Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ТОРГОВЛИ
1.1 Ассортимент: сущность, понятие, виды, классификация
1.2. Формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
2.1. Анализ динамики и прогноз рынка товаров туристического снаряжения в Российской Федерации
2.2. Характеристика деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «ХАБАР»
2.3. Оценка эффективности существующего товарного ассортимента предприятия ООО «ХАБАР»
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности
компании ООО «ХАБАР» за 2016-2018 гг.
Показатель |
Период |
Изменение 2018 г. к 2017г., + / - |
Темп изменения 2018 г. к 2017 г., % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
35257 |
37584 |
42402 |
4818 |
112,82 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
327 |
432 |
210 |
-222 |
48,61 |
-уровень, в % к товарообороту |
0,92 |
1,15 |
0,5 |
-0,65 |
- |
Из табл. 2.1 видно, что по итогам работы за 2018 г. темп роста товарооборота к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах обеспечен на 112,82% в основном за счет ценового фактора.
Прибыль от реализации за 2018 год меньше 2017 года на 222 тыс. руб., что связано с опережением роста расходов на реализацию (1518 тыс. руб. или 119,6%) над ростом доходов от реализации (1332 тыс. руб. или 115,8%).
Таким образом, основываясь на вышеприведенных данных, можно сделать вывод об эффективной торгово-хозяйственной деятельности компании ООО «ХАБАР», а снижение прибыли и рентабельности является следствием изменения конъюнктуры рынка.
Динамика расходов по реализации в компании ООО «ХАБАР» за период 2016-2018 гг. отражена в табл. 2.3.
Из данных табл. 2.3 видно, что уровень расходов на реализацию вырос относительно 2017 года на 19,60% и составил в 2018 году 9264 тыс. руб. Основной статьей расходов на реализацию является оплата труда персонала. В 2018 году фонд оплаты труда персонала компании увеличился на 29,81 % и составил 5898 тыс. руб. при этом, доля расходов на оплату труда в расходах на реализацию увеличилась на 5,01 % и составила 63,66 %.
Таблица 2.3
Динамика расходов по реализации компании ООО «ХАБАР» за 2016-2018 гг.
Наименование показателя, тыс. руб. |
2016 г. |
2017 г. |
2018г. |
Темп роста 2018 г. к 2017 г., % |
Расходы на реализацию |
5224,0 |
7746,0 |
9264,0 |
119,60 |
в % к товарообороту, в т. ч.: |
20,3 |
20,6 |
21,9 |
- |
1. ФОТ |
3845,2 |
4543,2 |
5898,0 |
129,81 |
доля в расходах на реализацию |
234,6 |
242,4 |
254,4 |
104,75 |
2. Содержание зданий, в т. ч.: |
451,6 |
538,2 |
742,8 |
138,07 |
- аренда |
74,2 |
82,8 |
96,0 |
115,80 |
- отопление |
75,4 |
82,8 |
115,8 |
139,93 |
- электроэнергия |
248,0 |
360,0 |
519,0 |
144,20 |
- вода |
10,8 |
12,6 |
12,0 |
96,50 |
3. Отчисления в рем. фонд |
543,4 |
612,6 |
123,6 |
20,21 |
4. Транспорт |
14,6 |
24,6 |
16,2 |
64,34 |
5. Процент пользования кредитом |
257,3 |
364,2 |
615,0 |
168,88 |
6. Налоги в издержках |
1547,5 |
1663,2 |
1869,0 |
112,35 |
В табл. 2.4 приведены данные о динамике прибыли в компании за период 2016-2018 гг. согласно Отчету о прибылях и убытках.
Таблица 2.4
Динамика прибыли компании ООО «ХАБАР»
Показатель |
Период |
Изменение 2018 г. к 2017 г., + /- |
Темп изменения 2018 г. к 2017 г., % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
35257 |
37584 |
42402 |
4818 |
112,82 |
Доход от реализации, тыс. руб. |
7896 |
8418 |
9750 |
1332 |
115,82 |
-уровень, в % к товарообороту |
21,01 |
22,39 |
22,99 |
0,6 |
- |
Налоги и др. обязательные платежи (с дохода), тыс. руб. |
225 |
240 |
276 |
36 |
115,00 |
-уровень, в % к товарообороту |
0,62 |
0,66 |
0,65 |
-0,01 |
- |
Расходы на реализацию, тыс. руб. |
7266 |
7746 |
9264 |
1518 |
119,60 |
-уровень, в % к товарообороту |
19,33 |
20,61 |
21,85 |
1,24 |
- |
Прибыль от реализации тыс. руб. |
405 |
432 |
210 |
-222 |
48,61 |
-уровень, в % к товарообороту |
1,08 |
1,15 |
0,5 |
-0,65 |
- |
Прибыль от операционной деятельности, тыс. руб. |
119 |
126 |
126 |
0 |
100,00 |
Прибыль от внереализационных операций, тыс. руб. |
-119 |
-126 |
-30 |
96 |
23,81 |
Прибыль отчетного периода, тыс. руб. |
348 |
432 |
306 |
-126 |
70,83 |
-уровень, в % к товарообороту |
0,8 |
1,1 |
0,7 |
-0,4 |
- |
Налоги и сборы, производимые из прибыли, тыс. руб. |
242 |
240 |
214 |
-26 |
89,17 |
Платежи из прибыли, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Сумма льгот по налогу на прибыль, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
106 |
192 |
102 |
-90 |
53,13 |
-уровень, в % к товарообороту |
0,18 |
0,51 |
0,24 |
-0,27 |
- |
Фонд накопления, тыс. руб. |
64 |
126 |
60 |
-66 |
47,62 |
Фонд потребления, млн. руб. |
54 |
66 |
42 |
-24 |
63,64 |
Остаток средств на конец года, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Как видно из табл. 2.4 в 2018 г. прибыль от реализации меньше 2017 года на 222 тыс. руб., что связано с опережением роста расходов на реализацию над ростом доходов от реализации. При доходах от реализации в 9750 тыс. руб. расходы на реализацию сложились в сумме 9264 тыс. руб. Темп роста расходов на реализацию в 2018 году по отношению к 2017 году составил 119,6%, что выше темпа роста доходов от реализации. Уровень расходов на реализацию повысился с 20,61 % к обороту до 21,85 % к обороту, то есть на 1,24 %. Чистая прибыль компании в 2018 году также снизилась по сравнению с 2017 годом в первую очередь на 15 тыс. руб. и составила 102 тыс. руб.
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли отчетного периода к расходам на реализацию, снизился на 3,31% и в 2018 г. составил 2,26%. Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли отчетного периода к обороту, снизился на 0,65 % и в 2018 г. составил 0,50%.
Отметим, что в компании наблюдается снижение дебиторской задолженности. Снижение дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками свидетельствует о том, что данная компания неактивно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции.
В компании наблюдается увеличение запасов, что свидетельствует об усилении производственного потенциала компании; нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов мобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой.
Таким образом, нами проведен анализ основных технико-экономических показателей компании ООО «ХАБАР». Одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансового состояния для компании ООО «ХАБАР» является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности торговой деятельности за счет дополнительного открытия торговых площадей компании, повышения качества и обслуживания и других факторов.
В следующем параграфе проведена оценка эффективности товарного ассортимента, которым располагает компания ООО «ХАБАР».
2.3. Оценка эффективности существующего товарного ассортимента предприятия ООО «ХАБАР»
Туристические товары магазина ООО «ХАБАР» относятся в основном к товарам периодического спроса, отрасли – непродовольственных товаров.
На рис. 2.3 представлены товарные группы магазина «ХАБАР» и характер спроса на них. Они классифицируются по потребительскому назначению.
Товары внутри магазина объединены в два потребительских комплекса:
-
-
- Туристическое снаряжение и инвентарь.
- Туристическая обувь и одежда.
-
Рисунок 2.3 - Товарные группы компании ООО «ХАБАР»
(на начало 2019 г.)
