Файл: Управление эффективностью гостиничного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что основную долю затрат составляют затраты на выплату заработной платы, на них приходится 35% от общей суммы издержек. Вторая по значимости статья – содержание номеров, занимает 15% от общего объема расходов гостиничного предприятия. И третье место – затраты на организацию питания постояльцев – 10%.

После расчета абсолютных показателей, определяются их динамические изменения (относительные показатели), путем сравнения абсолютных значений со значениями предыдущих периодов (этого же гостиничного предприятия) или с показателями других гостиниц отрасли. Например, чтобы определить динамику финансового состояния гостиничного предприятия проводится анализ финансово-экономических показателей за последние три года и в сравнении со среднеотраслевыми показателями гостиничного бизнеса. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может стать основанием для более глубокого анализа и принятия последующего управленческого решения [10, с. 220].

Одним из часто используемых относительных показателей финансово-экономической деятельности является показатель рентабельности. Чтобы определить уровень эффективности деятельности гостиничного предприятия, используя этот показатель, необходимо полученную предприятием прибыль сопоставить с соответствующими издержками (затратами).

Виды прибыли в гостиничном хозяйстве, в зависимости от вида деятельности:

– прибыль от эксплуатации номерного фонда;

– прибыль, от деятельности предприятий питания гостиницы;

– прибыль от реализации дополнительных услуг;

– прибыль от реализации имущества гостиницы;

– прибыль от участия гостиницы в деятельности других организаций;

– прибыль от проведения внереализационных мероприятий [27, с. 76].

Прибыль как экономическая категория является целевым ориентиром деятельности гостиничного предприятия. Она выступает в виде источника развития предприятия и финансирования его деятельности.

Затраты предприятия можно рассматривать как:

– текущие издержки (себестоимость товаров, работ и услуг);

– авансированный капитал, необходимый для обеспечения финансовохозяйственной и производственной деятельности предприятия.

Расчет эффективности деятельности гостиничного предприятия, с учетом прибыли представлен в формуле (1):

ЭУ2=ПБ1/РУ1 (1)

где ПБ1 – балансовая прибыль гостиницы (без учета выплаты налогов) за текущий год, руб;


РУ1 – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем году, чел.

Чем выше в этой формуле величина ЭУ2 тем более эффективна деятельность гостиничного предприятия [12, с. 144].

Для оценки эффективности работы гостиничного предприятия необходимо так же использовать показатели материально-технической и организационно управленческой деятельности.

Для эффективной работы, современный туристский комплекс должен располагать значительной материально-технической базой, обеспечивающей полносервисное и централизованное обслуживание постояльцев [29, с.259].

Во-первых, в состав материально-технической базы гостиницы входит сеть зданий и сооружений: жилые и административные помещения, здания предприятий питания и центров культурного обслуживания, спортивные и инженерные сооружения и т.д. К основным характеристикам зданий и сооружений отеля относят следующие показатели: вместимость, производительность, размеры, балансовая стоимость, степень износа, виды и сроки проведенных и планируемых ремонтов, затраты на эти ремонты и т.д.

Во-вторых, к материально-технической базе гостинице относятся следующие инженерно-технические системы: водоснабжения, канализации, кондиционирования воздуха, лифтового хозяйства, централизованного пылеудаления, телевизионная система, сигнализация и т.д.[45, с.173].

В третьих, материально-техническая база гостиницы включает в себя инфраструктурные элементы, расположенные на прилегающей к гостинице территории: рекреационные площадки, бассейны, фонтаны, автостоянки, зеленые насаждения, декоративные скульптуры, наружное освещение и т.д.

Материально-техническое оснащение гостиничного комплекса требует к себе пристального внимания, так как от его состояния и полноты, напрямую зависит качество предоставляемых услуг и эффективность деятельности гостиничного предприятия [51, с.39].

Что касается организационно-управленческих показателей, то они включают управленческие, маркетинговые, социальные и кадровые показатели работы гостиничного предприятия.

Совокупность кадровых показателей эффективности выглядит следующим образом:

– среднесписочная численность работников гостиницы на конкретную дату и за конкретный период;

– удельный вес работников конкретной гостиничной службы в общей численности работников предприятия;

– удельный вес работников, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности работников гостиничного предприятия;


– средний стаж работы по специальности руководителей и служащих гостиничного предприятия;

– текучесть кадров по приему и увольнению работников и т.д Совокупность перечисленных показателей дает представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала гостиницы, необходимых для планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности гостиничного предприятия.[11]

В организационно-управленческой деятельности гостиничного предприятия эффективность работы оценивается по степени достижения основных или производственных целей, при использовании имеющихся в гостинице ограниченных ресурсов.[12] Главное задача для руководителя гостиницы узнать, когда и при каких обстоятельства его предприятие работает эффективно. При этом принципиальное значение имеет выбор основы для сравнения или определения уровня эффективности, которая принимается как нормативная. В качестве нормативного показателя могут использоваться показатели плана, показатели конкурентов, средние показатели по отрасли.

