развитие благодаря ученому Т. Ван Дейку, предложившему стратегическую модель обработки связного текста; при этом автор отмечает, что стратегические процессы во многом являются противоположными процессам алгоритмическим. Подобный стратегический анализ паралингвистического дискурса видится перспективным в качестве основы для исследования процесса невербального общения. Именно в русле такого методологического приема было проведено исследование восприятия человека по фотографии и оценки его характера – процесса невербального общения с опорой на экспрессию лица. Анализ проявлений позно-тонической активности осуществлен с той же стороны.

Главной целью организованного автором исследования было проверить предположение о том, что процесс невербального общения протекает в соответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Напри- мер, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначи- тельным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [16].

Жесты могут выполнять следующие функции:

- выражать то же, что и речь;

- выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

- предвосхищать значения, переданные речью;

- акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

- быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

- сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

- заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);


- заменять отдельное слово или фразу;

- с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться все- стороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования: импрессивный; физиологический; экспрессивный внутреннего переживания [13].

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста достаточно часто применяется методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального поведения личности" [18].

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается в этом случае только лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления.

Таким образом,

2.2. Некоторые особенности диагностики эмоциональных состояний человека

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить , что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.


О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько [18]. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования П. Экмана. Автор отмечает, что на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое именно выражение лица должно присутствовать в разные моменты общения. Эти правила являются культурно обусловленными и усваиваются в процессе социализации. Иллюстрацией данных правил служат результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том , что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.

Кроме того жесты формируются в ходе социализации П. Экман отмечает, что воспитание детей накладывает характерный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными.

А. И. Приходько отмечает, что в настоящее время механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения являются мало известными. Он подразумевает, что данный процесс осуществляется по средствам механизма подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.

Эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль успешнее достигается по средствам мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с когнитивными процессами - воображения и фантазии. Память о прошлом эмоциональном опыте накладывает определенное ограничение на эмоциональную свободу личности. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, по мнению С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания в невербальном плане.

Существует также и другой взгляд на данную проблему, согласно которому не каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности выражения эмоций. Данное положение можно иллюстрировать рядом причин:


  • чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,
  • неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других

людей;

  • невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;
  • чувством тревоги, которая взаимосвязана с эмоциями других людей с собственными эмоциями, побуждающее конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции [22].

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина указывают, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего. Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса [21].

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия

эмоционального переживания у себя или у другого человека;

  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же авторами отмечается, что способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции, а также контролировать внешнее выражение эмоций и при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Таким образом, диагностика эмоциональных состояний через невербальные проявления в поведении личности является достаточно новым научным исследовательским направлением, которое не получило еще достаточной разработанности. Невербальные проявления эмоциональных состояний составляют из себя плодотворную почву научных исследований и современных диагностических технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что невербальное общение чаще всего остается незамеченным, оно является проявлением истинной сущности человека и является одним из основополагающих способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее принятия и понимания необходимо ее расшифровывать.

Эмоциональные состояния - это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям. Они являются неотъемлемой частью жизни личности и неотделимы от нее, определяя ее качество и вектор развития. Человек живет эмоциями, а в некоторых случаях даже направляется ими в результате чего, особенно важным становится изучать связь эмоциональной сферы человека и ее характеристик деятельности.


При определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

 Достаточным количеством авторов установлено, что чаще всего реакция на достаточно инстинктивные действия, которые совершаются в повседневной жизни, являются заранее известными, ибо подсознательно все люди поступают почти одинаково во многих ситуациях. Человек не может принимать не свойственные для него позы, заранее не думая над тем как их изменять, при их исполнении или осмыслении происходящих событий.

При этом достаточно малое количество авторов отмечают про возрастные особенности невербальной эмоциональной экспрессии.

При определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах

Особенности изучения проявлений невербального поведения становятся особенно важными и значимыми при рассмотрении вопроса диагностики и исследования этого психологического компонента коммуникации. Сложность самого объекта исследования становится причиной возникновения затруднений при организации этого процесса авторами и учеными разных научных областей - психологии, педагогики, лингвистики и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  3. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица / В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2009.- 448 с.
  4. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
  5. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб., 2006. - 496 с.
  6. Геллерштейн, С.Г. Выразительные движения / С.Г. Геллерштейн. - М., 2001. - 645 с.
  7. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов - М.: Наука, 2008. - 302 с.
  8. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  9. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу / Е.К. Знак. - Минск; М., 1995. - 213 с.
  10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - 464 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - 749 с.
  12. Конецкая, В. П.: Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: МУБУ, 2012. - 345 с.
  13. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. СПб: изд-во СПбГУ, 2007. – 442 с.
  14. Лабунская, В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону, 1986. - 230 с.
  15. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская. - М.: Знание, 2009.- 64 с.
  16. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 1990.
  17. Мельник, А.А. Язык жестов / А.А. Мельник. — М., 2013. - 256 с.
  18. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов // Психология. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 688 с.
  19. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А. Пиз. - М.:Эксмо, 2007. – 107 с.
  20. Повалева, М.А. Невербальные средства общения / М.А. Повалева. - Ростов н/Д, 2004. - 352 с.
  21. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько // Психологические исследования, 2009, №4. - С 34-41.
  22. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций /Я. Рейковский.- М., 2009. - 321 с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
  24. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг: монография / П.В. Симонов. – М.: Наука. –1981. – 216 с.
  25. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движения / Р. Хорст. - М.: АО Интерэксперт, 1996. - с. 417.