Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий
1.1. Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Для оценки эффективности финансовой деятельности гостиницы недостаточно оценить полученную прибыль, поскольку многие гостиничные предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различные объемы выручки и затрат, используют разные ресурсы и т.д. Поэтому оценивая финансовое положение предприятия, используются показатели рентабельности. Анализ данных показателей в ООО «Гостиница «Патриот» представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ показателей рентабельности
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
||||
Рентабельность продукции |
17,7 |
16,5 |
18,7 |
-1,2 |
2,2 |
1 |
93,2 |
113,3 |
105,6 |
Рентабельность продаж |
15,1 |
14,2 |
15,7 |
-0,9 |
1,5 |
0,6 |
94 |
110,5 |
103,9 |
Рентабельность собственного капитала |
20,2 |
0,15 |
0,35 |
-20,05 |
0,2 |
-19,85 |
0,7 |
233,3 |
1,7 |
Чистая рентабельность продаж |
1,6 |
0,8 |
0,04 |
-0,8 |
-0,7 |
-1,56 |
0,75 |
5 |
2,5 |
Данные таблицы показывают, что рентабельность производства (отношение валовой прибыли к стоимости основных и оборотных средств) за период с 2015 по 2017 год снизилась на 55,7 что говорит о неэффективном использовании основных и оборотных средств. Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к совокупной себестоимости) имеет следующие значения: 2015 г. –17,7, 2016 г. –16,5, 2017 г. – 18,7. За рассматриваемый период показатель увеличился на 1. Рентабельность продаж (отношение валовой прибыли к выручке от продаж) – сумма прибыли, которую предприятие получает с каждого рубля проданной продукции. В 2017 году на ООО
«Патриот» данный показатель был равен 15,7, по сравнению с 2015 годом он увеличился на 0,6. Это свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции на рынке. Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли собственному капиталу), показывает эффективность использования собственных средств. По итогам 2015 года на ООО «Патриот» данный показатель равен 20,2, к 2017 году он снизился до 0,35, что говорит об оптимальном количестве средств собственного капитала у предприятия. Чистая рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке от реализации). Низкие показатели в 2016 (0,8) и в 2017 (0,04) году свидетельствуют о снижении чистой прибыли на предприятии по сравнению с 2015 годом.
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
При характеристике деятельности гостиничного предприятия чаще всего используются показатели для анализа его финансового положения и показатели эффективности хозяйственной деятельности.
Проанализировать эффективность производственно-хозяйственной деятельности гостиничного комплекса можно путем оценки его материальнотехнических, организационно-управленческих и финансово-экономических ресурсов [15, с. 160].
Номерной фонд – основной элемент материально-технической базы отеля. В гостинице «Патриот» имеется 80 номеров «эконом» и «стандарт» класса. Одновременно она может принять 305 постояльцев. Стоимость номеров варьируется от 400 до 2000 руб. за сутки. Средняя стоимость номера 1706 руб. за сутки. Условия временного проживания в гостинице разнообразны, имеются уютные одноместные, двухместные, трехместные, пятиместные и многоместные номера для размещения 10 человек одновременно. Во всех номерах есть отдельное, для каждого постояльца, койкоместо, холодильник, телевизор, бесплатный Интернет. Структура номерного фонда представлена на рисунке 5.
Рис. 5 - Структура номерного фонда
Как показывает рисунок, основа номерного фонда – 2-х местные «стандарт» номера. На их долю приходится 26% от общего количества номеров. Вторая позиция – 2-х местные «эконом» номера (21%). На долю «Улучшенных» приходится 32% от всего номерного фонда, по 13% на 2-х местные и 3х местные номера и 6% – 1-местные. Наименьший процент в общем объеме занимают «эконом» 3-х местный и «стандарт» 1-местный (по 3% соответственно), а так же 1 многоместный номер (1% от всего номерного фонда).
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности гостиницы зависит от процента загрузки ее номерного фонда. На этот показатель влияет ряд факторов, например, месторасположение гостиницы, сезонность, качество и стоимость услуг и т.д. [42, с. 88].
Загруженность номерного фонда гостиницы «Патриот» представлена в таблице 8.