Процесс формирования ассортимента товаров в интернет-магазине ООО «ХАБАР» происходит в три этапа:
Определение группового ассортимента товаров (определение ассортиментного профиля магазина)
Определение структуры группового ассортимента
Определение внутригруппового ассортимента
Рисунок 2.4 - Этапы формирования ассортимента в компании
Внутригрупповой ассортимент компании ООО «ХАБАР» представлен в Приложении 2.
Поддержка ассортимента в компании ООО «ХАБАР» включает следующие направления:
1) поддержка основного ассортимента:
- формирование позитивного мнения об ассортименте и качестве товаров в магазине ООО «ХАБАР» с помощью всех возможных рекламных носителей;
- особое внимание уделяется позиционированию магазина ООО «ХАБАР» как магазина с качественным товарным ассортиментом по приемлемым ценам;
- постоянное обновление ассортиментных позиций, исходя из сезонности, появления на рынке более дешевых и качественных товаров-субститутов, экономических факторов и др.;
2) новый товар:
- отдельное внимание новым товарам в сети – выделение новкладыш в спальный мешок полиэтиленовый к специальными POS-материалами;
- тщательное планирование введения нового товара в продажу магазина ООО «ХАБАР» – цена, продвижение, упаковка, доставка.
В настоящее время компания ООО «ХАБАР» занимается реализацией туристического снаряжения. Следует отметить, что структура ассортимента в разрезе основных товарных групп не менялась в течение последних трех лет. Структура и динамика основных категорий товаров отражена в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Структура и динамика основных категорий товаров компании ООО «ХАБАР» за 2017-2018 гг.
Наименование товарной группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес по годам, % |
Отклонение 2018 г. от 2017 г. |
Темп роста товарооборота, % |
|||
2017 г |
2018 г |
2017 г |
2018 г |
тыс.руб |
% |
||
Туристическое снаряжение и инвентарь |
32647 |
37215 |
86,86 |
87,77 |
4568 |
0,90 |
113,99 |
Туристическая обувь и одежда |
4937 |
5187 |
13,14 |
12,23 |
250 |
-0,90 |
105,06 |
Итого |
37584 |
42402 |
100,00 |
100,00 |
4818 |
0,00 |
112,82 |
Из данных табл. 2.5видно, что основную долю реализации продукции компании ООО «ХАБАР» составляют туристическое снаряжение и инвентарь, их доля за анализируемый период увеличилась с 86,86% в 2017 году до 87,77% в 2018 году. Структура туристического инвентаря и снаряжения отражена в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Структура туристического инвентаря и снаряжения компании ООО «ХАБАР» за 2017-2018 гг.
Наименование товарной группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес по годам, % |
Отклонение 2018 г. от 2017 г. |
Темп роста 2018 г. / 2017 г., % |
|||||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
тыс. руб. |
% |
||||
Палатка «Тайга» 2-х местная |
1669,5 |
2640,6 |
5,11 |
7,10 |
971,1 |
1,98 |
158,17 |
||
Палатка «Дубрава» 4-х местная |
3026,7 |
3069,9 |
