Файл: «Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине на примере ООО «Metro Cash&Carry».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ ассортимента ООО «Metro Cash&Carry»

«МЕТРО Кэш энд Керри» взаимодействует с около 5500 поставщиков (производителями и дистрибьюторами), 1400 из которых являются локальными поставщиками. Сотрудничество с «МЕТРО» предоставляет поставщикам товаров широкого потребления, в особенности региональным производителям, прекрасную возможность продвигать свою продукцию в другие регионы страны через эффективную и разветвленную торговую сеть «МЕТРО». Практически все крупные производители продуктов питания России являются поставщиками «МЕТРО Кэш энд Керри».

Ассортимент гипермаркета "Metro Cash and Carry" составляют товары для дома, офисные товары, техника, продукты питания, одежда, аксессуары, спортивные товары, экзотические фрукты, вина, сигары и многое другое. Процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

Ассортимент отделов включает:

• соки и безалкогольные напитки;

• консервы;

• бакалея;

• мыло и моющие средства;

• кондитерские товары;

• табачная продукция;

• туалетные принадлежности;

• пиво, вино и крепкие алкогольные напитки.

Отдел бакалеи подразделяется на различные товары:

• макаронные изделия

• крупы

• каши

• соль, сахар

• мука

• подсолнечное и оливковое масло

• специи и т.д.

Все товары представлены в широком выборе производителей. Товары пополняются ежедневно.

Продукция, представленная в торговых центрах «МЕТРО» во всех регионах РФ, отличается не только широким ассортиментом, который насчитывает более 35 000 наименований, но и высоким качеством. В частности, проводятся регулярные лабораторные испытания продаваемой продукции. В ведущих российских лабораториях строгому контролю подвергаются:

  • выпускаемые в магазинах полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, изготавливаемые блюда;
  • вода и санитарное состояние магазина
  • мясные продукты, рыбная продукция, молочные продукты, колбасные изделия, и т.д.
  • реализуемая продукция под собственными торговыми марками «МЕТРО».

Кроме того, проводится постоянное инспектирование поступающих продуктов государственными ветеринарными врачами, производится ежедневный контроль качества поступающих продуктов сотрудниками торгового центра и осуществляется прослеживание жалоб по качеству поступающих от клиентов.


Компания предоставляет полный комплект документов при оформлении покупки: счета-фактуры, накладные, кассовые чеки, а также лицензии и сертификаты качества на товар. Кроме того, в «МЕТРО Кэш энд Керри» клиенту предлагается целый ряд дополнительных услуг, а именно:

  • профессиональные консультации;
  • предварительный заказ товаров и услуги профессиональной доставки;
  • удобные часы работы, без праздников и выходных;
  • возможность получения кредита прямо в торговом зале;
  • возможность безналичной оплаты картами Visa и Visa Electron, MasterCard® и Maestro®.

На данный момент из сильных конкурентов, работающих в данном формате и направлении, на российском рынке присутствует только одна компания: «Selgros». Компания «Selgros» вышла на российский рынок в 2006 году. На сегодняшнем рынке продаж, в основном, присутствуют российские и некоторые западные торговые сети - конкуренты, по объѐму продаж в России большинство из них находятся, пока, позади от МЕТРО. Так как МЕТРО Кэш энд Керри выбрала концепцию «бизнес для бизнеса», компания сохраняет своих ключевых клиентов, даже если на рынок России придут такие мировые магнаты как Wal-Mart. Для выявления конкурентных преимуществ компании «MetroCash&Carry» перед «SELGROS Cash&Carry», проведена сравнительная характеристику двух этих компаний (табл. 3).

Таблица 2.2. Сравнительная характеристика «MetroCash&Carry» и «SELGROS Cash&Carry»

Критерий оценки преимуществ

«MetroCash&Carry »

«SELGROS Cash&Carry»

Отклонени е

Количество магазинов оптовой т орговли

50

15

35

Ассортимент, ед.

50000

40000

10000

Количество клиентов компании

20 тыс.

4 тыс.

16

Количество сотрудников

300000

14000

286000

Как видно из таблицы 1, компания «MetroCash&Carry» имеет явные преимущества перед своим конкурентом – компанией «SELGROS Cash&Carry». Превосходство происходит по всем показателям. Других прямых конкурентов у организации ООО «Метро Кэш энд Керри» фактически нет. Однако, на потребительском рынке имеются косвенные конкуренты, крупные розничные торговые сети как ООО «Ашан», ООО «Перекресток», ООО «Седьмой континент», ООО «Карусель» и т.д. Перечисленные торговые сети имеют столь же широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров и работают, главным образом, с физическими лицами. Так как в ООО «Метро Кэш энд Керри» было выявлено, что 60% покупателей занимают физические лица (средний чек 3000 руб.), то сравнение данных конкурентов уместно.


Собственные торговые марки СТМ (private labels) появились в крупных европейских и американских сетях розничной торговли в 70-е годы прошлого века.

