Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ТОРГОВЛИ
1.1 Ассортимент: сущность, понятие, виды, классификация
1.2. Формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
2.1. Анализ динамики и прогноз рынка товаров туристического снаряжения в Российской Федерации
2.2. Характеристика деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «ХАБАР»
2.3. Оценка эффективности существующего товарного ассортимента предприятия ООО «ХАБАР»
Из данных табл. 2.6 видно, что в 2018 году основную долю в продовольственных товарах занимают следующие ассортиментные позиции: Набор посуды из 5-ти предметов (8,57%); Набор посуды из 3-х предметов (8,16%) и палатка «Тайга» 2-х местная (7,10%).
Для более наглядного анализа ассортимента туристического снаряжения и инвентаря в табл. 2.7 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы.
Жизненный цикл товаров оценивался, исходя из динамики реализации отдельных групп товаров. При этом соответствие групп отдельным фазам жизненного цикла было принято по следующим критериям:
- внедрение – отсутствует, поскольку новые ассортиментные группы сохраняются не добавлялись;
- рост – темп роста продаж составляет более 10%;
- зрелость – темп роста продаж составляет менее 10% или темп снижения продаж составляет менее 5%;
- спад – темп снижения продаж составляет более 5%.
Соответствие ассортиментной позиции сектору матрицы Бостонской консалтинговой группы было принято по следующим критериям:
- звезды – доля продаж больше средней; темп роста более 10%;
- дойные коровы – доля продаж больше средней; темп роста менее 10% или спад продаж;
- проблема – доля продаж меньше средней; рост продаж;
- собаки – доля продаж меньше средней; снижение продаж.
Из данных табл. 2.7 видно, что целевыми ассортиментными группами (звезда по матрице БКГ и рост по кривой ЖЦТ) для предприятия являются: палатка «Тайга» 2-х местная; тент полиэтиленовый 4х4; спальный мешок синтепоновый 4-х слойный; спальный мешок холлофайбер 3-х слойный; спальный мешок холлофайбер 2-х слойный; Набор посуды из 3-х предметов. Наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: набор из 3-х котлов; тросик 1,5 м; рюкзак «Скаут» 50 л.; вкладыш в рюкзак 80 л.
Таблица 2.7
Анализ ассортимента товаров группы туристическое снаряжение и инвентарь с кривой жизненного цикла и матрицы БКГ
Наименование показателя |
Уд. вес в 2018г., % |
Темп прироста 2018 г. / 2017 г., % |
Характеристика доли ассорт. позиции (> или < средней) |
Ассортиментная позиция |
|
ЖЦТ |
БКГ |
||||
Палатка «Тайга» 2-х местная |
7,10 |
58,17 |
> |
рост |
звезда |
Палатка «Дубрваа» 4-х местная |
8,25 |
1,43 |
> |
зрелость |
корова |
Палатка «Север» 3-х местная |
3,08 |
-9,47 |
> |
спад |
корова |
Палатка «Экстрим» 2-х местная |
0,98 |
25,47 |
< |
рост |
проблема |
Тент брезентовый 3х3 |
0,51 |
20,69 |
< |
рост |
проблема |
Тент брезентовый 5х5 |
0,04 |
7,14 |
< |
зрелость |
проблема |
Тент полиэтиленовый 3х3 |
0,54 |
-0,89 |
< |
зрелость |
собака |
Тент полиэтиленовый 4х4 |
8,93 |
11,24 |
> |
рост |
звезда |
Топор большой |
3,09 |
5,80 |
> |
зрелость |
корова |
Топор маленький |
0,34 |
3,70 |
< |
зрелость |
проблема |
Набор из 3-х котлов |
0,58 |
-39,44 |
< |
спад |
собака |
Набор из 5-ти котлов |
1,18 |
19,36 |
< |
рост |
проблема |
Тросик 1,5 м |
1,04 |
-59,59 |
< |
спад |
собака |
Тросик 2,0 м |
1,00 |
6,96 |
< |
зрелость |
проблема |
Пила складная |
0,55 |
7,11 |
< |
зрелость |
проблема |
Пила ручная |
6,13 |
-14,56 |
> |
спад |
корова |
Рюкзак «Ермак» 80 л. |
0,63 |
-0,76 |
< |
зрелость |
собака |
Рюкзак «Енисей» 90 л. |
2,07 |
54,71 |
< |
рост |
проблема |
Рюкзак «Турист» 75 л. |
0,06 |
26,32 |
< |
рост |
Проблема |
Рюкзак «Скаут» 50 л. |
0,18 |
-7,59 |
< |
спад |
собака |
Накидка полиэтиленовая |
5,31 |
37,49 |
> |
рост |
звезда |
Накидка брезентовая |
0,84 |
9,49 |
< |
зрелость |
проблема |
Спальный мешок синтепоновый 2-х слойный |
0,63 |
85,19 |
< |
рост |
проблема |
Спальный мешок синтепоновый 3-х слойный |
0,73 |
13,63 |
< |
рост |
проблема |
Спальный мешок синтепоновый 4-х слойный |
3,12 |
34,11 |
> |
рост |
звезда |
Спальный мешок холлофайбер 2-х слойный |
6,06 |
47,33 |
> |
рост |
звезда |
Спальный мешок холлофайбер 3-х слойный |
6,00 |
24,08 |
> |
рост |
звезда |
Вкладыш в спальный мешок полиэтиленовый |
3,33 |
7,08 |
> |
зрелость |
корова |
Вкладыш в спальный мешок пропитанный |
1,41 |
9,98 |
< |
зрелость |
проблема |
Вкладыш в рюкзак 50 л. |
2,41 |
43,23 |
< |
рост |
Проблема |
Вкладыш в рюкзак 75 л. |
4,36 |
28,74 |
> |
рост |
проблема |
Вкладыш в рюкзак 80 л. |
1,80 |
-34,27 |
< |
спад |
собака |
Вкладыш в рюкзак 90 л. |
1,03 |
16,48 |
< |
рост |
Проблема |
Набор посуды из 3-х предметов |
8,16 |
65,26 |
> |
рост |
звезда |
Набор посуды из 5-ти предметов |
8,57 |
1,93 |
> |
зрелость |
корова |
Туристического инвентаря и снаряжения |
100,00 |
13,99 |
Рисунок - 2.5 - Характеристика ассортимента товаров группы туристическое снаряжение и инвентарь по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы
Структура туристической одежды и обуви отражена в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Структура товаров группы туристической одежды и обуви интернет магазина ООО «ХАБАР» за 2017-2018 гг.
Наименование показателя |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес по годам, % |
Отклонение 2018 г. от 2017 г. |
Темп роста 2018 г. / 2017 г., % |
|||||||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
тыс. руб. |
% |
||||||
Ботинки «Вибрам» летние |
8 |
8 |
0,16 |
0,15 |
0 |
-0,01 |
100,00 |
||||
Ботинки горные «Вибрам Плюс» зимние |
35 |
32 |
0,71 |
0,62 |
-3 |
-0,09 |
91,43 |
||||
Ботинки походные кожаные зимние |
57 |
48 |
1,15 |
0,93 |
-9 |
-0,23 |
84,21 |
||||
Ботинки походные кожаные летние |
579 |
576 |
11,73 |
11,10 |
-3 |
-0,62 |
99,48 |
||||
Ботинки походные тканевые летние |
154 |
134 |
3,12 |
2,58 |
-20 |
-0,54 |
87,01 |
||||
Спортивный костюм женский зимний утепленный |
1413 |
1351 |
28,62 |
26,05 |
-62 |
-2,57 |
95,61 |
||||
Спортивный костюм женский летний легкий |
1 |
1 |
0,02 |
0,02 |
0 |
0,00 |
100,00 |
||||
Спортивный костюм женский летний утепленный |
26 |
25 |
0,53 |
0,48 |
-1 |
-0,04 |
96,15 |
||||
Спортивный костюм мужской зимний |
33 |
35 |
0,67 |
0,67 |
2 |
0,01 |
106,06 |
||||
Спортивный костюм мужской зимний утепленный |
34 |
32 |
0,69 |
0,62 |
-2 |
-0,07 |
94,12 |
||||
Спортивный костюм мужской летний легкий |
35 |
42 |
0,71 |
0,81 |
7 |
0,10 |
120,00 |
||||
Спортивный костюм мужской летний утепленный |
112 |
178 |
2,27 |
3,43 |
66 |
1,16 |
158,93 |
||||
Шапка зимняя мужская |
21 |
19 |
0,43 |
0,37 |
-2 |
-0,06 |
90,48 |
||||
Шапка летняя мужская |
428 |
474 |
8,67 |
9,14 |
46 |
0,47 |
110,75 |
||||
Шапка зимняя женская |
269 |
295 |
5,45 |
5,69 |
26 |
0,24 |
109,67 |
||||
Шапка летняя женская |
239 |
261 |
4,84 |
5,03 |
22 |
0,19 |
109,21 |
||||
Кепка |
1493 |
1676 |
30,24 |
32,31 |
183 |
2,07 |
112,26 |
||||
Итого туристическая одежда и обувь |
4937 |
5187 |
100,00 |
100,00 |
250 |
0,00 |
105,06 |
Из данных таблицы 2.8 видно, что в 2018 году основную долю в товарах туристической обуви и одежды занимают следующие ассортиментные позиции: кепка (32,31%); Спортивный костюм женский зимний утепленный (26,05%) и Ботинки походные кожаные летние (11,10%).
Еще одним универсальным и эффективным инструментом для анализа ассортиментного портфеля организации является анализ по методу Дибба-Симкина. Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции. На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из четырех групп (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Классификация групп по методу Дибба – Симкина
Группа |
Характеристика группы |
А |
Наиболее ценная для компании группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль компании. |
В1 |
Следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли компании в целом. |
В2 |
Необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли компании будут выше темпов роста продаж этих товаров. |
С |
Наименее ценные для компании товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров. |
Рассмотрим пять групп товаров по двум товарным группам (табл. 2.10): первая группа — туристическое снаряжение и инвентарь, вторая группа — туристическая обувь и одежда.
Таблица 2.10
Группы товаров по двум товарным группам
Товары |
|
Группа — туристическое снаряжение и инвентарь |
Группа туристическая обувь и одежда |
Палатки |
Ботинки мужские |
Рюкзаки |
Ботинки женские |
Спальники |
Спортивные костюмы мужские |
Тенты |
Спортивные костюмы женские |
Наборы посуды |
Шапки/кепки |
В качестве объекта анализа выберем показатель – номенклатурная единица. Параметр, по которому будет производиться анализ выбранного объекта – объем реализации за год в стоимостном выражении (1).
Q = St*K (1)
где Q – объем реализации за год в стоимостном выражении;
St – стоимость товара (руб.);
K – количество проданного товара за год (шт.).
Результаты анализа представлены в таблице 2.11 и 2.12. Согласно результатам группа «А» занимает 61,28% ассортиментного портфеля, группа «В» – 25,97% и группа «С» – 12,75%.
Таблица 2.11
Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическое снаряжение и инвентарь
Номенклатура |
Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.) |
Процент в ассортиментном портфеле (%) |
Классификация |
Палатки |
12075717,5 |
31,38 |
А |
Рюкзаки |
11526265,4 |
29,9 |
А |
Спальники |
9926995 |
25,97 |
В |
Тенты |
2416465,6 |
7,08 |
С |
Наборы посуды |
1614061,6 |
5,67 |
С |
Из таблицы 2.11 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются палатки и рюкзаки. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров - спальники, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются тенты и наборы посуд, относящиеся к группе «С».
Таблица 2.12
Результаты АВС-анализа по группе товаров туристическая обувь и одежда
Номенклатура |
Объем реализации за год в стоимостном выражении (руб.) |
Процент в ассортиментном портфеле (%) |
Классификация |
Ботинки мужские |
13699666,7 |
35,6 |
А |
Ботинки женские |
12067063,6 |
28,56 |
А |
Спортивные костюмы мужские |
10979730 |
23,48 |
В |
Спортивные костюмы женские |
2127932,4 |
8,04 |
С |
Шапки/кепки |
1229761,2 |
4,32 |
С |
Из таблицы 2.12 видно, что наиболее перспективными и относящихся к группе «А» являются ботинки мужские и женские. Устойчивый доход предприятию приносит вид товаров – мужские спортивные костюмы, который относится к группе «В». Менее перспективными для компании являются женские спортивные костюмы и шапки/кепки, относящиеся к группе «С».
Для более полного представления об ассортименте предприятия воспользуемся методом Дибба – Симкина (таблица 2.13 и 2.14).
Таблица 2.13
Основные характеристики товарной группы туристического снаряжения и инвентаря, необходимые для применения метода
Дибба – Симкина
Номенклатура |
Объем продаж, шт. |
Вклад в покрытие затрат, тыс. руб. |
Спальники |
50 |
63,7 |
Наборы посуды |
8 |
8 |
Палатки |
35 |
24,8 |
Тенты |
4 |
4,0 |
Рюкзаки |
13 |
42,9 |
Таблица 2.14
Основные характеристики товарной группы туристическая обувь и одежда, необходимые для применения метода Дибба – Симкина
Номенклатура |
Объем продаж, шт. |
Вклад в покрытие затрат, тыс. руб. |
Ботинки мужские |
47 |
62,4 |
Ботинки женские |
9 |
7 |
Спортивные костюмы мужские |
33 |
23,5 |
Спортивные костюмы женские |
3 |
3,3 |
Шапки/кепки |
12 |
43,4 |
Далее проведем анализ ассортимента товаров компании ООО «ХАБАР», согласно основных коэффициентов (широты, полноты, устойчивости, соответствия ассортимента спросу, обновления).
Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп. Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.