Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем, это те же барьеры, которыми обычно ограждаются монополистические и олигополистические рынки[48].

Рыночная власть поставщиков оказывается высокой в следующих случаях:

  • на рынке доминирует несколько крупных поставщиков, конкуренция между которыми слаба[49];
  • велика концентрация поставщиков в отрасли;
  • конкуренция со стороны товаров-заменителей слаба либо отсутствует, поставщики не зависимы от благополучия отрасли — потребителя их продукции и не стремятся поддерживать ее;
  • покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков;
  • товар поставщика играет решающую роль при производстве конечного изделия, или в значительной степени влияет на качество производимой потребителем продукции, или занимает значительную долю в затратах на производство[50];
  • продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно или дорого перейти от одного поставщика к другому;
  • у поставщика имеются возможности осуществить прямую интеграцию с покупателем готовой продукции производителя;
  • предложение продукции поставщиков ограничено при особо острой необходимости в ней потребителей;
  • переход потребителя к использованию товара-заменителя затруднен высоким уровнем издержек;
  • цена на предлагаемый поставщиком товар в значительной мере ниже затрат на собственное производство для потребителя[51].

Рыночная власть покупателей выражается в их способности понижать цены в отрасли путем уменьшения количества покупаемого товара или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей[52]:

  • размеры фирм-потребителей достаточно велики, и тем больше объем их заказов и, следовательно, выше степень влияния;
  • отрасль, поставляющая товар, представлена большим количеством производителей (продавцов), которые соперничают между собой за покупателей;
  • предлагаемые производителями товары недифференцированы или стандартны, и потребители могут легко найти альтернативные варианты покупки[53];
  • существует угроза обратной интеграции покупателя с производителем[54];
  • открыта информация о составе затрат производителя;
  • высока ценовая эластичность спроса в отрасли, и покупатели чувствительны к изменениям цен на рынке;
  • покупаемые товары не являются критически важными для покупателя.

Угроза появления товаров-заменителей (субститутов). Часто фирмы, принадлежащие к одной и той же отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители. Наличие товаров-заменителей к тому же предоставляет потребителям возможность сравнения не только ценовых, но и качественных характеристик продукции.[55]

Таким образом, фирма как система связана с внешней средой главным образом посредством входа и выхода. Входом фирмы как системы выступают ресурсы: финансовые, материальные (сырье, материалы, комплектующие изделия, новое оборудование), кадры и знания (в том числе технологии), информация (в том числе документы), различные виды энергии.

Барьеры входа можно определить, как совокупность экономических, технологически и институциональных условий, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и препятствующих потенциальным `новичкам` отрасли получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа.

Конкурентные силы рынка — элементы рыночной среды, которые влияют на состояние, характер, интенсивность и силу конкуренции на рынке.

2. Анализ рынка сотовой связи и интерактивных технологий

2.1. Описание отрасли

Связь является неотъемлемой и незаменимой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на её территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи[56].

Отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи, регулируются Федеральным Законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».


Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти  в  сфере информатики и  связи, объединенными  в  единую  систему, в установленном порядке[57].

Исключительным правом государства является регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи. В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех. Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.

В соответствии с целью настоящего исследования товаром выступают услуги сотовой радиотелефонной связи.

Целью услуг сотовой радиотелефонной связи является приём, обработка, передача и доставка сообщений электросвязи (знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по радио.

В настоящем исследовании используются следующие  понятия, которые определены во второй статье Федерального закона «О связи»[58]:

  • электросвязь – любые излучение, передача или приём знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;
  • сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
  • организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;
  • оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
  • услуга связи - деятельность по приему, обработке, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
  • пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;
  • современный функциональный эквивалент сети связи – минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объём услуг, оказываемых в сети связи;
  • средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приёма, обработки, хранения, передачи, доставки  сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые для оказания услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 был определен класс продукции и услуг – 6420000 «Услуги электрической связи», из которого затем выделен, согласно поставленной цели исследования, такой подкласс продукции и услуг как 6420090 «Услуги связи прочие», в рамках которого рассмотрен такой вид, как услуги подвижной радиосвязи, а именно: услуги сотовой радиотелефонной связи (системы сотовой подвижной связи)[59].

Выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществлялось по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом было учтено два аспекта взаимозаменяемости изучаемых товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.

Сотовые системы подвижной связи отличают экономия спектра радио-частот путем многократного использования выделенного частотного ресурса при пространственном разнесении приёмопередатчиков с совпадающими рабочими частотами. Сотовая топология позволила многократно увеличить ёмкость телекоммуникационных сетей по отношению к сетям радиальной структуры без ухудшения качества связи и расширения выделенной полосы частот и возможностью определения текущего местоположения подвижных абонентов и обеспечения непрерывности связи при перемещении абонента[60].  

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара  и выявления товаров-заменителей. По потребительским свойствам услуги сотовой радиотелефонной связи могут быть заменены услугами местной телефонной связи. Однако, условия потребления этих услуг различны.

Несмотря на то, что услуги сотовой радиотелефонной связи могут быть частью заменены услугами местной телефонной связи по потребительским свойствам, они не являются взаимозаменяемыми по такой характеристике, как отсутствие в мобильной связи стационарного пользовательского (оконечного) оборудования, что иногда создаёт ситуацию «абонент временно недоступен», тогда как электрическая сеть связи общего пользования практически лишена этого недостатка. Вместе с тем, абонент сотовой связи имеет техническую возможность в любое время связаться с любым абонентом на земном шаре в пределах действия сотовой связи в отсутствие понятия «линия перегружена»[61].


Подключение к сети мобильной связи происходит практически мгновенно по сравнению с необходимостью пережидать порой многолетнюю очередь на установку стационарного телефона, так как техническая возможность для заключения договора об оказании услуг телефонной связи включает в себя, например, наличие абонентских линий и свободных номеров на телефонной станции.

По условиям потребления, а именно, по цене, услуги местной телефонной сети и сотовой связи также не могут быть взаимозаменяемы и принадлежат к разным товарным рынкам. Для определения взаимозаменяемости с точки зрения производства было  учтено то, что различные виды (службы) электросвязи могут быть реализованы в зависимости от технологических процессов (письмо Минсвязи России от 22.12.99 №7833)[62].

С учетом зон покрытия (географических границ фактического предоставления услуг), состава покупа­телей, взаимозаменяемости исследуемых услуг, товарный рынок сотовой связи рассмотрен в географических границах области.

Покупателями изучаемых услуг электрической связи являются пользователи соответствующих услуг сотовой связи - физические и юридические лица.

На территории Российской Федерации услуги связи операторы связи оказывают пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи. Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.2. Определение барьеров входа на рынок сотовой связи

Рынок услуг сотовой связи являлся высококонцентрированным со слаборазвитой конкуренцией. 

Барьеры входа на рынки относятся к качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка. По информации, полученной от поставщиков услуг, основными барьерами входа на рынок услуг сотовой связи являются административные ограничения. Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии. Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Для осуществления деятельности по оказанию услуг электросвязи необходимо наличие лицензии Госкомсвязи[63].