К отпускной цене производителя необходимо добавить стоимость рекламы, доставки и хранения, размещения на полках, торговую наценку и т.п. В результате всех этих накруток цена произведенного товара возрастает на 50 и более процентов. СТМ позволяют ритейлерам снизить розничную цену за счет расходов на логистику и продвижение на 5-20% по сравнению с известными брендированными аналогами. Если покупатель испытывает доверие к торговой сети, то он автоматически переносит его на её «собственный» товар, а более привлекательная цена обеспечивает массовый спрос и лояльность клиентов. Таким образом, собственные торговые марки выгодны и ритейлерам и покупателям.

Рисунок 2.7. Собственные торговые марки «МЕТРО Кэш энд Керри»

Источник: Официальный сайт ООО «Metro Cash&Carry»

Стратегию собственных брендов Метро разрабатывает с 2009 года. Она основана как на собственном анализе рынка, так и на учете потребностей и предпочтений ключевых клиентов – магазинов, ресторанов, отелей, офисов и обслуживающих компаний – в отношении качества, упаковки и цены товара. В результате появляются современные, качественные, практичные и доступные решения как для профессионалов, так и для частных клиентов, позволяющие существенно снижать расходы и делать бизнес более эффективным, прибыльным и конкурентоспособным.

На настоящий момент доля СТМ в продажах Metro составляет более 11% и продолжает расти. Это указывает на то, что покупателей устраивает качество «собственного» товара, а желающих переплачивать за известные марки в непростых современных экономических условиях становится все меньше. В портфеле Метро Кэш энд Керри выделяются семь стратегических эксклюзивных брендов, относящихся к разным ценовым сегментам и группам товаров: Aro, Fine Life (Fine Food, Fine Dreaming), HoReCa Select, H-Line, Rioba, Tarrington House и Sigma.


Метро-бренд Aro относится к низкому ценовому сегменту. Под этими СТМ реализуется широкий ассортимент продуктов питания и товаров повседневного спроса по минимальным ценам – ниже, чем стандартные ценники всех остальных конкурентов. В этой категории бренд Fairline используется для некоторых непродуктовых товаров, например, автотовары. Качество гарантируется торговой сетью ООО «Metro Cash&Carry».

Под брендами Fine Life, Fine Food и Fine Dreaming представлены товары среднего ценового сегмента. Они представляют собой высококачественные аналоги известных марок в удобной розничной упаковке, которые реализуются по очень привлекательным ценам (в среднем на 15-20% ниже аналогов) и ориентированы на мелкий и средний бизнес (небольшие торговые точки, автозаправки, станции техобслуживания и т.п.). Fine Life и Fine Food – это преимущественно продукты питания, в том числе ультрасвежие, фирменные региональные и органические, Fine Dreaming – косметика и бытовая химия. В настоящее время бренд Fine Life постепенно замещает другие два бренда.

Ассортимент торговой марки HoReCa Select разрабатывается совместно с профессионалами в сфере общественного питания и отвечает всем требованиям профессиональной кухни. Он включает в себя как продовольственные, так и непродовольственные товары, и кухонное оборудование гарантированно высокого качества по привлекательной цене. Термин HoReCa (рус. Хорека) — происходит от Hotel, Restaurant, Catering (Отель, Ресторан/кафе, Кейтеринг — услуги по организации питания: сотрудников компаний, частных лиц, как в помещении, так и выездные). 

Rioba – это эксклюзивный Метро-бренд для баров и кафе, предлагающий продукцию премиум-класса и запоминающегося дизайна по выгодным ценам (на 10-15% ниже известных брендов). Ассортимент Rioba включает в себя всё, что требуется для приготовления и сервировки разнообразных горячих, прохладительных напитков (чая, кофе, коктейлей, ликеров и т.п.) и мороженого. 

H-Line – еще один «адресный» Метро-бренд. Непищевые и околопищевые товары H-Line (косметика, текстиль, посуда, столовые приборы, мебель и оборудование для отелей и ресторанов) в совокупности образуют готовые решения, как для дома, так и для целевой группы клиентов, занятых в гостиничном и ресторанном деле. H-Line дает профессионалам прекрасную возможность приобрести все необходимое для бизнеса в одном месте, без переплаты за бренд, и поддерживать высокий уровень сервиса по доступным ценам. 


Под брендом Tarrington House реализуется разнообразный ассортимент товаров для дома, включая текстиль, предметы интерьера, бытовую технику, посуду, кухонную утварь, дачную мебель и сезонную продукцию (товары для сада, новогодние украшения и т.п.). 

Sigma – одна из наиболее стратегически важных СТМ ООО «Metro Cash&Carry». Бренд предлагает комплексные решения для офиса и ведения бизнеса: от канцтоваров и расходных материалов до офисной мебели и техники. Продукция имеет стильный дизайн, стабильное качество, которое не уступает известным брендам, и выгодную цену, которая позволяет существенно оптимизировать расходы на содержание офиса. 

2.3. Пути совершенствования ассортиментной политики ООО «Metro Cash&Carry»

В ООО «Metro Cash&Carry» рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, который основывается на принципе Парето, он гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.

В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.

В рамках анализа ассортимента ООО «Metro Cash&Carry» данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.

Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Традиционно весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина: