Файл: «Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине на примере ООО «Metro Cash&Carry».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие ассортимента в коммерческой деятельности
1.1. Понятие и виды ассортимента
1.2. Классификация и структура ассортимента
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ООО «Metro Cash&Carry»
2.1. Характер и сфера деятельности ООО «Metro Cash&Carry»
2.2. Анализ ассортимента ООО «Metro Cash&Carry»
2.3. Пути совершенствования ассортиментной политики ООО «Metro Cash&Carry»
1) товары группы А -наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;
2) товары группы В - товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;
3) товары группы С - наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.
Традиционно ABC-анализ проводится в три этапа.
Этап 1. Определение объекта анализа и параметров его оценки.
В качестве объекта анализа могут выступать:
-товарные группы;
-товарные категории;
-товарные позиции;
-поставщики.
Критериями оценки могут служить:
-объем продаж (в натуральном и денежном выражении);
-доход;
-прибыль;
-оборачиваемость;
-товарные запасы и т.д.
Этап 2. Составление списка объектов анализа по убыванию значения выбранного параметра.
Этап 3. Определение групп А, В и С, для чего необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и распределить в соответствии с полученными значениями объекты анализа по группам.
Рассмотрим ABC-анализ по товарным группам ТЦ МЕТРО, работающего в формате «кэш энд керри».
Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают товарные категории, в числе которых:
-молочная продукция;
-хлебобулочные изделия;
-кондитерские изделия;
-алкогольная продукция;
-фрукты и овощи;
-мясо, колбаса;
-соки, воды.
Для проведения анализа необходимо систематизировать информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.).
Этап 2. Отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.
Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С (табл.).
Таблица 2.3 Товарооборот товарных групп
Название товарной группы |
Доля товарной группы, % |
Молочная продукция |
22,8 |
Хлебобулочные изделия |
17,8 |
Кондитерские изделия |
11,9 |
Алкогольная продукция |
13,9 |
Фрукты и овощи |
7,9 |
Мясо и колбасы |
15,8 |
Соки, воды |
9,9 |
Итого |
100 |
Таблица 2.4. ABC-анализ ассортимента магазина
Название товарной группы |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Молочная продукция |
22,8 |
22,8 |
А |
Алкогольная продукция |
17,8 |
40,6 |
А |
Кондитерские изделия |
15,8 |
56,4 |
А |
Хлебобулочные изделия |
13,9 |
70,3 |
В |
Фрукты и овощи |
11,9 |
82,2 |
В |
Мясо и колбасы |
9,9 |
92,1 |
С |
Соки, воды |
7,9 |
100 |
С |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы - соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное представление о структуре ассортимента магазина. Для более детального и глубокого анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.
Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине.
XYZ-анализ также предполагает разделение ассортимента магазина на группы X, Y и Z, при этом критерием данного анализа может быть доходность товаров или стабильность их продаж.
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере ТЦ «МЕТРО».
В качестве объекта исследования выступают вышеперечисленные товарные группы.
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены во 2 табл.
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в табл.
Таблица 2.5. XYZ-анализ
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % |
Группа |
Мясо и колбасы |
27,5 |
27,5 |
X |
Алкогольная продукция |
22,5 |
50,0 |
X |
Молочная продукция |
14,2 |
64,2 |
Y |
Хлебобулочные изделия |
11,0 |
75,2 |
Y |
Соки, воды |
9,8 |
85,0 |
Y |
Фрукты и овощи |
7,6 |
92,6 |
Z |
Кондитерские изделия |
7,4 |
100 |
Z |
Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев -- доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в табл.
Таблица 2.6. ABC- и XYZ-анализ
AX |
AY |
AZ |
Алкогольная продукция |
Молочная продукция |
Кондитерские изделия |
BX |
BY |
BZ |
Хлебобулочные изделия |
Фрукты и овощи |
|
CX |
CY |
CZ |
Мясо и колбасы |
Соки, воды |
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.
Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY -- группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.
К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.
Наконец, к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства магазина.
Таким образом, Метро развивает стратегию собственных брендов Метро разрабатывает с 2009 года. Она основана как на собственном анализе рынка, так и на учете потребностей и предпочтений ключевых клиентов – магазинов, ресторанов, отелей, офисов и обслуживающих компаний – в отношении качества, упаковки и цены товара.
Защита прав интеллектуальной собственности на предприятии является приоритетным направлением, поэтому собственный бренд и собственные торговые марки предприятия зарегистрированы надлежащим образом и защищены законом.
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.
Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются Алкогольная продукция, Хлебобулочные изделия, Молочная продукция - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.
К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся Фрукты и овощи и Соки, воды. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.