Файл: Система менеджмента качества предприятия (Миссии предприятия и системы его целей. Формирование целей в области качества).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
2. Миссии предприятия и системы его целей. Формирование целей в области качества
Взаимодействие документов макропроцесса « Производство продукции »
Описание практики « Технологическая подготовка производства»
Описание практики « Производство»
Описание практики «Контроль качества»
Организация внутренних аудитов СМК
Цель действия- обеспечение качества распоряжения.
Действие Г2: Производственная лаборатория получает распоряжение и проверяет объемную долю этилового спирта:
- в спирте “Люкс” – 96,3%
- “Экстра” – 96,5%
- Высшей очистки – 96,2%.
Все виды спирта должны выдерживать пробу на чистоту с серной кислотой и не содержать фурфурола.
В случае несоответствия требованиям процесс производства останавливается и выясняются причины нарушения.
Цель действия- обеспечение качества продукции.
Время исполнения: Производится во время процесса, поэтому сроки не определены.
Действие Г3: Производственная лаборатория получает распоряжение и проверяет внешний вид продукции.
Спирт представляет собой прозрачную жидкость без посторонних частиц. В случае несоответствия требованиям процесс производства останавливается и выясняются причины нарушения.
Цель действия- обеспечение качества продукции.
Действие Г4: Производственная лаборатория получает распоряжение и проверяет вкус и запах.
Спирт должен быть высшей очистки, без привкуса и запаха посторонних веществ. В случае несоответствия требованиям процесс производства останавливается, и выясняются причины нарушения.
Цель действия- обеспечение качества продукции.
Действие Г5: Если были обнаружены нарушения ТП, начальник цеха составляет отчет о нарушении ТП. В отчете указываются нарушения, причины нарушения и способы их устранения.
Цель действия- обеспечение качества подготовки отчета.
Действие Г6:Начальник отдела производства получает отчет о нарушениях ТП, проводит анализ полученной информации. После этого он дает распоряжение инженеру на устранение нарушений.
Цель действия- обеспечение качества принимаемых решений.
Действие Г7:Начальник отдела производства формирует требования по качеству готовой продукции и разрабатывает методологию контроля, методы и нормы контроля на каждом этапе производства. Цель- получение качественной продукции.
Цель действия- обеспечение качества требований.
Действие Г8: Специалист по контролю качества проверяет все данные, которые ему отправила производственная лаборатория и делает анализ о браке на основе полученной информации. Если найдены несоответствия, то проверяется вся партия продукции. Если же несоответствий не обнаружено, то продукция отправляется обратно на производственный участок, где она заполняется в специальные тары.
Цель действия- обеспечение качества произведенной продукции
Действие Г9: Специалист по контролю качества готовит отчет о браке, если он есть, в котором указываются возникшие нарушения, их причины и способы устранения.
Цель действия- обеспечение качества отчета, обеспечение руководства информацией.
Действие Г10: Начальник отдела производства получает отчет о браке и проводит анализ полученной информации. После этого он дает распоряжение на устранение нарушений.
Цель действия- обеспечение качества принимаемых решений.
Действие Г11: После того как готовая продукция прошла проверку или же когда были устранены все нарушения, специалист по качеству отправляет ее на склад, прикладывая накладные по поставке на склад.
Цель действия- обеспечение качества складирования и документации.
Начальник отдела производства
Производственная лаборатория
Специалист по контролю качества
Г1:Разработка методологии контроля процесса производства
Г4: Контроль вкуса и запаха
Г5: Подготовка отчетов о нарушении ТП
Г3: Контроль внешнего вида продукции
Г2:Контроль объемной доли этилового спирта
Удовл. ли качество?
Г7: Подготовка требований по качеству продукции
Г6:Получение отчетов о нарушении ТП и принятие мер по их устранению
Г8:Контроль полученных данных о качестве продукции
Нарушен ли ТП?
Г9:Подготовка отчетов о браке
Г11:Отправка на склад
Г10:Получение отчетов о браке и принятие мер по их устранению
Да
Нет
Да
Нет
Рис.16 Описание практики «Контроль качества» на ООО «СпиртПром»
6. Оценивание соответствия сети процессов СМК
Оценивание уровня соответствия сети процессов СМК заключается в оценивании соответствия процессов СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 с учетом уровня менеджмента процессов. Оценивание проводится для каждого процесса СМК, каждого макропроцесса СМК и СМК в целом.
Суммарная оценка процесса СМК складывается из оценок соответствия процесса отдельным группам требований. Отдельная группа требований включает отдельное требование ГОСТ Р ИСО 9001 (пункт или несколько пунктов стандарта). Оценка соответствия процесса отдельной группе требований определяется по двум оценкам в соответствии с таблицей 3. Первая оценка характеризует уровень документирования процесса при выполнении группы требований, вторая оценка характеризует фактический уровень выполнения (менеджмента) группы требований.
Уровень документирования процесса при выполнении группы требований оценивается в 2 балла на ООО «СпиртПром». Требования к процессу в основном документированы.
Уровень выполнения менеджмента – 2 балла. Выполнение документированных требований, применение корректирующих и регулярных предупреждающих мероприятий, направленных на непрерывное повышение качества продукции.
Оценка соответствия процесса СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 равна 4.
Критические несоответствия возникают редко и оперативно устраняются.
