Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (порядок исчислени НДС в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средиܖ областей,ܖ вܖ которыхܖ необходимоܖ принятиеܖ первоочередныхܖ мер,ܖ следуетܖ назватьܖ процедурыܖ регистрацииܖ налогоплательщиков.ܖ Целесообразноܖ ввестиܖ федеральныйܖ реестрܖ плательщиковܖ налогаܖ наܖ добавленнуюܖ стоимость.ܖ Законодательствомܖ должноܖ бытьܖ предусмотрено,ܖ чтоܖ предприятия,ܖ являющиесяܖ плательщикамиܖ НДС,ܖ должныܖ предпринятьܖ необходимыеܖ действияܖ дляܖ регистрацииܖ вܖ подобномܖ реестре,ܖ которомуܖ необходимоܖ придатьܖ официальныйܖ статус.ܖ Заܖ уклонениеܖ отܖ регистрацииܖ вܖ реестреܖ плательщиковܖ НДСܖ наܖ предприятияܖ должноܖ накладыватьсяܖ взысканиеܖ вܖ видеܖ штрафа.ܖ Возможнаܖ связьܖ номераܖ налогоплательщикаܖ вܖ реестреܖ плательщиковܖ НДСܖ сܖ индивидуальнымܖ номеромܖ налогоплательщикаܖ (ИНН),ܖ однакоܖ зарегистрировавшисьܖ вܖ реестреܖ иܖ получивܖ номерܖ плательщикаܖ НДС,ܖ предприятиеܖ должноܖ указыватьܖ этотܖ номерܖ наܖ всехܖ расчетныхܖ иܖ иныхܖ документах,ܖ относящихсяܖ кܖ коммерческойܖ деятельностиܖ предприятия.ܖ Необходимоܖ ܖ устраиватьܖ текущийܖ мониторингܖ иܖ контрольܖ деятельностиܖ налогоплательщиковܖ (включаяܖ мониторингܖ определенныхܖ показателейܖ деятельностиܖ налогоплательщика,ܖ которыеܖ могутܖ свидетельствоватьܖ обܖ осуществленииܖ имܖ недобросовестныхܖ операций).ܖ Возможноܖ такжеܖ принятиеܖ мерܖ поܖ контролюܖ заܖ использованиемܖ трансфертногоܖ ценообразования,ܖ болееܖ четкоеܖ регулированиеܖ вܖ законодательствеܖ ответственностиܖ налогоплательщиков,ܖ ихܖ учредителейܖ иܖ должностныхܖ лицܖ заܖ неисполнениеܖ налоговогоܖ законодательства,ܖ координацияܖ работыܖ иܖ информационногоܖ взаимодействияܖ налоговыхܖ иܖ таможенныхܖ органов,ܖ органовܖ внутреннихܖ дел.ܖ Увеличениюܖ эффективностиܖ налоговогоܖ администрирования,ܖ поܖ нашемуܖ мнению,ܖ послужатܖ иܖ такиеܖ изменения,ܖ какܖ переходܖ кܖ уплатеܖ НДСܖ поܖ методуܖ начислений.

Такимܖ образом,ܖ введениеܖ специальныхܖ НДС-счетов-ܖ этоܖ предлагаемаяܖ мераܖ направленаܖ наܖ борьбуܖ сܖ конкретнымܖ способомܖ уклоненияܖ отܖ налогообложения.ܖ Помимоܖ этого,ܖ существуютܖ иܖ другиеܖ методыܖ уклоненияܖ отܖ налогообложения,ܖ ониܖ былиܖ рассмотреныܖ вܖ предыдущемܖ пункте.ܖ Дляܖ борьбыܖ сܖ нимиܖ тожеܖ необходимоܖ искатьܖ иܖ приниматьܖ меры.ܖ Вܖ частности,ܖ дляܖ борьбыܖ сܖ возникающимиܖ стимуламиܖ кܖ применениюܖ ложныхܖ счетов-фактурܖ возможноܖ принятиеܖ следующихܖ мер:

1)ܖ Необходимо,ܖ чтобыܖ законܖ "Оܖ налогеܖ наܖ добавленнуюܖ стоимость"ܖ илиܖ инойܖ нормативныйܖ актܖ поܖ вопросамܖ налоговогоܖ администрированиеܖ содержалܖ положение,ܖ ограничивающееܖ кругܖ юридическихܖ лиц,ܖ имеющихܖ правоܖ выставлятьܖ счета-фактурыܖ сܖ указаниемܖ уплаченногоܖ НДСܖ плательщикамܖ налога.ܖ Необходимо,ܖ чтобыܖ выставлениеܖ счета-фактурыܖ сܖ указаниемܖ НДСܖ предприятием,ܖ неܖ зарегистрированнымܖ вܖ качествеܖ плательщикаܖ НДС,ܖ илиܖ предприятием,ܖ освобожденнымܖ отܖ уплатыܖ НДС,ܖ являлосьܖ противоречащимܖ закону.


2)ܖ Законܖ оܖ налогеܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ илиܖ инойܖ нормативныйܖ актܖ содержалܖ положение,ܖ запрещающееܖ изготовлениеܖ иܖ сбытܖ ложныхܖ счетов-фактур,ܖ сܖ определениемܖ ответственностиܖ заܖ этуܖ деятельность.

3)ܖ Вܖ законодательствеܖ обܖ НДСܖ должноܖ содержатьсяܖ описаниеܖ формыܖ иܖ содержанияܖ счета-фактуры,ܖ применяемогоܖ дляܖ определенияܖ обязательстваܖ поܖ НДС.ܖ

4)ܖ Законодательствоܖ должноܖ содержатьܖ положения,ܖ регламентирующиеܖ порядокܖ учетаܖ иܖ храненияܖ счетов-фактурܖ передܖ ихܖ выставлением,ܖ ужеܖ выставленныхܖ счетов-фактурܖ (поܖ поставленнымܖ иܖ закупленнымܖ товарамܖ иܖ услугам),ܖ аܖ такжеܖ периодܖ храненияܖ счетов-фактурܖ налогоплательщиком.

5)ܖ Необходимоܖ проведениеܖ регулярныхܖ общихܖ налоговыхܖ проверокܖ плательщиковܖ НДС,ܖ аܖ такжеܖ выборочныхܖ проверокܖ порядкаܖ учетаܖ счетов-фактурܖ иܖ правильностиܖ ихܖ составленияܖ иܖ т.д.

Дляܖ борьбыܖ сܖ фальсификациейܖ бухгалтерскихܖ записейܖ возможноܖ принятиеܖ следующихܖ мер:

1)ܖ Законодательноܖ установленныеܖ правилаܖ веденияܖ бухгалтерскогоܖ учета,ܖ включаяܖ правилаܖ учетаܖ иܖ храненияܖ счетов-фактурܖ иܖ особыеܖ правилаܖ бухгалтерскогоܖ учетаܖ дляܖ малыхܖ предприятий.

2)ܖ Законодательноܖ установленныеܖ формаܖ иܖ содержаниеܖ счетов-фактур.

3)ܖ Установлениеܖ нижнихܖ границܖ оборота,ܖ необходимогоܖ дляܖ регистрацииܖ предприятийܖ вܖ качествеܖ плательщикаܖ НДС.ܖ Такиеܖ ограниченияܖ необходимыܖ дляܖ поддержанияܖ количестваܖ налогоплательщиковܖ наܖ уровне,ܖ неܖ обременительномܖ дляܖ проведенияܖ качественныхܖ проверокܖ квалифицированнымиܖ налоговымиܖ инспекторами,ܖ аܖ такжеܖ дляܖ устраненияܖ большойܖ группыܖ потенциальныхܖ подозреваемыхܖ вܖ уклоненииܖ отܖ уплатыܖ НДС.

Дляܖ борьбыܖ сܖ некорректнымиܖ квалификациейܖ типаܖ сделкиܖ существуютܖ следующиеܖ механизмы:

1)ܖ Разработкаܖ общегоܖ положенияܖ законаܖ оܖ противодействииܖ уклонениюܖ отܖ уплатыܖ налога.

2)ܖ Разработкаܖ иܖ составлениеܖ перечняܖ стандартныхܖ рыночныхܖ цен,ܖ используемогоܖ дляܖ проверкиܖ подозрительныхܖ сделок.ܖ Еслиܖ фактурнаяܖ ценаܖ продукцииܖ иܖ услугܖ нижеܖ ценыܖ наܖ аналогичнуюܖ продукцию,ܖ указаннойܖ вܖ перечне,ܖ аܖ междуܖ контрагентамиܖ наблюдаетсяܖ большойܖ объемܖ коммерческихܖ операций,ܖ отܖ налогоплательщикаܖ можноܖ потребоватьܖ обоснованиеܖ низкойܖ ценыܖ реализации.

3)ܖ Предоставлениеܖ налоговымܖ органамܖ праваܖ повторнойܖ квалификацииܖ сделкиܖ вܖ соответствииܖ сܖ ееܖ экономическойܖ сущностьюܖ вܖ результатеܖ налоговойܖ проверки.


Приܖ борьбеܖ сܖ ложнымܖ экспортомܖ ܖ эффективнойܖ меройܖ являетсяܖ ܖ функционированиеܖ такогоܖ порядкаܖ возмещенияܖ НДС,ܖ когдаܖ выплатаܖ суммыܖ возмещаемогоܖ налогаܖ илиܖ ееܖ зачетܖ вܖ счетܖ другихܖ налоговыхܖ платежейܖ невозможнаܖ доܖ моментаܖ пересеченияܖ экспортируемымܖ товаромܖ таможеннойܖ границыܖ государства.

Дляܖ противодействияܖ злоупотреблениемܖ правомܖ наܖ добровольнуюܖ регистрациюܖ вܖ качествеܖ налогоплательщикаܖ обычноܖ разрабатываютсяܖ иܖ применяютсяܖ критерии,ܖ позволяющиеܖ установитьܖ фактܖ веденияܖ хозяйственнойܖ деятельностиܖ предприятием,ܖ претендующимܖ наܖ добровольнуюܖ регистрациюܖ вܖ качествеܖ плательщикаܖ НДС.ܖ Еслиܖ налоговыеܖ органыܖ устанавливаютܖ отсутствиеܖ веденияܖ хозяйственнойܖ деятельности,ܖ предприятиеܖ неܖ можетܖ бытьܖ зарегистрированоܖ вܖ качествеܖ плательщикаܖ НДС.

Однако,ܖ кромеܖ разработкиܖ конкретныхܖ методовܖ поܖ борьбеܖ поܖ уклонениюܖ отܖ налогообложенияܖ необходимоܖ такжеܖ приниматьܖ мерыܖ вܖ областиܖ последовательногоܖ улучшенияܖ какܖ системыܖ налоговогоܖ администрирования,ܖ такܖ иܖ собственноܖ конструкцииܖ российскогоܖ НДС.

Исходяܖ изܖ описанногоܖ опыта,ܖ вܖ Россииܖ вܖ целяхܖ обеспеченияܖ упрощенияܖ контроляܖ заܖ уплатойܖ НДСܖ иܖ предоставленияܖ определеннойܖ льготыܖ маломуܖ бизнесуܖ следуетܖ установитьܖ минимальнуюܖ величинуܖ оборота,ܖ нижеܖ которойܖ налогܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ сܖ предприятияܖ неܖ взимаетсяܖ (разумеетсяܖ емуܖ неܖ предоставляетсяܖ кредитܖ поܖ НДСܖ поܖ приобретеннымܖ товарам).ܖ Законодательствомܖ должноܖ бытьܖ установлено,ܖ чтоܖ предприятие,ܖ освобожденноеܖ отܖ уплатыܖ налога,ܖ можетܖ поܖ своемуܖ решениюܖ бытьܖ зарегистрированоܖ какܖ плательщикܖ НДСܖ (приܖ этомܖ следуетܖ ограничитьܖ возможностиܖ предприятийܖ осуществлятьܖ налоговоеܖ планированиеܖ путемܖ периодическогоܖ входаܖ иܖ выходаܖ изܖ режимаܖ плательщикаܖ НДС).ܖ Кромеܖ того,ܖ дляܖ упрощенияܖ уплатыܖ налогаܖ можетܖ бытьܖ введенܖ порядок,ܖ приܖ которомܖ предприятияܖ сܖ совсемܖ небольшимиܖ оборотамиܖ уплачиваютܖ суммуܖ налога,ܖ определяемуюܖ исходяܖ изܖ оборотаܖ (объемаܖ реализованнойܖ продукции)ܖ поܖ ставкеܖ 10-12%ܖ безܖ праваܖ использоватьܖ кредитܖ поܖ приобретеннымܖ товарам.ܖ Следуетܖ отметить,ܖ чтоܖ предприятия-экспортеры,ܖ аܖ такжеܖ предприятия,ܖ производящиеܖ подакцизнуюܖ продукцию,ܖ должныܖ бытьܖ выведеныܖ из-подܖ режимаܖ налогообложенияܖ малыхܖ предприятийܖ дажеܖ вܖ случаеܖ удовлетворенияܖ критериямܖ освобожденияܖ отܖ обязанностейܖ плательщикаܖ НДС.


