Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- по строке «Другие краткосрочные обязательства» отражаются доходы, полученные в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим периода – это остатки по четам 86, 96, 98 и прочие.

Показатель валюты баланса по активу и пассиву должен быть идентичным, так как стоимость имущества компании должна быть равна сумме всех источников его формирования.

Отчет о финансовых результатах (Приложение 1) отражает показатели прибыли и затрат от обычных и прочих видов деятельности, при этом компания самостоятельно осуществляет данное деление.

Формирование строк Отчета о финансовых результатах на 31.12.2017 было осуществлено в следующей последовательности:

1. Показатель строки «Выручка» равен 7212 тыс. руб. и представляет собой кредитовый оборот по счету 90.01;

2. Показатель строки «Расходы по обычному виду деятельности» равен (6696) тыс. руб. и состоит из следующих составляющих:

- расходы, связанные с изготовлением продукции – 5636 тыс. руб. (дебетовый оборот по счету 90.04. «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство»);

- расходы, связанные с управлением организацией – 234 тыс. руб. (дебетовый оборот по счету 90.08.1 «Управленческие расходы» в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы»);

- расходы, связанные продажей продукции – 726 тыс. руб. (дебетовый оборот по счету 90.06 «Расходы на реализацию» в корреспонденции со счетом 25 «Общепроизводственные расходы»);

3. По строке «Проценты к уплате» отражается дебетовый оборот по счету 91.02 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 67.04 «Проценты по долгосрочным займам»;

4. По строке «Прочие доходы» отражаются доходы от участия в уставных капиталах других организаций; доходы в виде процентов;

5. Показатель строки «Прочие расходы» равен (56) тыс. руб. и отражает дебетовый оборот по счету 91.02 «Прочие расходы» за минусом процентов к уплате;

6. Показатель строки «Налог на прибыль (доходы)» равен (79) тыс. руб. и представляет собой разницу между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 68.12 «Налог при упрощенной системе налогообложения»;

7. Показатель строки «Чистая прибыль (убыток)» равен 381 тыс. руб. и отражает обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 84.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета в ООО «Смолвилль» осуществляется с применением «1C: Бухгалтерия 8» по упрощенной системе в Книге учета доходов и расходов. Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. Движение первичных учетных документов регулируется графиком документооборота. Учет по начислению и уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в том числе ежеквартальных авансов по нему производится с использованием счета 68.12 «Налог при упрощенной системе налогообложения». Годовая бухгалтерская отчетность организации формируется по упрощенной форме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в электронном виде. Поскольку упрощенный баланс содержит укрупненные показатели, то коды строк баланса указываются по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.


2.3. Ведение налогового учета на ООО «Смолвилль»

ООО «Смолвилль» является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, где объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. А налоговая ставка составляет 15%.

Ведение налогового учета, согласно учетной политики предприятия, осуществляется главным бухгалтером.

Налогооблагаемые доходы ООО «Смолвилль» делятся на:

- доходы от реализации - выручка;

- внереализационные доходы согласно ст.250 НК РФ.

Если в отчетном периоде организация имела доходы, которые нельзя однозначно отнести к тем или иным доходам, они учитываются в составе доходов от реализации.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом, т.е. применяется кассовый метод.

Документальным подтверждением доходов выступают первичные бухгалтерские документы.

Налогооблагаемые расходы организации - это обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые произвела организация и которые непосредственно связаны с получением дохода.

В состав налогооблагаемых расходов ООО «Смолвилль» также входят:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по ставкам, утвержденным российским законодательством.

Тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 0,2%.

На основании пунктов 6, 7 статьи 346.18 НК РФ организация осуществляет учет разницы между суммой уплаченного минимального платежа и суммой налога при УСН в расходах и имеет право уменьшать налоговую базу на суммы убытков прошлых лет.

Ведение налогового учета в ООО «Смолвилль» производится в книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №135н, и которая является единственным и основным регистром налогового учета при упрощенной системе налогообложения.


Поскольку данная книга в ООО «Смолвилль» ведется в электронном виде, ее в конце года главный бухгалтер организации распечатывает, пронумеровывает, прошнуровывает и отдает на подпись директору, после чего ставится печать.

В книге учета доходов и расходов отражаются получаемые доходы и совершенные расходы, формирующие налоговую базу по налогу при УСН, в хронологическом порядке, посредством осуществления соответствующих записей из первичных бухгалтерских документов, которые отражают произведенные хозяйственные операции в течение календарного года. В начале нового календарного года заводится новая книга учета доходов и расходов.

Книга доходов и расходов структурирована так, что имеется возможность исчислять налоговую базу текущего налогового периода и применять вычеты в сумме ранее уплаченных страховых взносов, а также производить перенос убытка по итогам прошлых налоговых периодов.

Налоговая отчетность ООО «Смолвилль» состоит из:

- декларации по налогу на УСН, которая подается в ИФНС один раз в год;

- книги учета доходов и расходов;

- годового бухгалтерского баланса;

- отчета о финансовых результатах за год;

- сведений о доходах сотрудников по форме 2 – НДФЛ;

- сведений о среднесписочной численности;

- отчета по форме РСВ-1 ПФР, формируемого ежеквартально;

- данных персонифицированного учета (подаются в составе РСВ-1);

- отчета по форме 4-ФСС, формируемого и подаваемого ежеквартально.

