Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета
1.1. Определение бухгалтерского учета и цель его применения
1.2. Определение налогового учета и цель его применения
1.3. Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета
2. Организация бухгалтерского и налогового учета на ООО «Смолвилль»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Ведение бухгалтерского учета на ООО «Смолвилль»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в соответствии с российским законодательством субъекты хозяйствования должны вести и бухгалтерский и налоговый учет. Эти виды контроля во многом перекликаются, но имеют разные функции и задачи, поэтому необходимо понимать разницу между этими видами учета и организовать работу предприятия так, чтобы и налоговый, и бухгалтерский учет отражали реальное положение дел компании.
Целью работы является изучение организации ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачами работы являются:
- определение бухгалтерского учета и цели его применения;
- определение налогового учета и цели его применения;
- сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета;
- краткая характеристика исследуемого предприятия;
- исследование организации бухгалтерского и налогового учета на нем;
- разработка рекомендаций по сближению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
Объектом исследования в работе является организация бухгалтерского и налогового учета на ООО «Смолвилль».
Предметом исследования – учетные процедуры на ООО «Смолвилль».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретическая база исследования представлена законодательством РФ о бухгалтерском и налоговом учете и трудами специалистов, исследовавших данную тему, в частности В.М. Богаченко, С.Е. Егоровой, З.И. Кругляка, Н.И. Малиса, А.И. Нечитайло и др. При написании практической части работы были использованы фактические данные бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Смолвилль», а также данные регистров ее учета.
1. Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета
1.1. Определение бухгалтерского учета и цель его применения
Бухгалтерский учет субъектами хозяйствования организуется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который является основным нормативным документом в области ведения бухгалтерского учета на территории РФ.
Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с установленными им требованиями, и составление на основе данной информации бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования[1].
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций[2].
Бухгалтерский учет в соответствии с законом № 402-ФЗ может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности[3].
Целью бухгалтерского учета является составление бухгалтерской отчетности, на основании которой можно судить о результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом состоянии[4].
Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др., на основании которой становится возможным:
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
- контроль целесообразности хозяйственных операций;
- контроль наличия и движения имущества и обязательств;
- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам[5].
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает:
- документирование - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета[6];
- оценку – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;
- бухгалтерские счета - способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;
- двойную запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одну сумму;
- инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества и сравнении их с данными бухгалтерского учета;
- калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости;
- бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период[7].
Основными принципами бухгалтерского учета являются:
- принцип автономности – в бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия;
- принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму[8];
- принцип действующей организации - организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем;
- принцип объективности - все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами[9];
- принцип осмотрительности предполагает определенную степень осторожности, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств или расходов;
- принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения;
- принцип периодичности - регулярное составление бухгалтерской отчетности в целях сопоставимости отчетных данных;
- принцип денежного измерения - единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны[10].
Бухгалтерский учет в РФ организуется на основании Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые являются обязательными документами при ведении организациями бухгалтерского учета и представляют собой стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности[11].
Бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерских регистров, т.е. сводных таблиц, куда вносятся данные обо всех хозяйственных операциях организации. Бухгалтерские регистры призваны собирать и документировать сведения о проведении финансовых операций и формируются на основании первичных документов, которые приносят бухгалтеру[12].
Таким образом, целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации и которые нужны как внутренним, так и внешним пользователям, при этом бухгалтерский учет ведется только юридическими лицами.
1.2. Определение налогового учета и цель его применения
Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[13].
Понятие «налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы на основе анализа первичной документации.
Целью сбора и обобщения информации для внешних пользователей, которыми являются налоговые службы и консультанты по вопросам, касающимся налогообложения, является контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия[14].
Предприниматели и руководство организации, осуществляют налоговый учет с целью анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов[15].
Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:
- сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий, на основании которой определяется налоговая база;
- сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет;
- сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли[16].
Следует отметить, что налоговый учет – это обобщение собранных данных, процесс сбора, регистрации и документирования которых подлежит бухгалтерскому учету.
Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. При этом информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы[17].
В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.
Налоговый учет осуществляет следующие функции:
- фискальная, с помощью которой осуществляется наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются;
- контрольная, с помощью которой налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие;
- информационная, с помощью которой ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей[18].
Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.
Для ведения налогового учета предусмотрены специальные формы — регистры налогового учета – это формы, которые разрабатываются предприятием, а затем заполняются данными, необходимыми для вычисления налоговых сборов на прибыль. Налоговое законодательство не устанавливает стандарты для разработки форм регистров, но имеет некоторые рекомендации по их виду и содержанию[19].
Главная функция налоговых регистров — это систематизация информации по имеющимся исходным данным касательно каждого вида налога[20].