Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действие предельных цен в случае крупномасштабного входа показано на рис.2.

INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/19/19-08-05.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/19/19-08-05.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/19/19-08-05.jpg" \* MERGEFORMATINET

Рисунок 2 - Лимитирующее ценообразование в случае крупномасштабного входа

Предположим, что действующие фирмы производят объем выпуска, равный S. Если новичок входит на уровне минимально эффективного масштаба производства (MES), то выпуск на рынке составит S`. Цены снизятся с Р до Р`, что соответствует уровню минимальных средних затрат (МАС)[23]. Новичок также может входить с объемом меньше, чем MES. Тогда действующие фирмы производят S, а кривая спроса новичка может быть представлена как АВ. Если кривая средних затрат новичка находится на уровне ас, тогда вход оправдан. Если же кривая затрат (ас`) не пересекает кривую спроса, то вход закрыт. Р`` - это цена, запрещающая вход при кривой затрат ас`, а S` - это объем выпуска, препятствующий входу.Уровень, при котором предельные цены приближаются к предельным и средним издержкам, зависит от эластичности спроса, размера рынка и экономии от масштаба. Предельные цены снижаются, когда эластичность спроса и размер рынка увеличиваются, и растут, когда экономия от масштаба становится более значимой[24].

Определение барьеров входа в рамках различных концепций теории отраслевых рынков также представлено в таблице 1[25].

Таблица 1

Барьеры входа в рамках различных концепций теории отраслевых рынков

Научные концепции

Определение/детерминанта отраслевых барьеров входа

Примеры барьеров входа

Структурное определение (Дж. Бейн)

Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков.

Абсолютное преимущество в издержках;

Контроль над стратегическими ресурсами;

Экономии от масштаба;

Избыточные мощности.

Определение Чикагской школы (Дж. Стиглер)

Затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли

Абсолютное преимущество в издержках;

Потребность в капитале и проблема невозвратных издержек;

Преимущества в опыте (длительности пребывания в отрасли);

Технологический разрыв.

Номативный подход (Ф. Вайцзекер, Г. Демсец)

Потребительские предпочтнения и поведение потребителей как фактор "возведения" отраслевых барьеров входа

Культурные различия;

Лояльность потребителей;

Издержки потребителей, связанные с «переключением» на другую марку.

Определение с позиции укоренившихся фирм (Р. Гильберг)

Рента, получаемая благодаря функционированию фирмы в отрасли

Доступ к дистрибьюторским сетям;

Реклама;

Торговые марки;

Лимитирующее ценообразование.

Контрактный подход (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон)

Факторы, обуславливающие высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы в отрасли

Специфичность активов;

Издержки работы на зарубежных рынках;

Неполнота и асимметрия информации.

Подход с точки зрения приемуществ интернализации (М. Кэссон, Р. Кейвз)

Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций (МНК) и отраслевых барьеров

Специфичность активов;

Издержки работы на зарубежных рынках;

Преимущества в опыте (длительности пребывания в отрасли);

Концентрация продавцов.


Таким образом, барьеры входа можно определить, как совокупность экономических, технологически и институциональных условий, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и препятствующих потенциальным `новичкам` отрасли получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа.

1.2. Виды барьеров входа на рынок

Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем). Попробуем ниже разобраться, какие же бывают входные барьеры[26].

Существует большое количество входных барьеров. Рассмотрим общие проблемы.

1. Эффект масштаба. Данный эффект охватывает сразу же достаточно много моментов. Во-первых, это издержки, которые у действующей компании с солидной долей рынка будут заметно меньше, чем у новичка. Во-вторых, это объем инвестиций, который придется вложить новой компании, чтобы закрепиться на рынке. Чем больше инвестиций понадобится, тем меньше вероятность появления компании[27].

2. Клиентская база. В некоторых видах бизнеса все взаимодействие с клиентами осуществляется посредством базы клиентов. Это вполне актуально, скажем, для b2b отрасли (англ. Business to Business. Отличие от обычного бизнеса состоит в том, что здесь в качестве потребителя или клиента выступает другой бизнес, а не обычный потребитель). Естественно, у новичка такой базы, скорее всего, нет. И это налагает на него определенные проблемы при старте[28].

3. Известный бренд. Наличие на рынке известного бренда, естественно, подрывает желание компании выходить на него. Тягаться по рекламным возможностям с ним будет очень сложно, да и понадобится немало времени на это. Так что наличие бренда у компании (или ситуации, когда сама компания является брендом) является серьезным конкурентным преимуществом[29].

4. Высокая стоимость смены поставщика. Вполне нормальная ситуация, когда на рынке появляется более выгодное предложение, но клиент существующей компании не собирается изменять ей по той простой причине, что издержки на смену поставщику окажутся слишком большими. Например, авиакомпании начисляют своим клиентам бесплатные мили, когда те летают на их самолетах. Это один из примеров высокой стоимости смены поставщика, ведь тогда все бесплатные мили будут утеряны. В мире CRM-систем это могут быть серьезные затраты на внедрение новой системы[30].


5. Проблемы с распределением товара. Возможна ситуация, в которой компания, действующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглашения с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением[31].

6. Компоненты и сырье. Здесь дело обстоит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Объяснять подробнее особого смысла не имеет.

7. Патенты. Наличие патентов может серьезно помочь компании, находящейся на рынке. Новые конкуренты вполне могут попасться на том, что будут использовать запатентованную технологию. Многие отрасли бизнеса, конечно, вряд ли могут похвастаться важностью для них патентов. Но вот в других ситуация совсем иная. Вплоть до того, что конкуренты не могут из-за патента появиться в принципе. Самой известной отраслью в этом плане является фармацевтика[32].

8. Возможность снижения цен. Если издержки позволяют, то компания вполне может снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует саму компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

9. Выгодное место продаж. В некоторых сферах бизнеса успешность продаж определяет место. В таком случае, если существующая компания уже заняла удачное место, не оставив новичкам ничего хорошего в остатке, говорить о появлении конкурентов становится бессмысленно.

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии, тогда выделяют 2 вида входных барьеров[33]:

1. Естественные, которые возникли по экономическим причинам.

2. Искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров[34]:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия - это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
  • размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры[35]:

  • патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав - стимулирование творческой активности.
  • лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены[36].

Предпринимательская деятельность является свободной, инициативной деятельностью дееспособных физических лиц и юридических лиц, о чем говорится в Конституции страны и в ГК РФ, однако государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность субъектов предпринимательства[37].

Административные барьеры (бремя) имеются во всех развитых странах. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг[38]. Такие масштабы входного контроля могли иметь только два последствия. Однако на практике создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг оказалось невозможным именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов.

1.3. Конкурентные и неконкурентные барьеры

Конкуренция есть фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения.

Основная причина конкуренции - наличие у организаций пересекающихся целей, приводящее к тому, что полное достижение цели одной организацией сопряжено с отстранением других организаций от достижения своих целей. Как правило, ведущей целью фирмы считается получение экономической прибыли, которая дает возможность не только окупать затраты, но и развивать компанию[39].

Однако цели фирмы неоднородны, поскольку фирма состоит из различных заинтересованных сторон, так называемых «stakeholders» («держателей ставок») - собственников, управленческого персонала, работников, общества (в том числе потребителей, государственной власти и всех остальных). [40]


В большинстве случаев главным объектом конкуренции являются потребители, а конкурентная борьба выражается в борьбе за долю рынка (3). В современных условиях все более важным объектом конкуренции является борьба за новые уникальные ресурсы, такие как информация и знания[41].

Рисунок 3 - Конкуренция за ресурсы и потребителей

Фирма как система связана с внешней средой главным образом посредством входа и выхода. Именно за вход (input) и выход (output) конкурируют организации. Выход является целью системы, поэтому системы конфликтуют при пересечении целей. Вход необходим системе для достижения целей фирмы[42].

Конкурентные силы рынка — элементы рыночной среды, которые влияют на состояние, характер, интенсивность и силу конкуренции на рынке. Для их характеристики обычно используют модель пяти конкурентных сил М. Портера (рис. 4)[43]. Эта модель является инструментом диагностики основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определения степени воздействия каждой их них. Она достаточно проста в применении и широко используется.

Угроза входа на рынок новых компаний заключается в том, что они добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым могут уменьшить рыночные доли существующих конкурентов[44]. Кроме того, «новички» могут привнести существенные ресурсы (такие, как раз витая реклама или большой бюджет НИОКР), которые не были до этого обязательными для успешной деятельности на рынке.

Рисунок 4 – Силы, определяющие конкуренцию в отрасли

Зачастую можно спрогнозировать изменение конкурентной ситуации в отрасли с появлением новой фирмы: чем выше темпы роста и ожидаемые доходы в данной отрасли, тем существеннее степень влияния на конкуренцию фирмы-новичка. Чем выше барьеры входа в отрасль, тем ниже угроза по явления новых конкурентов[45].

К возможным барьерам, препятствующим вхождению на рынок, относятся[46]:

  • экономия на масштабах производства, которая заставляет потенциальных (новых) конкурентов производить сразу большой объем продукции (что дорого и рискованно) или ставит их в невыгодное положение по издержкам;
  • приверженность потребителей к определенным маркам;
  • высокий размер необходимых капиталовложений;
  • неравенство в издержках, не связанных с размером фирмы (постоянных);
  • доступ к канатам сбыта;
  • государственные меры и политика — ограничение или запрет доступа на рынок при помощи лицензий и разрешений;
  • тарифы и нетарифные ограничения (антидемпинговое законодательство, квоты), используемые правительствами для затруднения доступа на рынок иностранных фирм[47].