Таким образом, ООО «Смолвилль» - компания, специализирующаяся на производстве детской и корпусной мебели, а также мебели для кухни - прибыльная, при этом расходы растут большими темпами, чем выручка, что говорит о неэффективности затратной политики организации. Производительность труда растет, и средства на оплату труда используются эффективно.

Ведение бухгалтерского учета в ООО «Смолвилль» осуществляется с применением «1C: Бухгалтерия 8» по упрощенной системе в Книге учета доходов и расходов. Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе и в виде электронных документов, их движение регулируется графиком документооборота. Годовая бухгалтерская отчетность формируется по упрощенной форме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в электронном виде.

ООО «Смолвилль» является плательщиком единого налога с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» по налоговой ставке 15%. Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов в электронном виде. В составе налогооблагаемых расходов организация признает обязательные страховые взносы на работников в соответствии с законодательством РФ по утвержденным тарифам.


3. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета

В настоящее время отечественные предприятия налоговый учет организовывают одним из следующих способов:

- ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому;

- формирование налоговой базы «вручную»;

- ведение налогового учета на базе бухгалтерского.

Так ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому предполагает формирование налоговых регистров на основе дополнительной, помимо бухгалтерской, обработки первичных документов. То есть регистры налогового учета представляют собой перечень соответствующих первичных документов.

Основным достоинством данного способа является то, что при формировании налоговой базы уделяется внимание каждому первичному документу. Однако при таком способе организации учета значительно увеличивается объем бухгалтерской работы, поскольку вся информация, которая имеется в первичных документах, обрабатывается и в бухгалтерском, и в налоговом учете. К тому же усложняется контроль за полнотой и правильностью разнесения первичных документов в налоговом учете, поскольку нет двойной записи. Так при большом документообороте велика вероятность ошибок. Так на небольших предприятиях, поскольку нет специальной эффективной системы контроля, налоговая база формируется практически «вслепую».

Формирование налоговой базы «вручную» означает, что на предприятии не ведут специальных налоговых регистров, а формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете.

Однако, как правило, применяя такой способ, можно лишь приблизительно определить налоговую базу, поскольку бухгалтерский и налоговый учет имеют существенные различия. Так, на предприятии, если предприятие имеет на конец отчетного периода остаток незавершенного производства, корректно определить налоговую базу по налогу на прибыль с применением такого способа проблематично.

Ведение налогового учета на базе бухгалтерского подразумевает оперирование данными регистров бухгалтерского учета, а не непосредственно первичных документов. Такой способ налогового учета видится наиболее привлекательным и эффективным поскольку:

- первичные документы обрабатываются единожды, т.е. по ним делаются только бухгалтерские проводки - первичный документ учитывается и обрабатывается только по правилам бухучета. Исключение составляет учет основных средств, а также операции, которые отсутствуют в бухучете;


- стандартные регистры налогового учета представляют собой перечень соответствующих бухгалтерских регистров;

- регистры налогового учета могут иметь простую кодировку – достаточно настроить систему один раз и вести только бухгалтерский учет. Соответствующая настройка специальной программы налогового учета позволит автоматически формировать налоговые регистры и декларации.

При использовании системы ведения налогового учета на базе бухгалтерского информация для регистров налогового учета формируется в специальном бухгалтерском отчете - Ведомости приложений к регистрам налогового учета, которая ведется аналогично оборотно-сальдовой ведомости. Обработка документов при ведении налогового учета на базе бухгалтерского будет происходить по схеме, изображенной на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1. Схема обработки документов при ведении налогового учета на базе бухгалтерского

Источник: собственная разработка

Следует отметить, что такая организация учета может быть настроена на любую бухгалтерскую программу.

При организации учета по схеме, проиллюстрированной на рисунке, необходимо осуществить следующую последовательность действий.

1. Определить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, максимально сблизив бухгалтерский и налоговый учет.

2. Для каждого субсчета аналитического учета доходов и расходов определить статью Налогового кодекса, устанавливающую налоговый учет определенного вида доходов или расходов в целях обеспечения корректного учета и избежания пропуска в налоговом учете произведенных операций. В итоге получается рабочий план счетов бухгалтерского учета для построения налогового учета на предприятии.

3. В сформированном плане счетов для каждого вида доходов и расходов, определяется их место в налоговой декларации: лист, приложение к листу и строка.

4. Все виды доходов и расходов, которые будут в декларации, переносятся в Ведомость приложений к налоговым регистрам, на основе которой формируются налоговые регистры и декларация.

5. Разрабатываются и утверждаются в составе учетной политики предприятия для целей налогообложения регистры налогового учета, приложения к ним и порядок заполнения декларации.

Следует отметить, чтобы данная схема корректно работала, необходимо максимальное единообразие в формировании стоимости активов в бухгалтерском и налоговом учете, т.е. учетную политику предприятия для целей бухгалтерского учета необходимо формировать «с оглядкой» на налоговое законодательство.