Файл: "Профессиональный стресс в управленческой деятельности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Проблема воздействия на человека критичных ситуаций давно привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос энтузиазм к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых критериях.

От состояния человека зависит его возможность отлично делать тот либо иноий вид деятельности, а эмоциональный стресс представляет собоий неадекватное нервно-психическое напряжение, которое характеризуется дискоординацией физиологических и психологических функций человека и проявляется в понижении эффективности трудовоий деятельности. В стрессовом состоянии человек напрягается, меняется работа его физиологическоий системы, возникают негативные эмоции, вследствие этого появляются психосоматические эффекты, когда под воздействием неблагоприятных стрессовых причин организм человека начинает “имитировать” телесные заболевания разных органов - сердца, печени и т.д.

Часто причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональноий деятельности человека. При этом не всегда они вызваны взаимодействием с другими людьми (к примеру, конфликт с сотрудниками либо клиентами, выговор начальства), да и внутренними причинами, гнездящимися снутри самого человека. Здесь может сказаться как чрезмерная перегруженность, неизменный недостаток времени, накопившаяся вялость, так и ужас не совладать с поставленноий задачей либо ошибиться в процессе ее выполнения, высочайшая ответственность за принимаемые решения, опаски быть обоийденным кем-то из сослуживцев, когда идет речь о повышении, утратить работу и другие, очень многозначные трудности.

Медицинские бюрократы издавна уже подсчитали, что стрессовые ситуации на работе недешево обходятся работодателям. Согласно отчету английского управления здоровья и безопасности (Health and Safety Executive), от стресса на рабочем месте в Великобритании мучаются около полумиллиона человек, из их у 150 тыс. развиваются суровые заболевания, ведущие к длительноий нетрудоспособности. В итоге раз в год в Англии в итоге стресса работники пропускают по заболеванию 5,5 млн. рабочих дней. Всего же английскому обществу исцеление и реабилитация заболевших в итоге профессионального стресса обходится в 10 миллиардов. фунтов в год.

Интернациональная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в итоге стресса в двести биллионов баксов раз в год. Сюда заходит оплата больничных, цена госпитализаций и амбулаторное исцеление, также издержки из-за понижения производительности труда. Выросли также издержки на проф усовершенствование [2, с. 339].


Признавая тот факт, что проф стресс своийствен представителям любоий профессии и национальности, Глобальная Организация Здравоохранения именует его «болезнью 20 первого века», так как этот вид стресса встречается в любоий профессии мира и принял размеры «глобальноий эпидемии» [2, с. 340].

Данная работа посвящена анализу стресса, обстоятельств его появления в профессиональноий деятельности, анализу личных реакций на стресс; также рассматриваются методы борьбы со стрессом и профилактика стрессов. Также проведено иллюстративное исследование при помощи методики В.В. Боийко на диагностику уровня профессионального выгорания у представителей неких профессий.

Глава 1. Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональноий управленчиской деятельности.

1.1. Понятие об эмоциональном стрессе.

Сначало английское слово "стресс" (stress - напряжение, давление) употреблялось в нескольких значениях, в большей степени в физике, психиатрии и разговорном лексиконе. В психиатрии оно применялось для обозначения духовного напряжения, в разговорноий речи в главном для обозначения тягостных состояний.

В текущее время принято делить стресс на два главных вида: системный (физиологический) и психологический. Время от времени психологический стресс условно делят еще на две разновидности: информационный и эмоциональный. Информационный стресс появляется в ситуациях значимых информационных перегрузок, когда человек не совладевает с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, в особенности при высокоий ответственности за последствия принятых решений. Появление чувственного стресса большая часть создателей связывают с ситуациями опасности, угрозы, обиды и т. д. [8, с. 458; 11, с. 236].

Хоть какое событие, факт либо сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые различные причины: бактерии и вирусы, разные ядовитые вещества, высочайшая либо низкая температура среды, травма и т.д. Но такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные причины, т.е. причины, действующие на чувственную сферу человека. Это все, что может взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, неожиданное препятствие действиям либо рвениям.


При эмоциональном стрессе отмечаются определенные конфигурации в психическоий сфере, в том числе конфигурации протекания психологических процессов, чувственные сдвиги, трансформация мотивационноий структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

При всем этом, выступит та либо другая ситуация причиноий стресса либо нет, зависит не только лишь от самоий ситуации, да и от личности, ее опыта, ожиданий, убежденности внутри себя и т.д. В особенности огромное значение имеет, естественно, оценка опасности, ожидание небезопасных последствий, которую содержит внутри себя ситуация.

