Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий
1.1. Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
– отели типа «апартаменты» (предназначены для длительного проживания, номерной фонд составляют полностью меблированные номера, в количестве от 100 до 400, основные постояльцы: туристы, пребывающие на длительный период времени и бизнесмены, ценовая категория изменяется в зависимости от предлагаемых условий размещения и сезона, апартаментные отели обычно имеют дополнительную площадь в виде кухни для приготовления пищи и хранения продуктов или гостиной для отдыха);[4]
– отели класса «люкс» (в этих отелях есть все, чтобы гость чувствовал себя как дома и даже лучше, для отелей этого класса характерно наличие большого штата персонала, полностью оборудованные общественные помещения; номерной фонд – от 400 до 2000 номеров, оформленных в современном стиле и оснащенных качественной, дорогой мебелью, такой отель предлагает фешенебельные условия проживания за высокую цену) [55, с. 9].
Обеспеченность питанием играет важную роль при разделении гостиниц на определенные категории. Исходя из этого можно выделить 4 группы:
– гостинцы, работающие по системе «BB» (предлагают своим постояльцам размещение и завтрак);
– гостиницы, работающие по системе «HB» полупансион (предлагают своим постояльцам размещение и 2-х разовое питание, гости могут выбрать либо завтрак и обед, либо завтрак и ужин);
– гостиницы, работающие по системе «FB» – полный пансион (обеспечивают размещение и организацию 3-х разового питания);
– средства размещения, работающие по системе «Все включено» (эта система подразумевает размещение и организацию 4-х разового питания, с включением разнообразных алкогольных напитков местного и иностранного производства) [23, с.107].
Отдельной категорией являются специализированные отели, оформленные определенным образом, к ним можно отнести:
– кемпинг (лагерь для туристов, путешествующих на автомобиле, оснащен палатками или маленькими летними домиками, расположен за чертой города);
– ботель (небольшая по размеру не плавающая гостиница на воде, может располагаться в специально оборудованном судне);[5]
– флотель (плавающая на воде гостиница, представляющая собой соответствующим образом оборудованное плавательное средство, номерной фонд составляют комфортабельные каюты, для туристов организуется активный отдых, на территории флотеля имеется множество ресторанов и баров, готовых обслужить клиентов в любое время дня, бизнесменам предоставляются залы для переговоров, и конференц-залы);[6]
– ротель (отель, расположенный в вагоне поезда, имеет одно или двухместные номера, оборудованные всем необходимым для того, чтобы в дневное время путешественники осматривали достопримечательности, а ночевали в своем номере).
Следует отметить, что во время своего становления, гостиничное хозяйство России столкнулось с рядом проблем. Рынок гостиничных услуг не был готов переходу на новый режим хозяйствования. В настоящее время сфера гостиничного бизнеса в России несовершенна и существует ряд весомых причин отставания российских гостиничных предприятий от зарубежных, многие из них связаны с производством и предоставлением услуг. Отставание наметилось еще во времена СССР, когда резко сократилась заполняемость гостиниц. Высокий ее уровень (75%) обеспечивался путем размещения в гостиницах работников государственных предприятий, которым предоставляли номера по низким ценам. Вследствие либерализации цен заполняемость номерного фонда резко снизилась. Одной из причин отставания можно считать неэффективную организацию трудовой деятельности в гостинице.[7] Например, из-за отсутствия совмещения или неправильного его применения, для уборки номеров могут задействовать слишком много горничных, ошибкой является и то, что во многих гостиницах каждая горничная закреплена за определенным этажом, без учета количества проживающих, поэтому на одну может быть чрезмерная нагрузка, а на другую ее может не быть совсем.[8] Весомой причиной отставания можно назвать качество оказываемых услуг, которое страдает из-за устаревшей материально-технической базы многих гостиниц, неиспользования современных технологий в обслуживании и недостаточного масштаба номерного фонда. Следующей причиной, которую следует выделить, являются взаимоотношения между предприятиями в гостиничной индустрии. Для рынка гостиничных услуг характерен низкий уровень, как внутренней конкуренции, так и конкуренции со стороны зарубежных гостиничных цепей. Гостиничный сектор в России не совершенен и по причине низкого уровня доходов населения, а так же большой доли государственной собственности в этой отрасли [22, с. 8].
Однако, несмотря на ряд препятствий, гостиничная индустрия утвердила свои позиции среди других отраслей экономики, так как в период с 2000 по 2017 год среднегодовой показатель загрузки номерного фонда, среди гостиниц повышенной комфортности, повысился с 62 до 68,7%, что позволило увеличить доходность предприятий гостиничной индустрии. После подсчета расходов предприятия на выплату заработной платы, содержание материально-технической базы, уплату налогов, чистый доход гостиницы может составлять 15-30% от общего объема предоставленных гостиничных услуг. Нужно учесть то, что этот показатель будет значительно разнится в зависимости от конкретной категории того или иного отеля [38, с. 153].
По оценкам экспертов, гостиничная индустрия – это одна из самых выгодных сфер турбизнеса. Доля гостиничного бизнеса в туризме России представлена в таблице 1.
Таблица 1
Доля гостиничного бизнеса в туризме России
Цены расходов |
Расходы за визит, euro |
Расходы за день, euro |
Всего, млн. euro |
Доля,% |
Предоплата (кроме турпакетов) |
17 |
2,8 |
96,9 |
5,5 |
Услуги размещения |
70 |
14,4 |
399 |
22,4 |
Услуги питания |
63 |
12,4 |
359,1 |
20,2 |
Внешний транспорт |
15 |
3 |
85,5 |
4,8 |
Местный транспорт |
16 |
3,3 |
91,2 |
5,1 |
Покупка товаров в магазинах |
109 |
21,2 |
621,3 |
34,9 |
Другие расходы |
22 |
4,5 |
125,4 |
7,1 |
Всего |
312 |
61,6 |
1778,4 |
100,0 |
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
Из-за многообразия форм и методов хозяйствования нельзя выделить общий показатель, адекватно отражающий эффективность деятельности некого предприятия. Показатель – это признак, характеризующий одну из сторон рассматриваемого действия, явления, дающий их количественную и качественную оценку, степень выполнения определенной задачи.
Эффективность – обширное понятие, показывающее результативность функционирования управляемой и управляющей систем предприятия. Эффективность показывает, в какой степени управляющим органом были реализованы поставленные цели, и достигнуты запланированные результаты.
Все показатели эффективности делятся на две группы:
1) общие показатели:
– абсолютные (совокупность показателей прибыли);
– относительные (совокупность показателей рентабельности относительно средних значений, значений прошлого периода, показателей других предприятий и т.д);[9]
2) частные показатели (относятся к группе относительных):
– показатели использования производственной мощности;
– показатели эффективности основного капитала: фондоотдача, фондоѐмкость, фондовооруженность;[10]
– показатели эффективности оборотного капитала: оборачиваемость, длительность одного оборота;
– показатели эффективности трудовых ресурсов: выработка, трудоемкость [19, с. 300].
Оценить эффективность деятельности гостиничного предприятия довольно сложно, потому что существует большое количество показателей и критериев такой оценки, они учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Проблема использования показателей эффективности состоит в том, что ни один из них не является универсальным, позволяющим однозначно сделать вывод об успехе или неудаче в гостиничной сфере. Именно поэтому на практике всегда используют систему показателей, связанных между собой и оценивающих различные стороны деятельности гостиничного предприятия [39, с. 37].
Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия представлена на рисунке 2.
Рис. 2 - Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия
Лица, занятые в гостиничной индустрии ставят перед собой множество целей, доминирующей из которых является получение наибольшей прибыли. Поэтому основополагающими показателями эффективности деятельности гостиничного предприятия являются финансово-экономические показатели. Выбор этих показателей для оценки деятельности может быть обусловлен типом предприятия, видом и областью его деятельности, характером финансовой отчетности и, что немало важно, профессионализмом и компетентностью менеджеров и аналитиков [20, с. 120].
Абсолютные финансово-экономические показатели деятельности гостиничного предприятия:
1) чистая прибыль;
2) чистые активы;
3) собственный капитал, уменьшенный на величину затрат;
4) собственные оборотные средства [53, с. 108].
Структура расходов и доходов определяет экономическую деятельность гостиничного предприятия в целом. Доход гостиницы обусловлен загрузкой номерного фонда и ценами на оказываемые основные и дополнительные услуги. В таблице 2 представлена среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиниц 3* .
Таблица 2
Среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиницы 3*
Вид гостиничной услуги |
Процент доходности (к суммарному доходу от всех видов гостиничных услуг) |
Услуги размещения |
56% |
Услуги предприятий питания |
24% |
Услуги, оказываемые развлекательными предприятиями |
12% |
Дополнительные услуги (кроме телефона) |
5% |
Телефонные услуги |
1,5% |
Сдача помещений в аренду |
1,5% |
Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что основа гостиничных услуг – это услуги размещения, на их долю приходится 56%. На втором месте располагаются услуги предприятий питания, они имеют удельный вес 24%, весомый процент занимают услуги, оказываемые развлекательными предприятиями – 12%, а вот на дополнительные услуги, телефонные услуги и сдачу помещений в аренду приходится всего 5% и 1,5%.
Деятельность гостиничного предприятия зависит от различных внешних факторов (экономическая и политическая ситуация, сезонность), поэтому для обеспечения грамотного ее планирования большое значение имеет учет затрат. Расходы гостиничного комплекса подразделяются на прямые и косвенные. К прямым (эксплуатационным) расходам можно отнести: оплату труда сотрудников, коммунальные расходы на содержание номерного фонда, амортизационные отчисления на основные средства предприятия гостиничного хозяйства и т.д. К косвенным (административным) расходам можно отнести: затраты на рекламные мероприятия и аренду необходимых помещений, различные страховые выплаты и т.д. Структура затрат гостиничного предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура затрат гостиничного предприятия
Вид затрат |
Процент затрат (к суммарным затратам гостиничного предприятия) |
Затраты на выплату заработной платы сотрудникам |
35% |
Затраты на содержание номеров |
15% |
Затраты на организацию питания постояльцев |
10% |
Затраты на энергоносители |
6% |
Административные затраты |
6% |
Амортизационные затраты |
5% |
Затраты на содержание технического оборудования |
5% |
Затраты на рекламу |
4% |
Затраты на выплату кредитных процентов (в случае наличия) |
4% |
Затраты на аренду помещений |
2% |
Затраты на страховые выплаты |
2% |