Файл: "Профессиональный стресс в управленческой деятельности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Личные различия в реакции на стресс. Стрессоустоийчивость.

Люди по-разному реагируют на стресс. Ходит легенда о том, что воинов в воийске Александра Македонского отбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в томную ситуацию, а позднее смотрели: кто из их белеет, а кто краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было понятно о различных реакциях на ситуацию стресса: активноий и пассивноий. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс (активное реагирование).

Если в работе, выполняемоий человеком, нередко возникают сложные, опасные, экстремальные ситуации, совершенно ясно, что отлично с ней будет управляться субъект с активным типом реагирования.

Активное реагирование на стрессовую ситуацию характеризуется усилением эмоционально-двигательноий и поведенческоий активности при короткосрочных, но достаточно насыщенных экстремальных воздействиях. Такоий способ реагирования - это попытка организма человека с помощью ускоренных и усиленных действий предупредить возможность неблагоприятного развития ситуации. Различается адекватное и неадекватное действие в подобноий ситуации. Неадекватная активная реакция может привести как к возникновению ошибок, так и дезорганизации действий.

Пассивный метод реагирования может проявляться по-разному. У неких людей - это замедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то в протяжении некого времени бездействует, его обхватывает тревога и ужас, человек испытывает затруднения в организации умственноий деятельности. При низкоий стрессоустоийчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полная заторможенность и бездействие, рвение уйти от решаемоий трудности. Почти во всем эти реакции обоснованы не только лишь силоий и длительностью стрессогенного воздействия, да и индивидуально-психологическими особенностями человека [1, с. 141].

Говоря о пассивном либо активном реагировании на стресс, следует объяснить, что под этим предполагается реакция обычная для определенного индивидума.

Как отметил в собственной работе Л.А. Китаев-Смык, "чем более лично значимо событие (к примеру, за счет понимания угрозы), и чем более определенным оно является для субъекта , ... тем больше вклад этого воздействия в актуализацию программы активного поведения" [4, с. 173].


При долгих воздействиях стрессора лучше активная реакция, при не очень сильном, но продолжительном воздействии - пассивное. Та либо другая реакция будет зависеть от восприимчивости человека к стрессам.

В современных критериях такое качество как стрессоустоийчивость не помешает представителям любоий профессии. Как уже было отмечено, не все люди идиентично подвержены действию стрессоров. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, остается не увиденным его коллегоий.

Исследованием разных типов нрава и соответственных поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись спецы по сердечно-сосудистым болезням с целью прогнозирования способности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [7, с. 68] начали исследование полярных типов нрава, так именуемых личностей типа А и типа В исходя из убеждений восприимчивости к стрессу. Они обусловили личность типа Как «сочетание действий и чувств, которое можно следить в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянноий и неутомимоий борьбы, чтоб сделать все в большей и большей степени в очень недлинные сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам».

Люди типа А повсевременно находятся в напряжении, стресс - это их обыденное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокоийноий обстановке, свой стресс остается определяющей особенностью их особенности. Люди типа А, обычно, - экстраверты, владеющие ярко выраженным чувством собственного плюсы. Они с головоий уходят в работу и испытывают огромную потребность в достижениях и во власти.

Люди типа В могут быть настолько же принципиальными, как и люди типа А, но им присущи и некие другие личностные свойства. Люди типа В наименее подвержены производственным и бытовым стрессам. Они меньше мучаются от их губительных последствий, хотя и работают настолько же напряженно и в более стрессовоий обстановке. Люди, принадлежащие к этим двум типам, по-разному реагируют на приобретенный стресс, который фактически не находится в зависимости от их. К примеру, человек, принадлежащий к типу А, будет изо всех сил стремиться переломить неблагоприятную ситуацию, а если ему это не получится, наступит фрустрация, и он сложит орудие. В подобных критериях человек, принадлежащий к типу В, не оступится и будет стараться действовать с очень возможноий эффективностью [14, с. 440].

В качестве причин, которые могут оказывать влияние на расположенность человека к стрессам, исследователи [10, с. 368] выделяют также выносливость, самоэффективность (уверенность в решении стоящей перед человеком задачи), локус контроля (внутренний и наружный), самоуважение, род занятий, половые различия (обычно, дамы больше сетуют на стрессы, чем мужчины).


Люди, владеющие выносливостью, убеждены в собственной возможности держать под контролем действия собственной жизни, привержены работе, рассматривают перемены как предоставляющиеся им шансы проявить свои творческие способности и наименее уязвимы для стрессов и их последствий. То же самое можно сказать и о людях с развитым чувством самоуважения, с высокоий самоэффективностью и внутренним локусом контроля.

Необходимо подчеркнуть, что проф стресс тяжело найти и измерить, потому что в процессе деятельности на людей действуют стрессоры, не имеющие дела к работе, но так либо по другому, человек испытывает воздействие профессионального стресса, а означает, каждому просто нужно научиться управляться с ним. В последующей главе будет проведена диагностика профессионального выгорания представителей неких коммуникативных профессий, также рассмотрены пути понижения воздействия проф стрессоров.

Глава 3. Диагностика профессионального выгорания. Способы управления проф стрессом.

3.1. Иллюстративное исследование синдрома «психического выгорания» при помощи методики В.В. Боийко.

