Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные об учете налоговых данных должны фиксироваться перманентно и в строгом хронологическом порядке, так как иной способ заполнения может повлечь собой внимание со стороны налоговых служб.

Так каждая фирма может иметь свою форму регистра. Главное, чтобы форма была удобной, имела графы и строки, необходимые для внесения нужных данных, а также просто и удобно заполнялась. В противном случае, при проверке отчетности налоговый инспектор может не разобраться и ошибочно оштрафовать предприятие[21].

Организация учета налогов может быть сделана как в самостоятельных регистрах налогового учета, так и в регистрах учета бухгалтерии. Регистры бухгалтерского учета, в таком случае, должны быть дополнены реквизитами для вычисления налога. В таком случае данные регистров налогового учета способны:

- иметь совпадение с данными бухгалтерского учета. Совпадение с данными учета бухгалтерии имеет место быть, если требования обоих способов учета одинаковы, и нужно провести лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета. Также такой вариант возможен потому, что правила учета бухгалтерии вариативны в отношении хозяйственных операций предприятия;

- иметь другие значения, которые рассчитаны отдельно. Такая ситуация имеет место быть, когда требования первого и второго регистра несовместимы, какие бы условия при этом не сложились.

При условии, что налоговый учет ведется путем начисления, то можно использовать регистры бухгалтерского учета для учета налогов. Но стоит заметить, что кассовый метод делает невозможным такой оборот событий, так как наблюдается несовпадение требований бухгалтерского и налогового учета по части момента отражения хозяйственных операций[22].

Существует 4 общих правила по ведению налоговой отчетности. Они касаются обязательного отражения следующей информации:

- данные о доходах и расходах;

- данные о доли расходов, которые в налоговом учете в отличие от бухгалтерского учета делятся на косвенные и прямые;

- данные об убытках, которые планируется перенести на следующий отчетный период;

- данные о резерве и долге по налогам.

В налоговый регистр также входят: наименование; дата; период; название хозяйственной операции; измерители операции в денежном или натуральном эквиваленте; подпись человека, ответственного за документ.

Все эти информационные блоки отражены в НК РФ и должны быть внесены в регистры в обязательном порядке. Как показывает практика, бухгалтеры предпочитают дополнять бухгалтерскую отчетность дополнительными регистрами для отчетности перед налоговыми органами, что, в принципе, закон этого не запрещает[23].


Таким образом, целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. Налоговый учет интересен, прежде всего, налоговым органам, при этом ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ.

1.3. Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета

Для многих начинающих предпринимателей понятия налогового и бухгалтерского учета мало чем отличаются, в связи с чем возникает вопрос, в каких случаях нужен бухгалтерский отчет, а в каких налоговый.

Так целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия. То есть бухучет нужен для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации. Целью же налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы[24].

Бухгалтерская отчетность нужна как внутренним, так и внешним пользователям – руководителям, инвесторам, банкам, налоговым органам и т. д. Налоговая же отчетность нужна, в первую очередь, налоговым органам, которые контролируют исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов[25].

Бухгалтерский учет ведется только юридическими лицами, налоговый же ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ.

В налоговом учете предусмотрено разделение расходов на косвенные и прямые, в бухучете его нет. Так, если руководителю организации нужен отчет о реальном положении дел, следует сформировать бухгалтерский отчет, а не налоговый[26].

Существуют также различия между бухгалтерским и налоговым учетом в отношении признания доходов и расходов, при учете амортизации и создании резервов.

Так классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете. Например, в доходы, формируемые в бухгалтерском учете, можно включить доходы от участия в капитале других организаций, как в доходы от обычных видов деятельности при условии, что для организации это является предметом ее деятельности, так и в прочие доходы, если это предметом деятельности не является[27]. А в налоговом учете доходы от долевого участия в других организациях следует всегда относить к внереализационным доходам[28].


Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета. Так бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства. А вот налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления.

В российском налоговом учете расходами признаются только экономические оправданные и документально подтвержденные затраты, в то время как в бухгалтерском учете РФ расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[29], т.е любые затраты.

Часть расходов в налоговом учете являются нормируемыми, что существенно отличается от бухгалтерского учета. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ. В свою очередь в бухгалтерском учете можно учесть в расходах всю сумму расходов на капитальные вложения.