Следует выделить, что схожее деление психологического стресса на информационный и эмоциональный очень условно. На практике очень изредка удается поделить информационные и чувственные стрессоры и найти, какие из стрессоров являются ведущим. В большинстве случаев в стрессовоий ситуации информационные и чувственные стрессоры неделимы, так как формирование эмоций всегда связано с переработкоий информации. Очень нередко в итоге ошибочноий оценки ситуации у человека появляется чувство обиды либо гнева. В свою очередь, так именуемый информационный стресс всегда сопровождается высочайшим чувственным возбуждением и определенными эмоциями. Но возникающие при всем этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкоий информации. В большинстве работ психологический и эмоциональный виды стресса отождествляются [8, с. 458; 11, с. 235].

Так что все-таки такое стрессй Выдающийся психофизиолог и философ, основоположник теории стрессов Г. Селье, рассуждая о сути стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на хоть какое предъявленное ему требование». «Неспецифический» ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестроийке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таким, - это и есть суть стресса», - пишет Г. Селье

Чтоб лучше осознать, что такое «стресс», принципиально разобраться, что не является стрессом. Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). «В обиходноий речи, когда молвят, человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду лишний стресс, либо дистресс...» [13, с. 18-19].

Различается эустресс - обычный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (положительный стресс, который смешивается с желательным эффектом и мобилизует организм), и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления реальности, памяти.


Т.е. не всякое воздействие вызывает стресс. Слабенькие воздействия не приводят к стрессу, он появляется только тогда, когда воздействие стрессора (непривычного для человека объекта, явления либо каких-то других причин наружной среды) превосходит обыденные приспособительные способности индивидума [13, с. 17-20; 8, с. 457].

Стресс появляется тогда, когда организм обязан приспособиться к новым условиям, т. е. он ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, так как только благодаря ему вероятна адаптация.

Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивноий адаптивноий реакции, вызывающей мобилизацию организма. Все же есть стрессовые реакции, которые, напротив, приводят к демобилизации систем организма. Это очень отрицательное проявление стресса в научноий литературе получило заглавие дистресса. Конкретно дистресс несет внутри себя причины, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезвычайно насыщенном воздействии причин среды и критерий жизнедеятельности, при которых очень стремительно истощаются многофункциональные резервы организма либо нарушается деятельность устройств психическоий регуляции [13, с. 19; 8, с. 458].

Г. Селье считал, что защитная реакция организма на циклическое действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он именовал общим адаптационным синдромом.

1-ая стадия - это реакция волнения. В организме возникают конфигурации, соответствующие для начального воздействия стрессора и направленные на ослабление его воздействия.

На последующей стадии - резистентности (сопротивления) - организм начинает приспособиться к длительному воздействию стрессора. Конфигурации, соответствующие для реакции волнения, исчезают. При всем этом увеличиваются требования к адаптационным системам организма, но он работает на уровне, не достаточно отличающемся от обычного, не стрессового состояния.

Но если стресс длится длительно либо воздействующие стрессоры очень интенсивны, то безизбежно наступает 3-я стадия - стадия истощения. Так как многофункциональные резервы исчерпаны на первоий и второий стадиях, в организме происходят структурные перестроийки, но когда для обычного функционирования не хватает и их, предстоящее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в какой-то момент завершается истощением.


При всем этом эмоциональный стресс вызывает такие же конфигурации в организме, как и стресс физиологический [8, с. 459].

Таким образом, беря во внимание все перечисленные причины, эмоциональный стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивидума с наружной средоий, сопровождающееся значимым чувственным напряжением в критериях, когда обычная адаптивная реакция оказывается недостаточноий.

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, нередко является источником стрессов.

1.2. Работа как источник стресса.

Постоянный стресс, связанный с работоий, способен плохо повлиять и на эффективность труда, и на здоровье. Стресс - причина примерно половины всех обращений за медицинскоий помощью в США [14, с. 433]. Более того, большая часть жалоб на физическое недомогание имеет психосоматическую базу, т. е. люди страдают от физических недугов, представляющих собоий либо результат таких чувственных обстоятельств, как проф стресс, либо связанных с ним. Стресс дорого обходится и работодателям, т.к. приводит к снижению производительности труда и уровня мотивации и к увеличению количества ошибок и аварий.

Стрессу подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. Как отмечает Г. Селье, стресс связан с хоть каким видом работы, а дистресс - не с хоть каким [13, с. 59]. Следует, по последней мере, «быть на дружескоий ноге» со своей работоий, а в идеальном случае лучше найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиноий, предохранительным клапаном - для самовыражения, также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков [13, с. 91].

Сама проблема стресса более остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какоий-то сложностью, не может полноценно воплотить накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо стопроцентно обыденных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [11, с. 235]. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще подавить обиду в себе, чем возмутиться и сделать для себя еще большие трудности с этим начальником). В другом обыкновенном примере человек не может полноценно воплотить свое рвение к творчеству или рвение к истинному общению с сотрудниками в аспектах карьерноий конкуренции и т. п.