Принципыܖ территориальностиܖ приܖ взиманииܖ налога.ܖ Важнымܖ вопросомܖ политикиܖ вܖ отношенииܖ взиманияܖ налогаܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ являютсяܖ правилаܖ территориальностиܖ приܖ уплатеܖ НДС,ܖ вܖ т.ч.ܖ приܖ осуществленииܖ внешнеторговыхܖ связейܖ сܖ государствамиܖ –ܖ участникамиܖ Содружестваܖ независимыхܖ государств.ܖ Значительнаяܖ доляܖ внешнейܖ торговлиܖ Россииܖ приходитсяܖ наܖ страныܖ СНГ,ܖ поэтомуܖ решениеܖ вопросаܖ оܖ переходеܖ вܖ торговлеܖ сܖ этимиܖ странамиܖ наܖ принципܖ освобожденияܖ отܖ налогаܖ экспортаܖ иܖ введениеܖ налогообложенияܖ импортаܖ можетܖ весьмаܖ существенноܖ повлиятьܖ наܖ поступленияܖ вܖ бюджетܖ России.ܖ

Заключение

Какܖ показалܖ выполненныйܖ анализ.ܖ Налоговаяܖ системаܖ являетсяܖ однимܖ изܖ главныхܖ элементовܖ рыночнойܖ экономики.ܖ Онаܖ выступаетܖ главнымܖ инструментомܖ воздействияܖ государстваܖ наܖ развитиеܖ хозяйства,ܖ определенияܖ приоритетовܖ экономическогоܖ иܖ социальногоܖ развития.ܖ Вܖ связиܖ сܖ этимܖ необходимо,ܖ чтобыܖ налоговаяܖ системаܖ Россииܖ былаܖ адаптированаܖ кܖ новымܖ общественнымܖ отношениям,ܖ соответствовалаܖ мировомуܖ опыту.

Нестабильностьܖ нашихܖ налогов,ܖ постоянныйܖ пересмотрܖ ставок,ܖ количестваܖ налогов,ܖ льготܖ иܖ т.ܖ д.ܖ несомненноܖ играетܖ отрицательнуюܖ роль,ܖ особенноܖ вܖ периодܖ переходаܖ российскойܖ экономикиܖ кܖ рыночнымܖ отношениям,ܖ аܖ такжеܖ препятствуетܖ инвестициямܖ какܖ отечественным,ܖ такܖ иܖ иностранным.ܖ Нестабильностьܖ налоговойܖ системыܖ наܖ сегодняшнийܖ деньܖ -ܖ главнаяܖ проблемаܖ реформыܖ налогообложения.

Вܖ завершенииܖ работыܖ сделаемܖ обобщающиеܖ выводы:

Налогܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ имеетܖ широкуюܖ налоговуюܖ базу,ܖ взимаемыйܖ сܖ добавленнойܖ стоимостиܖ реализуемойܖ продукцииܖ иܖ охватывающий,ܖ поܖ меньшейܖ мере,ܖ стадиюܖ производства;ܖ сܖ регулярнымܖ вычетомܖ налога,ܖ уплаченногоܖ заܖ приобретенныеܖ товарыܖ иܖ услугиܖ (заܖ исключением,ܖ возможно,ܖ основныхܖ средств),ܖ изܖ налога,ܖ включаемогоܖ вܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ реализуемойܖ продукции.ܖ

Вܖ Россииܖ этотܖ новыйܖ видܖ налогаܖ былܖ введенܖ вܖ 1992ܖ годуܖ дляܖ ܖ заменыܖ двухܖ ранееܖ действовавшихܖ налоговܖ (сܖ оборотаܖ иܖ продаж).ܖ Приܖ этомܖ необходимостьܖ егоܖ введенияܖ вܖ Российскойܖ Федерацииܖ былаܖ обоснованаܖ рядомܖ факторов:ܖ ܖ пополнениеܖ доходовܖ бюджета,ܖ испытывающегоܖ острыйܖ финансовыйܖ кризисܖ иܖ нуждающегосяܖ вܖ стабильныхܖ налоговыхܖ поступлениях;ܖ созданиеܖ новойܖ моделиܖ налоговойܖ системыܖ вܖ соответствииܖ сܖ требованиямиܖ рыночнойܖ экономики;ܖ присоединениеܖ кܖ международномуܖ сообществу,ܖ широкоܖ применяющемуܖ данныйܖ налоговыйܖ механизм.


Вܖ ܖ российскойܖ практикеܖ системаܖ взиманияܖ НДСܖ имеетܖ своиܖ особенности.ܖ Ониܖ продолжаютܖ по­ступатьܖ иܖ приܖ любойܖ перепродажеܖ готовогоܖ изделия.ܖ Уклонитьсяܖ отܖ уплатыܖ налогаܖ довольноܖ сложно,ܖ хотяܖ этоܖ иܖ случается.ܖ Ноܖ вы­делениеܖ налогаܖ отдельнойܖ строкойܖ воܖ всехܖ банковскихܖ иܖ прочихܖ расчетныхܖ документахܖ усложняетܖ этиܖ попыткиܖ иܖ позволяетܖ на­логовымܖ инспекциямܖ эффективноܖ контролироватьܖ уплатуܖ нало­га.ܖ Плательщикܖ налогаܖ неܖ несетܖ наܖ себеܖ налоговогоܖ бремени,ܖ связанногоܖ сܖ взиманиемܖ НДСܖ приܖ покупкеܖ сырья,ܖ материалов,ܖ полуфабрикатов,ܖ комплектующихܖ изделий,ܖ посколькуܖ компен­сируетܖ своиܖ затраты,ܖ перекладываяܖ ихܖ наܖ покупателя.ܖ Лишьܖ наܖ последнемܖ потребителеܖ продукцииܖ процессܖ переложенияܖ налогаܖ заканчивается.

Наܖ основеܖ проведенногоܖ анализаܖ тенденцийܖ начисленияܖ иܖ уплатыܖ НДСܖ вܖ Россииܖ заܖ последниеܖ триܖ годаܖ былоܖ установлено,ܖ чтоܖ наблюдаетсяܖ ܖ ростܖ объемов,ܖ какܖ начисленногоܖ налога,ܖ такܖ иܖ налоговыхܖ вычетов,ܖ чтоܖ вܖ своюܖ очередьܖ свидетельствуетܖ неܖ толькоܖ обܖ экономическомܖ росте,ܖ ноܖ иܖ оܖ ростеܖ уклоненияܖ отܖ налогообложения.

Основными документами, на основании которых производится заполнение декларации по НДС, являются:

  1. Книги покупок и продаж — в общем случае.
  2. Счета-фактуры (для неплательщиков налога).
  3. Журнал учета счетов-фактур (для посредников).
  4. Бухгалтерские и налоговые регистры.

Порядок представления декларации зависит от категории налогоплательщика. На текущий момент практически все плательщики НДС обязаны сдавать отчет в электронном виде. Предоставлять декларацию на бумаге имеют право только налоговые агенты с численностью сотрудников до 100 чел.

Декларация состоит из титульного листа и 12 разделов. Обязательным для заполнения является только титульный лист и раздел № 1. В этом разделе указывается сумма налога к уплате или к возмещению.

Особенноܖ вܖ настоящееܖ времяܖ широкоеܖ распространениеܖ получилܖ способܖ минимизацииܖ налоговыхܖ обязательствܖ сܖ применениемܖ фирм-однодневок.ܖ Дляܖ борьбыܖ сܖ этимܖ способомܖ обсуждаетсяܖ возможностьܖ введенияܖ специальныхܖ банковскихܖ счетовܖ (илиܖ НДС-счетов),ܖ основнымܖ назначениемܖ которыхܖ будетܖ проведениеܖ расчетовܖ поܖ налогуܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ междуܖ налогоплательщиками,ܖ аܖ такжеܖ междуܖ налогоплательщикамиܖ иܖ бюджетом.ܖ Сегодняܖ Болгарияܖ -ܖ единственнаяܖ странаܖ вܖ мире,ܖ гдеܖ введеныܖ НДС-счета.ܖ Помимоܖ использованияܖ фирмܖ однодневок,ܖ существуютܖ иܖ другиеܖ способыܖ уклоненияܖ отܖ налогообложенияܖ иܖ дляܖ борьбыܖ сܖ нимиܖ нужноܖ искатьܖ неܖ толькоܖ конкретныеܖ меры,ܖ ноܖ иܖ ܖ продолжатьܖ дальнейшееܖ реформированиеܖ системыܖ НДСܖ вܖ России.