Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

включает произвольность, умение общаться, позитивное отношение к учебному процессу).

Если ребенок психологически не готов по одной из форм, это может привести к усложнению процесса адаптации, успеваемости ребенка в школе.

Формальную психологическую готовность можно разделить на две формы: социальную и психологическую готовности и профессиональной готовности [4, С.49]

Причины социально-психологической неготовности:

  • завышенная самооценка;
  • возникновение чувства обиды на требования учителя, нежелание

действовать по правилам;

  • низкая мотивация.

Формы социально-психологической неготовности:

  • непосредственность в классе;
  • дети узнали правила поведения в классе (спросить или ответить,

подними руку);

  • одновременное ответы нескольких детей (это приводит к тому, что

дети не слушают друг друга);

  • включение только напрямую;
  • нарушение дисциплины.

Личные формы социально-психологической неготовности:

  • тревожность
  • демонстративное нарушение дисциплины
  • «побег от реальности»

Рассмотрим более личные формы социально-психологической недоступности. [8, С.44]

  1. Тревожность возникает у ребенка, когда взрослые не удовлетворены

успехами и действиями ребенка, когда ожидания родителей, учителей, более высокие. В основе тревоги лежит страх того, что он сделал неправильно.

Нарастание тревожности, низкая самооценка, приводит к снижению успешности ребенка. В будущем, неуверенность ребенка в себе результаты порождает атрофированное поведение, т. е. ребенок стремится строго следовать инструкции взрослого, действует только по шаблонам, боится брать инициативу на себя.

Низкая успеваемость ребенка в школе приводит к концентрации общение на эту тему, которая все больше усиливает эмоциональный дискомфорт, создавая порочный круг: личностные характеристики воспроизводятся ребенком в деятельности, плохая успеваемость приводит к соответствующей реакции взрослого, эмоциональный дискомфорт ребенка увеличивается.

Преодолеть эту ситуацию можно, изменив отношение взрослых, если подбадривать ребенка даже за самые маленькие достижения, это приведет к снижению тревожности.

  1. Демонстративность- это свойство личности, связанное с высокой

потребность человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерами, его реакцией, направленной на достижение наиболее важной цели –сводится к тому, что ребенок хочет обратить внимание общества на себя и получить одобрение.


Причиной демонстративного поведения ребенка является недостаток любви, внимания взрослых. Однако, если ребенок получает достаточно внимания от взрослых, тогда, может быть, он просто избалован.

Демонстративное поведение проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговор, т. е. получить внимание любой ценой.

Рекомендуется для таких детей вовлечение в различные мероприятия, где они могут получить достаточно внимания, а именно, концерты, спектакли, искусство и актерское мастерство.

  1. «Побег от реальности» проявляется у детей в сочетании с

демонстративной тревогой. Такие дети также имеют высокую потребность во внимании, но не в состоянии получить его из-за повышенной тревожности. Неудовлетворенность потребностей, повышение тревожности, все это приводит к пассивности в сочетании с инфантилизмом. Таких детей называют «летающий в облаках», потому что они не нарушают дисциплину, не привлекать к себе внимания, но не внимательно слушают материал. Для преодоления этой ситуации нужно содействие ребенку в проявлении даже малейшей деятельности, и поиске творческих направлений, где ребенок может реализоваться.

Социально-психологическая готовность включает в себя развитие детей, необходимое, в общении с социумом, развитие способности учитывать интересы, групповые нормы, развитие способности адаптироваться к новой системе образования.

Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой изменения и других компонентов. Если у ребенка есть готовность к обучению, но есть некоторые проблемы психологической готовности, это может привести к снижению школьной успеваемости и моральным трудностям.

Школьная неготовность может проявляться в следующих формах: вербализм, мотивация.[10, С.186]

  1. Вербализм. У детей хорошо развита речь, память, но не достаточно

развиты восприятие и мышление. Дети охотно участвуют в разговоре с учителем, но в практической деятельности они не заинтересованы. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимо вовлечение в практическую деятельность, а именно: гейм-дизайн, аппликация, рисование, лепка.

  1. Мотивация предполагает не только стремление ребенка к

приобретению и использованию школьной атрибутики, в желании узнавать новое, которое возможно, когда формируется система мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой производительности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. ориентации, стремлений ребенка.


Таким образом, незрелость любого компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим проблемам в обучении и трудности в адаптации.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он узнает столько об окружающем мире. Его разум заполнили не только отдельные образы, восприятия, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей действительности.

Психологические исследования показывают, что в период раннего детства у ребенка формируется самооценка. Конечно не такая, как у старших детей, но уже и не как у маленьких детей. У детей дошкольного возраста формирующаяся самооценка основывается на успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок становится способен понять себя и то положение, которое он в настоящее время занимает в жизни. [11, С.156]

Сознание своего социального «я» и возникновение на основе внутренней позиции, т. е. целостного отношения к окружающей среде и самому себе, потребность и устремлениях, и возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У них есть потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главное, все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Сознательными аффективные переживания образуют устойчивые комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются с накоплением опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются, становится возможной борьба переживаний.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной, в зависимости от контекста, в котором работает психолог. Наиболее благоприятные условия-это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут представлены ребенку на собеседование с психологом. Эти задания в общем виде может быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

  • воспроизводить образец;
  • работать по правилу;
  • последовательность сюжетных картинок и сделать по ним рассказ;
  • различать отдельные звуки в слова.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводится коллективно в группах по 5 человек, индивидуально и проведены методики:

«экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника»; «да и нет»; «звуковые прятки»; «определение доминирования познавательного мотива или игры» (приложение 3).

Предварительно для каждого ребенка был подготовлен буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного мотива или игры». В течение проведения этих методик родители не присутствуют, поскольку при транскрипции домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или преднамеренной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей желательно. Родители видят, какие даются задания и как их выполняют дети, у них не будет оснований полагать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты. [22,С.13]

После завершения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше подготовить своего ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить случайный дружеский контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стресс. Если ребенок тревожный, боится отвечать, экспериментатор должен оказать необходимую эмоциональную поддержку, в той степени, что может обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он будет очень хорошо справляться со всеми играми. Во время выполнения заданий мы должны постоянно давайте ему понять, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть сопоставлены психическому развитию ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения о семье, класс. То есть в таблице «итог работы» заполнять постоянно в течение всего времени пребывания учащегося в школе. [23, С.164]

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. Он, как и остальные данные психологической карты, имеет свой шифр, ключ к которому хранится у психолога.


К карте имеют доступ психолог и руководители по профессиональной линии. Администрация и преподаватели могут использовать существующие данные только по согласованию с психологом.

При переходе учащегося в другую школу карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при зачислении - выявление его индивидуальных особенностей. Если у вас есть ребенок, который нуждается в специальной учебно-воспитательной работе, в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить работу.

Выводы по главе 1:

На основании вышеизложенного, можно сказать, что готовность к школе- сложное явление, которое включает в себя интеллектуальную, личностную и волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляются.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети имеют относительно высокий уровень умственного развития, включающий расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. К этому времени у ребенка накапливается определенный объем знаний и навыков, развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, группами детей, с которыми совместно играет или продуктивной деятельностью, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе