Файл: «Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине на примере ООО «Metro Cash&Carry».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) товары группы А -наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;

2) товары группы В - товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;

3) товары группы С - наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.

Традиционно ABC-анализ проводится в три этапа.

Этап 1. Определение объекта анализа и параметров его оценки.

В качестве объекта анализа могут выступать:

-товарные группы;

-товарные категории;

-товарные позиции;

-поставщики.

Критериями оценки могут служить:

-объем продаж (в натуральном и денежном выражении);

-доход;

-прибыль;

-оборачиваемость;

-товарные запасы и т.д.

Этап 2. Составление списка объектов анализа по убыванию значения выбранного параметра.

Этап 3. Определение групп А, В и С, для чего необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и распределить в соответствии с полученными значениями объекты анализа по группам.

Рассмотрим ABC-анализ по товарным группам ТЦ МЕТРО, работающего в формате «кэш энд керри».

Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают товарные категории, в числе которых:

-молочная продукция;

-хлебобулочные изделия;

-кондитерские изделия;

-алкогольная продукция;

-фрукты и овощи;

-мясо, колбаса;

-соки, воды.

Для проведения анализа необходимо систематизировать информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.).

Этап 2. Отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.

Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С (табл.).

Таблица 2.3 Товарооборот товарных групп

Название товарной группы

Доля товарной группы, %

Молочная продукция

22,8

Хлебобулочные изделия

17,8

Кондитерские изделия

11,9

Алкогольная продукция

13,9

Фрукты и овощи

7,9

Мясо и колбасы

15,8

Соки, воды

9,9

Итого

100

Таблица 2.4. ABC-анализ ассортимента магазина

Название товарной группы

Доля в товарообороте в порядке убывания, %

Доля в товарообороте накопительным итогом, %

Группа

Молочная продукция

22,8

22,8

А

Алкогольная продукция

17,8

40,6

А

Кондитерские изделия

15,8

56,4

А

Хлебобулочные изделия

13,9

70,3

В

Фрукты и овощи

11,9

82,2

В

Мясо и колбасы

9,9

92,1

С

Соки, воды

7,9

100

С


Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы - соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.

Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное представление о структуре ассортимента магазина. Для более детального и глубокого анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.

Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине.

XYZ-анализ также предполагает разделение ассортимента магазина на группы X, Y и Z, при этом критерием данного анализа может быть доходность товаров или стабильность их продаж.

При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.

Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере ТЦ «МЕТРО».

В качестве объекта исследования выступают вышеперечисленные товарные группы.

Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены во 2 табл.

Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в табл.

Таблица 2.5. XYZ-анализ

Товарная группа

Доля в валовой прибыли в порядке убывания, %

Доля в валовой прибыли накопительным итогом, %

Группа

Мясо и колбасы

27,5

27,5

X

Алкогольная продукция

22,5

50,0

X

Молочная продукция

14,2

64,2

Y

Хлебобулочные изделия

11,0

75,2

Y

Соки, воды

9,8

85,0

Y

Фрукты и овощи

7,6

92,6

Z

Кондитерские изделия

7,4

100

Z


Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев -- доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в табл.

Таблица 2.6. ABC- и XYZ-анализ

AX

AY

AZ

Алкогольная продукция

Молочная продукция

Кондитерские изделия

BX

BY

BZ

Хлебобулочные изделия

Фрукты и овощи

CX

CY

CZ

Мясо и колбасы

Соки, воды

Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.

Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY -- группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.

К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.

Наконец, к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства магазина.

Выводы

Таким образом, Метро развивает стратегию собственных брендов Метро разрабатывает с 2009 года. Она основана как на собственном анализе рынка, так и на учете потребностей и предпочтений ключевых клиентов – магазинов, ресторанов, отелей, офисов и обслуживающих компаний – в отношении качества, упаковки и цены товара.

Защита прав интеллектуальной собственности на предприятии является приоритетным направлением, поэтому собственный бренд и собственные торговые марки предприятия зарегистрированы надлежащим образом и защищены законом.

Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.

Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются Алкогольная продукция, Хлебобулочные изделия, Молочная продукция - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.

К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся Фрукты и овощи и Соки, воды. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.