Файл: Аттестация кадров и ее процедура в образовательном учреждении (Этапы и порядок проведения аттестации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аттестация  исследовалась  в трудовом праве, но никогда не рассматривалась  как самостоятельный институт.

Известно, что трудовое право  оказывает  влияние  на социально-экономические  отношения. Новое  действующее  законодательство о труде скорректировано  и  приведено в соответствие с требованиями рыночной экономики и рынка труда.

Динамика трудового права определяется технологическими, организационными и  социальными изменениями в сфере  труда, имеющими в современных условиях глобальный характер.

Это  относится  и к правовому регулированию  аттестации, как к одной из важнейших  организационно-правовых форм проверки и оценки профессиональной подготовки, способствующей более рациональному использованию творческого потенциала каждого аттестуемого работника.

Аттестация позволяет:

  • определить соответствие работника занимаемой должности;
    использовать каждого работника в соответствии с полученной специальностью и квалификацией;
  • выявить перспективы применения потенциальных способностей и возможностей работника;
  • определить необходимость подготовки или переподготовки работника;
  • обеспечить возможности передвижения кадров, освобождения работника от должности, а также перевода на более или менее квалифицированную работу.

Основой для аттестации работников служит комплексная оценка их деятельности, включая профессиональные, деловые, духовно-нравственные и личные качества работника, а также результаты его  труда, на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень 

достижения работником конкретных целей, его соответствия (несоответствия) занимаемой должности.

При проведении комплексной  оценки деловых качеств необходимо учитывать различия в трудовых функциях и характере деятельности работников.
Аттестация персонала  организаций основного звена  управления - процедура определения  квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств  работников, качества труда его результатов  и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка  кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической  основой для переводов, продвижений  по службе, награждений, определения  размеров заработной платы, а также  понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение  качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов  правления персоналом.
Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации.


Глава 3. Этапы и порядок проведения аттестации.

Новый порядок предусматривает  два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения  соответствия педагога занимаемой должности  на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя  для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории  составляет 5 лет.

Информация о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического  работника требованиям, предъявляемым  к заявленной квалификационной категории, доводится до него аттестационной комиссией  в месячный срок, отведенный для  рассмотрения его заявления (п. 25 «Порядка аттестации»).
      Процедура аттестации состоит из трех обязательных этапов, которые педагогический работник проходит последовательно:
 1 этап – подготовительный (подача заявления, документа, подтверждающего предыдущую аттестацию (если таковая есть)
2 этап – экспертиза электронного портфолио (адрес сайта portfolio-edu.ru);
Аттестуемый направляет  заявку эксперту до 15 числа  месяца, предшествующего аттестации.
         После отправки портфолио на сайте с 25 по 30(31) число месяца учителю приходит экспертное заключение (положительное или отрицательное), если заключение положительное, переходим к 3 этапу.

3  этап – заседание аттестационной комиссии. Педагогический работник имеет право лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, о чем уведомляет аттестационную комиссию письменно в заявлении.     При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Первая квалификационная категория присваивается приказом Министерства образования Пермского края на основании выписки из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии с 01 по 05 число следующего месяца после заседания аттестационной комиссии.
            Высшая квалификационная категория присваивается приказом Министерства образования Пермского края на основании протокола заседания аттестационной комиссии при Министерстве образования Пермского края.


Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются  таким  образом, чтобы была исключена возможность конфликта   интересов, который  мог бы повлиять на принимаемые  аттестационными комиссиями решения. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует  в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического  работника, непосредственно присутствующего  на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который  вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в  голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении  которых аттестационной комиссией  принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым  к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Приказ о присвоении первой или высшей квалификационной категории размещается на сайте Министерства образования и науки Пермского края, а также присылается в образовательную организацию ответственным муниципальным служащим Управления образования. На основании приказа в трудовую книжку сотрудника производится запись о присвоении категории.


Аттестация с целью  подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении  педагогических работников, не имеющих  квалификационных категорий (первой или  высшей).
Аттестации не подлежат:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины; 
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; 

 Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Основанием для проведения аттестации является представление  работодателя (далее - представление). Представление должно содержать  мотивированную всестороннюю и объективную  оценку профессиональных, деловых качеств  педагогического работника, результатов  его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о  прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том  числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем  под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие  его трудовую деятельность за период с  даты предыдущей аттестации (при  первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

Информация о дате, месте  и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем  до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем  за месяц до ее начала. По результатам аттестации педагогического работника, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

В случае признания педагогического  работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности  вследствие недостаточной  квалификации трудовой договор с ним может  быть расторгнут в соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового  кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию  допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного  согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность  или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую  должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может  выполнять с учетом его состояния  здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового  кодекса Российской Федерации).
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:


  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического 

работника в другое образовательное  учреждение, в том числе расположенное  в другом субъекте Российской Федерации,  течение срока ее действия.

         Квалификационная категория - высокий уровень квалификации, соответствующий нормативным критериям, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификационные категории присваиваются исключительно за непосредственную работу с детьми.

Аттестация персонала – это официальная и систематическая кадровая процедура оценки работников, осуществляемая в установленной и унифицированной форме через определенные промежутки времени, призванная оценить уровень труда, качеств и потенциала личности. Направлена на определение квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установление степени их соответствия занимаемой должности. Аттестация персонала – важная составная часть управления персоналом, наиболее эффективная форма оценки кадров.