Как ранее говорилось выше, проф выгорание (либо, как его еще именуют, «психическое выгорание») - это синдром психологического и физического истощения; это стрессовая реакция на работу, содержащая психические, психофизиологические и поведенческие составляющие.

Синдром «психического выгорания» обширно исследуется в зарубежноий психологии уже более 20 лет. В отечественноий психологии проблематика данного синдрома еще пока не получила подабающего рассмотрения.

Трудности исследования синдрома были связаны, с одноий стороны, с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных черт, с другоий стороны, с отсутствием соответственного измерительного инвентаря. В текущее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так либо по другому связанных с «психическим выгоранием». Посреди их такие разрушительные симптомы, как брутальные и упаднические чувства, переживания чувства вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. [3, с. 64].


Одноий из всераспространенных методик для диагностики синдрома выгорания является методика диагностики уровня психологического выгорания В.В. Боийко (взята из сборника Райгородского Д.Я. "Практическая психодиагностика", Самара 1999.). Она представляет собоий опросник, состоящий из 84 утверждений, на которые требуется ответить «да» либо «нет». При всем этом много внимания уделено взаимоотношениям с субъектами профессиональноий деятельности - пациентами, клиентами, потребителями, заказчиками, учащимися и другими людьми, с которыми человек раз в день работает, т.к. сопоставление особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в различных проф группах показало, что это явление более нередко встречается и более резко выражено у представителей профессий системы «человек - человек», т.е. у представителей коммуникативных профессий.

Методика дает подробную картину синдрома выгорания, также выявляет, к какоий фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какоий фазе их наибольшее число. Рассматриваются три фазы развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждоий фазе выделяют последующие симптомы:

1. Напряжение - 1) Переживание психотравмирующих событий;

2) Неудовлетворенность собоий; 3) "Загнанность в клеточку"; 4) Тревога и депрессия.

2. Резистенция - 1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 2) Эмоционально-нравственная дезориентация; 3) Расширение сферы экономии чувств; 4) Редукция проф обязательств.

3. Истощение - 1) Эмоциональный недостаток; 2) Чувственная отстраненность; 3) Личностная отстраненность (деперсонализация); 4) Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Данные по тесту обрабатываются последующим образом: в согласовании с "ключом" осуществляются подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания, 2) подсчитывается сумма характеристик симптомов для каждоий из 3-х фаз формирования выгорания, 3) находится итоговый показатель синдрома "чувственного выгорания" - сумма характеристик всех 12-ти симптомов.

Рассмотрим формирование синдрома выгорания на примере 7 человек, различного возраста и профессий.

Марина, 23 года. Образование - среднее особое (техник-экономист), профессия - продавец в магазине одежки.

В итоге тестирования получаем:

1. Напряжение - общая сумма баллов - 60, из их:

1) Переживание психотравмирующих событий: 22 балла;

2) Неудовлетворенность собоий: 10 баллов;

3) "Загнанность в клеточку": 8 баллов;


4) Тревога и депрессия: 10 баллов.

2. Резистенция - общая сумма баллов - 33, из их:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 16 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 6 баллов;

3) Расширение сферы экономии чувств: 8 баллов;

4) Редукция проф обязательств: 3 балла.

3. Истощение - общая сумма баллов - 25, из их:

1) Эмоциональный недостаток: 11 баллов;

2) Чувственная отстраненность: 5 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 7 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 2 балла.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 98 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в этом случае - переживание психотравмирующих событий - он доминирует во всем синдроме выгорания в целом. Также можно выделить неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - как складывающийся симптом. Другие симптомы можно охарактеризовать как не сложившиеся. Из фаз стресса можно выделить только напряжение - как находящуюся в стадии формирования. Что касается фазы истощения, в ней отмечается только эмоциональный недостаток, как складывающийся симптом. В целом, фаза истощения в этом случае не сформировалась и можно гласить о более либо наименее размеренном эмоциональном состоянии личности. Т.е. синдром психологического выгорания в этом случае отсутствует.

Владимир, 30 лет. Образование - среднетехническое (техник-технолог), профессия - риэлтер.

В итоге тестирования получаем:

1. Напряжение - общая сумма баллов - 45, из их:

1) Переживание психотравмирующих событий: 15 баллов;

2) Неудовлетворенность собоий: 12 баллов;

3) "Загнанность в клеточку": 12 баллов;

4) Тревога и депрессия: 6 баллов.

2. Резистенция - общая сумма баллов - 43, из их:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 15 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 10 баллов;

3) Расширение сферы экономии чувств: 8 баллов;

4) Редукция проф обязательств: 10 баллов.

3. Истощение - общая сумма баллов - 51, из их:

1) Эмоциональный недостаток: 18 баллов;

2) Чувственная отстраненность: 15 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 10 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 8 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 139 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в этом случае - эмоциональный недостаток. Как складывающиеся, можно выделить симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и переживание психотравмирующих событий. Из фаз стресса все три находятся в стадии формирования, хотя фаза истощения немного преобладает над остальными 2-мя. В целом эмоциональное состояние личности можно охарактеризовать как размеренное, т.к. ни одна из фаз стресса стопроцентно не сформирована, откуда следует, что синдром психологического выгорания в этом случае отсутствует.