Таблица 8
Загруженность номерного фонда в 2017 году
Тип номера/ Месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Процент загрузки номерного фонда |
25 |
26 |
30 |
33 |
24 |
34 |
33 |
32 |
23 |
40 |
47 |
19 |
В том числе: |
||||||||||||
«Эконом» многоместный |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1,4 |
0 |
«Эконом» 5-и местный |
2,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4 |
8 |
0 |
«Эконом» 3х местный |
5 |
4 |
0 |
5 |
8 |
0 |
5 |
5 |
0 |
3 |
9 |
0 |
«Эконом» 2-х местный |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
«Стандарт «3-х местный |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
4 |
4 |
1 |
«Стандарт «2-х местный |
10 |
9 |
15 |
17 |
9 |
19 |
19 |
14 |
15 |
20 |
16 |
10 |
«Стандарт «1-местный |
2,5 |
5,3 |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4,5 |
2,5 |
0 |
0 |
2,5 |
«Улучшенный» 3-х местный |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
3,3 |
0 |
2,2 |
0 |
1,2 |
0 |
0 |
«Улучшенный» 2-х местный |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6,7 |
0 |
0 |
2,5 |
3,8 |
0 |
2,5 |
«Улучшенный» 1-местный |
0 |
2,7 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3,3 |
0 |
0 |
6,6 |
0 |
Таблица 8 показывает, что максимальная загруженность в гостинице приходится на октябрь и ноябрь – 40% и 47%, соответственно. Это объясняется тем, что именно в это время проходят соревнования по боксу среди школьников. Также из данных таблицы видно, что самый востребованный тип номера среди постояльцев – «стандарт» 2-хместный, в течение всего года процент его заселяемости не опустился ниже 9%.
Одним из основных показателей, характеризующих эффективность деятельности гостиничного предприятия, является показатель «RevPAR». Он рассчитывается как произведение между загрузкой номерного фонда и средней ценой за номер в отеле за рассматриваемый период [9, с. 121].
Расчет данного показателя представлен в таблице 9.
Таблица 9
Расчет показателя RevPAR гостиницы «Патриот»
Наименование показателя |
Года |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2017/ 2015 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2017/ 2015 |
|
Количество номеров, ед. |
80 |
80 |
80 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Количество дней периода, дн. |
365 |
365 |
365 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Доступное количество мест в год, комнато/сутки |
29200 |
29200 |
29200 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Фактическая загрузка, % |
28 |
30 |
31 |
2 |
1 |
3 |
107,1 |
103,3 |
110,7 |
Средняя цена номера, руб. |
1706 |
1706 |
1706 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
RevPAR |
477,6 |
511,8 |
528,8 |
34,2 |
17 |
51,2 |
107,1 |
103,3 |
110,7 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что показатель RevPAR в 2017 году увеличился на 10,7% по сравнению с 2015 годом, что говорит о повышении эффективности деятельности гостиничного предприятия. Это связано с увеличением процента загруженности номерного фонда, который в 2017 году составил 31%, что на 3% больше, чем в 2015 году.[20]
Важная роль при анализе эффективности деятельности гостиницы принадлежит рассмотрению организационно-управленческих ресурсов, основу которых составляют трудовые ресурсы. В таблице 10 представлен штат работников ООО «Гостиница «Патриот».
Таблица 10
Штат работников ООО «Гостиница «Патриот»
Наименование службы |
Штатная единица |
Количество |
Руководитель |
Директор |
1 |
Инженерно-хозяйственная служба |
Заведующий хозяйством |
1 |
Горничная |
6 |
|
Слесарь |
1 |
|
Дворник |
1 |
|
Служба приема и размещения |
Старший администратор |
1 |
Младший администратор |
4 |
|
Дежурный по этажам |
4 |
|
Финансово-экономическая служба |
Главный бухгалтер |
1 |
Помощник главного бухгалтера |
1 |
|
Итого |
21 |
Как показывает таблица, в гостинице функционирует 3 службы. Общая численность сотрудников на предприятии 21 человек. Штат сотрудников оптимален для выполнения поставленных задач.[21]
Один из основных показателей плана по труду фонд заработной платы (сумма вознаграждений, предоставленных работникам в соответствии с количеством и качеством их труда).[22] Руководство гостиницы самостоятельно выбирает систему и формы оплаты труда, планирует сумму средств, выделяемых на заработную плату сотрудников. Фонд оплаты труда ООО «Патриот» представлен в таблице 11.