В отношении амортизации в бухгалтерском учете предусмотрены линейный метод, метод уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списание стоимости пропорционально объему продукции или работ, при этом амортизация начисляется по отношению к каждому объекту отдельно в момент принятия объекта к учету. В налоговом учете возможно применение только линейного и нелинейного метода учета амортизации, при этом выбранный метод применяется в отношении всех объектов амортизируемого имущества, в связи с чем в бухгалтерском и налоговом учете может возникнуть разница[30]. В налоговом учете можно говорить об амортизационной премии, а в бухгалтерском учете нет.

Если организация создает резервы, она может столкнуться с расхождениями между бухгалтерским и налоговым учетом. Так при создании резерва на оплату отпусков порядок создания резерва в налоговом учете не применим для бухгалтерского учета, поскольку резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается непосредственно под отпуска отчетного года и, соответственно, в конце года он в редких случаях имеет остаток[31].

Если возникла просроченная дебиторская задолженность, организация обязана создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, в налоговом учете создавать такой резерв — это право, а не обязанность организации, при этом метод формирования резерва в учетах разный. Поэтому даже если создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, расхождения неизбежны.


Таким образом, целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации и которые нужны как внутренним, так и внешним пользователям, при этом бухгалтерский учет ведется только юридическими лицами.

Целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. Налоговый учет интересен, прежде всего, налоговым органам, при этом ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ.

Поскольку существуют также различия между бухгалтерским и налоговым учетом в отношении признания доходов и расходов, при учете амортизации и создании резервов, в учетной политике предприятия и при разработке его учетных регистров необходимо предусмотреть максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета в целях упрощения работы бухгалтера и предоставления прозрачной и сопоставимой бухгалтерской и налоговой отчетности.

2. Организация бухгалтерского и налогового учета на ООО «Смолвилль»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Торгово-производственная компания ООО «Смолвилль» зарегистрирована 1 июля 2010 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Смоленской области.

Основным видом деятельности является «Производство прочей мебели», зарегистрировано 29 дополнительных видов деятельности. Владельцем компании, а также ее директором является Пронин Александр Юрьевич.

Компания «Смолвилль» специализируется в следующих сферах деятельности:

- детская мебель;

- изготовление мебели под заказ;

- корпусная мебель;

- мебель для кухни;

- серийное производство мебели.

Организационная структура аппарата управления ООО «Смолвилль» представлена линейно-функциональной структурой, которая обеспечивает организации разделение управленческого труда.

Возглавляет организацию директор, который выступает от имени предприятия, представляет ее интересы, контролирует деятельность подразделений по выполнению утвержденных планов, организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений компании.


Звенья структуры в подчинении у директора: отдел продаж, производственный отдел, отдел кадров и бухгалтерия.

Отдел продаж осуществляет поиск клиентов и работу с ними. В штате отдела менеджер по работе с клиентами, а также дизайнер.

Начальник производства организует производственный процесс и отвечает за снабжение компании соответствующими материалами и комплектующими. В его подчинении находятся шесть столяров станочников, непосредственно осуществляющих производство продукции, а также два сборщика мебели.

Отдел кадров представлен одним работником, который отвечает за организацию соответствующей кадровой документации и выполняет обязанности юриста в организации.

В отделе бухгалтерии трудятся два человека: главный бухгалтер и бухгалтер-кассир. Бухгалтерия организует бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, за их сохранностью.

Для оценки хозяйственной деятельности ООО «Смолвилль» проанализированы показатели, представленные в таблице 2.1, составленной с использованием Отчета о финансовых результатах (Приложение 1).

Таблица 2.1

Показатели деятельности ООО «Смолвилль» за 2016-2017 гг., тыс. руб.

Показатели

2016 год

2017 год

Отклонение (+/-)

Темп изменения, %

Выручка

6595

7212

617

109,36

Расходы по обычной деятельности

5953

6696

743

112,48

Прочие расходы

18

56

38

311,11

Налог на прибыль (доходы)

77

79

2

102,60

Чистая прибыль (убыток)

547

381

-166

69,65

Источник: собственная разработка на основании данных ООО «Смолвилль»

Оценив показатели деятельности ООО «Смолвилль» за 2016-2017 гг. следует отметить положительную динамику выручки и расходов по обычной деятельности, при этом темпы роста выручки меньше (109,36% против 112,48%), что в совокупности с увеличившимися прочими расходами и налогом на прибыль (доходы) привело к тому, что показатель чистой прибыли в 2017 году составил 69,65% от чистой прибыли предыдущего года.

Далее посредством таблицы 2.2 произведен анализ основных показателей производственной деятельности исследуемой организации.