9,27 |
8,25 |
43,2 |
-1,02 |
101,43 |
||
Палатка «Север» 3-х местная |
1264,5 |
1144,8 |
3,87 |
3,08 |
-119,7 |
-0,80 |
90,53 |
||
Палатка «Экстрим» 2-х местная |
289,8 |
363,6 |
0,89 |
0,98 |
73,8 |
0,09 |
125,47 |
||
Тент брезентовый 3х3 |
156,6 |
189 |
0,48 |
0,51 |
32,4 |
0,03 |
120,69 |
||
Тент брезентовый 5х5 |
12,6 |
13,5 |
0,04 |
0,04 |
0,9 |
0,00 |
107,14 |
||
Тент полиэтиленовый 3х3 |
202,5 |
200,7 |
0,62 |
0,54 |
-1,8 |
-0,08 |
99,11 |
||
Тент полиэтиленовый 4х4 |
2987,1 |
3322,8 |
9,15 |
8,93 |
335,7 |
-0,22 |
111,24 |
||
Топор большой |
1085,4 |
1148,4 |
3,32 |
3,09 |
63 |
-0,24 |
105,80 |
||
Топор маленький |
121,5 |
126 |
0,37 |
0,34 |
4,5 |
-0,03 |
103,70 |
||
Набор из 3-х котлов |
353,7 |
214,2 |
1,08 |
0,58 |
-139,5 |
-0,51 |
60,56 |
||
Набор из 5-ти котлов |
367,2 |
438,3 |
1,12 |
1,18 |
71,1 |
0,05 |
119,36 |
||
Тросик 1,5 м |
957,6 |
387 |
2,93 |
1,04 |
-570,6 |
-1,89 |
40,41 |
||
Тросик 2,0 м |
349,2 |
373,5 |
1,07 |
1,00 |
24,3 |
-0,07 |
106,96 |
||
Пила складная |
189,9 |
203,4 |
0,58 |
0,55 |
13,5 |
-0,04 |
107,11 |
||
Пила ручная |
2670,3 |
2281,5 |
8,18 |
6,13 |
-388,8 |
-2,05 |
85,44 |
||
Рюкзак «Ермак» 80 л. |
237,6 |
235,8 |
0,73 |
0,63 |
-1,8 |
-0,09 |
99,24 |
||
Рюкзак «Енисей» 90 л. |
496,8 |
768,6 |
1,52 |
2,07 |
271,8 |
0,54 |
154,71 |
||
Рюкзак «Турист» 75 л. |
17,1 |
21,6 |
0,05 |
0,06 |
4,5 |
0,01 |
126,32 |
||
Рюкзак «Скаут» 50 л. |
71,1 |
65,7 |
0,22 |
0,18 |
-5,4 |
-0,04 |
92,41 |
||
Накидка полиэтиленовая |
1437,3 |
1976,1 |
4,40 |
5,31 |
538,8 |
0,91 |
137,49 |
||
Накидка брезентовая |
284,4 |
311,4 |
0,87 |
0,84 |
27 |
-0,03 |
109,49 |
||
Спальный мешок синтепоновый 2-х слойный |
126,9 |
235 |
0,39 |
0,63 |
108,1 |
0,24 |
185,19 |
||
Спальный мешок синтепоновый 3-х слойный |
238,5 |
271 |
0,73 |
0,73 |
32,5 |
0,00 |
113,63 |
||
Спальный мешок синтепоновый 4-х слойный |
865,8 |
1161,1 |
2,65 |
3,12 |
295,3 |
0,47 |
134,11 |
||
Спальный мешок холлофайбер 2-х слойный |
1530,9 |
2255,4 |
4,69 |
6,06 |
724,5 |
1,37 |
147,33 |
||
Спальный мешок холлофайбер 3-х слойный |
1799,1 |
2232,3 |
5,51 |
6,00 |
433,2 |
0,49 |
124,08 |
||
Вкладыш в спальный мешок полиэтиленовый |
1156,5 |
1238,4 |
3,54 |
3,33 |
81,9 |
-0,21 |
107,08 |
||
Вкладыш в спальный мешок пропитанный |
477,9 |
525,6 |
1,46 |
1,41 |
47,7 |
-0,05 |
109,98 |
||
Вкладыш в рюкзак 50 л. |
627,3 |
898,5 |
1,92 |
2,41 |
271,2 |
0,49 |
143,23 |
||
Вкладыш в рюкзак 75 л. |
1260 |
1622,1 |
3,86 |
4,36 |
362,1 |
0,50 |
128,74 |
||
Вкладыш в рюкзак 80 л. |
1021,5 |
671,4 |
3,13 |
1,80 |
-350,1 |
-1,32 |
65,73 |
||
Вкладыш в рюкзак 90 л. |
327,6 |
381,6 |
1,00 |
1,03 |
54 |
0,02 |
116,48 |
||
Набор посуды из 3-х предметов |
1837,3 |
3036,4 |
5,63 |
8,16 |
1199,1 |
2,53 |
165,26 |
||
Набор посуды из 5-ти предметов |
3129,3 |
3189,8 |
9,59 |
8,57 |
60,5 |
-1,01 |
101,93 |
||
Туристического инвентаря и снаряжения |
32647 |
37215 |
100,00 |
100,00 |
4568 |
0,00 |
113,99 |