Таблица 11
Фонд оплаты труда ООО «Гостиница «Патриот»
Должность |
Количество сотрудников |
Заработная плата 1 чел. в месяц |
Сумма з/пл. в месяц |
Отчисления во внебюджетные фонды |
Фонд оплаты труда за год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Директор |
1 |
35480 |
35480 |
10714 |
554328 |
Главный бухгалтер |
1 |
30173 |
30173 |
9112 |
471420 |
Заведующий хозяйством |
1 |
14350 |
14350 |
4333 |
224196 |
Помощник бухгалтера |
1 |
19000 |
19000 |
5738 |
296856 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Старший администратор |
1 |
13590 |
13590 |
4104 |
212328 |
Младший администратор |
4 |
12120 |
48480 |
14640 |
757440 |
Дежурный по этажам |
4 |
11305 |
45220 |
13656 |
706512 |
Горничная |
6 |
10991 |
65946 |
19915 |
1030332 |
Слесарь |
1 |
11880 |
11880 |
3587 |
185604 |
Дворник |
1 |
9550 |
9550 |
2884 |
149208 |
Всего: |
21 |
- |
293669 |
88683 |
4588224 |
Как видно из таблицы 11 фонд оплаты труда за год составляет 4588224 рублей. Средняя заработная плата сотрудников в ООО «Гостиница «Патриот» – 18207 рублей.
Полученная от гостиницы «Патриот», бухгалтерская отчетность (Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах») за период 2015-2017 гг., позволяет оценить финансовоэкономические ресурсы предприятия. Необходимые расчеты сведены и представлены в таблице 12.
Таблица 12
Анализ показателей движения и состояния основных фондов ООО «Патриот»
Наименование показателей |
Метод расчета |
Значение показателя в 2017 году |
Показатели движения |
||
Коэффициент поступления ввода (Квв) |
Стоимость вновь поступивших ОС Стоимость ОС на конец отчетного года |
0,96 |
Коэффициент прироста (Кпр) |
Сумма прироста ОС Стоимость ОС на начало отчетного года |
25,81 |
Показатель состояния |
||
Коэффициент износа (Ки) |
Сумма износа Первоначальная стоимость наличных ОС |
0,12 |
Основные средства были приобретены гостиницей в 2017 году, соответственно, расчет показателей производился только на этот год. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов заключается в анализе показателей отдачи и емкости. Для расчета данных показателей необходимо значение «среднегодовой стоимости основных средств». Формула для определения которой имеет следующий вид (2):
ОC сред = ОC нг + ОC введ * N1 / 12 ОC выб * N2 / 12 (2)
где ОC нг – стоимость основных средств на начало года, тыс.руб;
ОС введ – стоимость основных средсттв, введенных в эксплуатацию в течение года, тыс.руб.;
ОС выб – стоимость выбывших в течение года ОС, тыс.руб.; N1 – число месяцев использования введенных ОС;
N2 – число месяцев, в течение которых выбывшие основные средства не использовались.
Данный показатель на ООО «Патриот» равен 98,6 тыс.руб. Стоимость ОС на начало года была взята из бухгалтерского баланса гостиницы, стоимость введенных в эксплуатацию и стоимость выбывших в течение года ОС были получены из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 [48, с. 93].
Расчет показателей отдачи и емкости ОС в ООО «Гостиница «Патриот» за 2017 год представлен в таблице 13.
Таблица 13
Анализ показателей эффективности использования ОС ООО «Патриот»
Коэффициент |
Метод расчета |
Значение показателя в 2017 году |
Фондовооруженность труда |
Среднегодовая стоимость ОС Среднесписочная численность работников |
46,95 |
Фондоотдача |
Прибыль от продаж Среднегодовая стоимость ОС |
23,26 |
Фондоемкость |
Среднегодовая стоимость ОС Прибыль от продаж |
0,04 |