Эффективность, как показатель результативности деятельности, предполагает соотношение затрат с результатом. Согласно Д. Скотт Синку результативность можно рассматривать как производительность, как качество продукции, степень внедрения новшеств, прибыльность или как действенность (степень завершения запланированной работы).

Чтобы оценить показатель действенности используется три критерия:

– качество (соответствие оказываемых гостиницей услуг определенным требованиям и показателям качества);

– количество (необходимый для клиента объем гостиничных услуг);

– временные показатели (своевременность выполнения услуг).

Выбор необходимого комплексного набора критериев эффективности зависит от конкретных условий функционирования гостиничного комплекса.

Направления оценки функционирования гостиничного комплекса:

– по степени соответствия достигнутых результатов деятельности установленным целям;

– по степени соответствия процесса функционирования объективным установленным требованиям к его содержанию и результатам.[13]

Таким образом, можно утверждать, что эффективность достаточно неопределенный и изменчивый критерий, который определяется размером прибыли, возможностью реконструкции и расширения гостиничного комплекса, конкурентоспособностью гостиницы, ее престижа в деловом мире и в глазах общественности. Положительные показатели деятельности позволяют получить предприятию соответствующий доход, необходимый для оплаты имеющихся кредитов, премирования персонала и получения прибыли, удовлетворяющей инвесторов.[14] Оценка эффективности необходима для разработки планов, которые помогают определить, насколько прогрессивна действующая организационная структура гостиничного комплекса и каким образом ее можно совершенствовать.


В настоящее время увеличение темпов и масштабов производства, повышение качества продукции уже недостаточны для получения конкурентного преимущества, поэтому многие гостиницы переходят на новые, прогрессивные методы организационного управления, позволяющие отслеживать изменения условий рынка гостиничных услуг и достигать желаемого конкурентного преимущества. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время, деятельность гостиничных предприятий – перспективный вид экономической деятельности, развивающийся быстрыми темпами. Как в подотрасли туризма, в гостиничной индустрии заложен весомый потенциал, гостиничный бизнес может приносить постоянный доход в федеральный бюджет государства.

Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Гостиница «Патриот».

Сокращенное наименование предприятия: ООО «Патриот».

Гостиница «Патриот» расположена недалеко от центра города, в тихом, озелененном месте, рядом находится парк.

Юридический адрес: г. Белгород, 2-ой карьерный переулок, д.10.

Основная цель деятельности ООО «Патриот» получение прибыли за счет осуществления коммерческой, посреднической и производственной деятельности, в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия.

Миссией гостиницы «Патриот» является постоянное предоставление гостям уютных и комфортабельных номеров для безопасного временного проживания, организация обслуживания, которое будет доступно широкому кругу потребителей с различными потребностями и достатком.

ООО «Патриот» осуществляет следующие виды деятельности:

– предоставление гостиничных услуг населению;

– обеспечение проживания участников различных соревнований среди школьников и студентов;


– предоставление временного проживания курсантам, обучающимся в Белгородской автомобильной школе и авиационно-спортивном клубе.

Гостиница «Патриот» была открыта в 1985 году. Она функционировала как общежитие для военнослужащих, а в 1999 году была преобразована в гостиницу. С момента строительства гостиницы проводился только косметический ремонт, здание ни разу не реконструировалось.

Организационно-правовая форма ООО «Гостиница «Патриот» – общество с ограниченной ответственностью. ООО «Патриот» является юридическим лицом, обладает правом собственности на закрепленное за ним обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество, от своего имени, может приобретать, исполнять обязанности, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а так же быть истцом и ответчиком в суде [26, с.194].

Общество создано одним учредителем Региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Белгородской области. Реквизиты данной организации: ИНН 3123214022, ОГРН 1103100000904, свидетельство о государственной регистрации серия 31 № 001983815.

Основными источниками правового регулирования деятельности гостиницы являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «Патриот» имеет собственный банковский счет, деловые бланки с фирменным наименованием, эмблему. Обществом была изготовлена круглая печать, на которой размещаются: организационно-правовая форма (на внешнем круге), юридический адрес (на внутреннем круге), сокращенное наименование предприятия (в центре).

Номерной фонд гостиничного предприятия – 80 номеров категории

«эконом» и «стандарт». Светлые и уютные номера предназначены для одноместного, двухместного, трехместного, пятиместного проживания, и даже для размещения 10 человек одновременно. В каждом номере имеются: холодильник, телевизор, бесплатный Интернет. Услуги питания постояльцам не предоставляются, но есть небольшой снэк-бар. ООО «Гостиница «Патриот» работает за наличный и безналичный расчет, с учетом НДС. В гостинице установлен единый расчетный час – 12:00 по местному времени. Средство размещения не взимает плату за предварительную бронь и проживание детей до 5 лет (без предоставления отдельного места). При проживании постояльца сроком не более суток плата взимается за полные сутки.