Процесс при выполнении такой группы требований рентабельный. [4]
7. Определение содержания документации СМК
Документация системы менеджмента качества – комплект документов, необходимых для надлежащего функционирования системы менеджмента качества и обеспечения качества продукции. Документом системы качества считается любой материальный носитель, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию.
Для того чтобы все необходимые действия по выполнению требований заказчика были выполнены, они должны быть задокументированы. Иначе эти действия (работы, процессы, подпроцессы) будут выполняться случайным образом и давать непрогнозируемый результат.
При разработке, проверке и утверждении документации необходимо соблюдать следующие правила. Каждый документ следует рассматривать с точки зрения максимальной полезности и оптимальных трудозатрат на его создание и исполнение. Содержание документа, регламентирующего какую-либо деятельность, должно быть, по возможности, кратким и понятным для исполнителя. Система документов должна быть построена оптимальным образом, чтобы исключить возможности:
а) неоднозначного толкования содержания документов и взаимодействия исполнителей;
б) отсутствия необходимых документов на рабочих местах;
в) несогласованности в текстах смежных документов;
г) незнания персоналом своих действия в штатной и нештатных ситуациях.
Критерий правильности документа, регламентирующего любую деятельность: документ можно использовать для обучения вновь принятых сотрудников без дополнительных пояснений. Если новый сотрудник, имеющий начальную профессиональную подготовку, после прочтения документа способен выполнять данную деятельность, значит, и документ, и сотрудник соответствуют предъявленным требованиям. Если же нет, то от одного из них нужно отказываться: или от сотрудника, или от документа. Запрещается утверждение, выпуск и использование документации, не согласованной с соисполнителями (подразделениями в лице их руководителей). Все разногласия при разработке и выпуске документации должны быть сняты путем переговоров на этапе согласования. В ином случае — документ бесполезен, смежное подразделение не будет его исполнять или будет, но «максимально неэффективным образом», т.е. тихо саботируя.
Для этого в организации должен быть установлен порядок разработки, согласования, утверждения, рассылки, ведения и аннулирования документации, обеспечивающий максимально эффективное её использование.
Документация СМК включает:
- Политика в области качества
- Цели в области качества определяемые руководством
- Руководство по качеству
- Нормативные документы
- Документы необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
- Записи соответствующие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001- 2000
Руководство по качеству.
Порядок разработки и требования к руководству по качеству изложены в МС ИСО 10013:1995. Хотя этот стандарт относится к МС ИСО серии 9000 версии 1994 г ., в нем есть много полезной информации, которую можно использовать и сегодня.
Для предприятия «СпиртПром» можно рекомендовать следующее:
В качестве схемы для разработки руководства по качеству использовать МС ИСО 9001:2000.
Руководство по качеству разрабатывается последним и представляет собой компиляцию из описаний процессов организации. Такой подход позволяет:
а) после создания системы документации проверить ее полноту и выполнение всех требований МС ИСО 9001:2000;
б) сократить время на попытки внедрения «перспективных» идей руководства по созданию системы управления «как должно быть». Очень часто такие идеи бывают нежизненными из-за оторванности от реального положения дел и хода событий.
Руководство по качеству является ценным инструментом который позволяет предприятию достичь установленных целей и задач в области качества.
Термины и определения
Нормативная документация- документация содержащая правила, общие принципы, характеристики касающиеся определенных видов деятельности или их результатов.
Нормативная документация может быть внешнего и внутреннего происхождения.
Записи по качеству- документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
Записи по качеству - документация, необходимая для функционирования организации. Такой термин использован в МС ИСО серии 9000 для обозначения документации — носителя информации, появляющейся в ходе деятельности организации. В ней фиксируют свершившиеся события и по своей сути она — неизменна. Процедура управления записями по качеству является обязательной в соответствии с МС ИСО 9001:2000 и включает следующие требования по установлению:
- видов документов, необходимых для получения объективной информации о деятельности организации и эффективности СМК;
- форм сбора информации.
- ответственности за сбор и регистрацию первичной информации, ее обработку и представление руководителю для принятия решения, а также способов обработки и представления, которые помогают руководителю быстро и адекватно ее проанализировать.
- места и сроков хранения записей по качеству.
Виды записей по качеству, формы сбора и обработки информации, ответственных за эту работу, места и сроки хранения целесообразно установить в документах, регламентирующих процессы. Ответственность за работы, связанные с формированием записей по качеству, должна быть отражена в соответствующих должностных и рабочих инструкциях персонала.
Для облегчения учета и поиска документов им присваивают номера и индексы. При присвоении документам номеров следует учитывать условные номера подразделений, ответственных за создание и хранение этих документов.
Положение о подразделении- документ, определяющий правовое положение подразделения, устанавливающий закрепленные за подразделением виды деятельности, перечень функций, структурных элементов, полномочия и ответственность работников и руководителей за выполнение возложенных на них обязанностей для достижения целей.
Должностная инструкция- нормативный документ, устанавливающий профессиональные требования к работнику и определяющий его функции, права, обязанности и ответственность.[5]
Управление документацией
Документы системы менеджмента качества должны управляться.
Записи- специальный вид документов и они должны управляться согласно требованиям ,приведенным в пункте 4.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2000.
Для определения необходимых средств управления разработана документированная процедура, которая предусматривает:
- Официальное одобрение документов;
- Анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;
- Обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицированными;
- Обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
- Предотвращение непредметного использования устаревших документов.
7.3 Управление записями
Записи определены и поддерживаются в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества.