Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ международных конкурентных стратегий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Два момента, способны определить конкурентную стратегию фирмы:

- структура отрасли, в которой фирма действует;

- позиция, которую занимает в пределах отрасли, сама фирма [16, с.114].

Портер отмечает, что в любой отрасли экономики, выбранная конкурентная стратегия фирмы, необходимая для работы на внутреннем или внешнем рынках, должна найти противоядие, для пяти сил, а именно:

1) угроза появления на рынке новых конкурентов;

2) угроза появления товаров и услуг, которые будут заменителями;

3) способность поставщиков разных комплектующих, узлов и прочего, осуществлять торг;

4) способность покупателей торговаться;

5) соперничество конкурентов, которые уже имеются, между собой [16, с.123]

Значение каждой из перечисленных выше сил, способно меняться от отрасли к отрасли. Но именно эти силы, способны определять, прибыльность отрасли. Любая компания, должна стремиться, к точному выбору своей позиции в отрасли. В конечном счете, именно это и способно определить ее преимущества, или их отсутствие.

Конкурентное преимущество, подразделяется на два основных вида:

- значительно низкие издержки;

- дифференциация товаров.

Низкие издержки, способны отразить способность фирмы, осуществлять выпуск сравнимого товара, с меньшими затратами (чем у конкурентов).

Дифференциация - это способность по обеспечению покупателя, уникальной, а также большей ценностью, в виде нового качества товара, и новых потребительских свойств.

Фирмы, путем нахождения новых способов конкуренции в своей отрасли, добиваются конкурентного преимущества. Другими словами, фирмы делают нововведения. Нововведение, способно привести к смене лидерства в конкуренции.

К наиболее распространенным причинам, которые требуют от фирм введения различных инноваций, Портер, относит следующие:

1) появление новых технологий;

2) новые (измененные) запросы у покупателей;

3) появление другого (нового) сегмента в отрасли;

4) изменения стоимости, или наличия компонентов производства;

5) изменение регулирования со стороны государства.

Под конкуренцией, Портер подразумевает, не само равновесие, а происходящие постоянно перемены. Страна базирования фирмы, в которой происходит разработка стратегии, располагается основная продукция, а также технология производства, и в которой находится необходимая рабочая сила (обладающая навыками), играет важную роль, в стимулировании совершенствования, а также обновления.

В теории, выделяются четыре свойства страны, формирующих среду конкуренции среди местных фирм, и оказывающих влияние, на ее успех на международной арене. Портер, называет их- детерминантами конкурентного преимущества страны. Он вводит понятие- национальный ромб (рис.1). Такой ромб, заключен в "...четырех атрибутах страны, которые каждый в отдельности, и все вместе, составляют основу конкурентных преимуществ страны (то пространство, которое государство, создает и поддерживает, для своих отраслей)" [16, с.128]




Рис. 1 Ромб конкурентных преимуществ страны

Портером, были выделены «атрибуты», в последствии составившие вершины ромба.

- Условия для факторов производства. Данный атрибут, характеризует позицию страны, по основным факторам производства. К таким факторам относится: квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры. Данные факторы, являются необходимыми, для успешной конкурентной борьбы.

- Состояние спроса. Это характеристика спроса, имеющегося на внутреннем рынке, для продукции или услуг, выпускаемых отраслью. Под понятием «характер спроса», имеется в виду, не только его объем, а также структура. Также, под этим понятием, подразумевается качества потребителя, его зрелость, осведомленность о товаре, квалифицированность, требовательность к товару.

- Родственные и поддерживающие отрасли. В виду имеются отрасли поставщики исходных компонентов, необходимых для производства товаров, а также отрасли, которые осуществляют после продажное обслуживание товаров. Присутствие в стране отраслей поставщиков, всегда благоприятно сказывается, на абсолютно любой отрасли экономики.

- Условия для стратегии, структуры, соперничества. Условия для соперничества существующие в стране, (а именно: политика государства в области конкуренции, и антимонопольная политика) а также между компаниями, их структуры (географические условия), стратегии.

Для того, чтобы добиться успешного развития абсолютно любой отраслей экономики, стране необходимо обладать преимуществами для данной отрасли, во всех четырех компонентах ромба.

Портер, в своей работе «Competitive Advantage of Nations», производит развитие понятия жизненного цикла страны. Характер конкурентоспособности, фактически определяется, той стадией жизненного цикла, на которой страна находится. Портером, выделяются следующие четыре стадии, относящиеся к жизненному циклу страны:

1) Стадия факторов производства. Страны, которые находятся на данной стадии, прежде всего, конкурируют по факторам производства, а именно: стоимость рабочей силы, плодородность земли и т.п.

2) Стадия инвестиций. На данной стадии, конкурентное преимущество экономики, основывается на готовности, а также способности национальных фирм, к агрессивному инвестированию, а именно: современное, эффективное оборудование, лучшая технология, которые можно приобрести, на мировом рынке. Также, сюда можно отнести: покупку лицензий, создание совместных предприятий, другие средства по повышению конкурентоспособности, более современных, а также специализированных отраслей, и сегментов.


3) Стадия нововведений. На этой стадии, происходит возрастание разнообразия потребительского спроса. Это происходит в связи с ростом личных доходов, а также повышением уровня образования, и стремлением к комфорту. немаловажную роль, играет стимулирующая роль внутренней конкуренции.

4) Стадия богатства. Достигнутое изобилие, является движущей силой экономики. Ослабление соперничества, является результатом обращения большего внимания, сохранению своих позиций, чем их усилению.

Портер, основываясь ан таком разделении стран, формулирует рекомендации, по их экономической политике, и выделяет типовые политические приоритеты (в рамках каждого из видов):

- для экономики, которая находится на стадии факторов, создание, а также поддержание общей политической, и макроэкономической стабильности, и достижение верховенства закона. Также, сюда необходимо отнести достижение высокого уровня физической инфраструктуры, общего образования; открытие рынков для всех; создание условий, необходимых для ассимиляции (заимствования) технологий мирового класса;

- для экономики, которая находится на стадии инвестиций, инвестирование в совершенствование инфраструктуры, а также научно-исследовательских мощностей; создания возможностей, для опережения зарубежных технологий и т.п.;

- для экономики, которая находится на стадии нововведений, создание исследовательских ресурсов мирового класса; создание условий для развития особенных стратегий для национальных фирм и т.д.

1.3 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности

Способность любой компании, удержать конкурентное преимущество, может быть определено, посредством трех факторов:

1) источник преимущества, который может быть как низкого, так и высокого ранга. Преимуществами низкого ранга, является дешевая рабочая сила (или сырье). Это относится к низкому рангу в связи с тем, что всегда, можно найти еще более дешевую рабочую силу, или осуществить внедрение технологии, которая способна свести на нет, преимущества в дешевом сырье (различные сберегающие технологии, инновации, использования вторсырья). К примеру, Япония не имеет своего газа. Она на мировом рынке, покупает сжиженный. Она закупает газ, который дороже чем в России, в 4 раза. А те энергосберегающие технологии, которые Япония использует, дают возможность выпускать товар, который по ценам, сравним с российским.


Преимущества которые относятся к высокому рангу, можно удерживать на протяжении долгого времени. К таким преимуществам, можно отнести: запатентованную технологию дифференциация товаров и услуг, репутацию фирмы, проведение глубокого маркетинга [5, с.104]. Такие преимущества являются возможными, только при условии осуществления долговременных, интенсивных капиталовложений, а также наличия больших навыков, профессионального персонала, и т.п.

2) количество явных источников по конкурентному преимуществу, которые имеются у компании. Если осуществлять опору только на одно определенное преимущество, то фирмы являющиеся конкурентами, обязательно это преодолеют. В том случае, когда конкурентов много, задача значительно усложняется.

3) осуществление постоянной модернизации производства. Фирма, должна создавать свои преимущества, со скоростью, которая позволит ей находится впереди своих конкурентов. Зачастую, потеря лидерства фирмы на рынке, может произойти из-за того, что она упустила инициативу, из-за боязни внесения постоянных поправок, в свою стратегию.

Те основные принципы конкурентной стратегии фирмы, которые приведены выше, существуют вне зависимости от того, действует фирма на внутреннем рынке, или внешнем. Необходимо иметь в виду то, что число конкурентов на внешнем рынке, будет намного больше, чем число конкурентов, на внутреннем. В тоже время, добиться преимуществ на внешнем рынке, не возможно, если нет преимуществ, на внутреннем. Преимущества фирмы на внутреннем рынке, способны усиливать позиции компании, в международных делах. Портер, правомерно уделял особое внимание, конкуренции фирм на мировом рынке. Из этого, можно выделить ряд основных позиций.

В различных странах, формы международной конкуренции, сильно разнятся. С одной стороны, существует ряд компаний, которые осуществляют незначительные по своему объему, международные операции. Например, осуществляют торговлю простыми изделиями из металла (лопаты, совки, грабли и т.д.). В этом случае, речь о национальных преимуществах, не стоит. В тоже время, глобальные отрасли (авиатехника, автомобилестроение, телевизоры, станкостроение, и т.п.), которые представляют арену для суровой борьбы между фирмами различных стран. В этом случае, от компании, требуется глобальная стратегия, которая основана на двух принципиальных позициях.

Одна фирма, способна добиться, глобального преимущества, путем выгодного размещения различных видов деятельности, в различных странах, для наилучшего обслуживания мирового рынка. А вот другая фирма, уже должна будет стать способной, осуществлять координацию деятельности филиалов, которые разбросаны по всему миру.


Что же касается первой позиции, то компания, изначально должна решить важную задачу: стоит размещать свои филиалы в одной-двух странах, или же во множестве стран. Вследствие этого, возникает вопрос, в каких же именно странах? Портер, весьма объемно и точно, исследует данные положения, как конфигурацию деятельности компаний, при глобальной стратегии. Он особо отмечает то, что компания, способно добиться успехов на международном рынке в том случае, когда условия в стране ее базирования, напрямую благоприятствуют, проведению наилучшей стратегии фирмой.

Страна, может иметь успех в тех отраслях, в которых ее преимущества, в качестве национальной базы, будут иметь вес, в других странах, и в которых усовершенствования (нововведения), отвечают международным потребностям. Для того, чтобы достичь международного успеха, фирмам необходимо преобразовать лидерство, которое достигнуто на внутреннем рынке, в лидерство, на международном рынке. Это является возможным, при помощи глобальной стратегии, которая правильно разработана [1, с.21].

На сегодняшний день, значительную практическую значимость, в плане оценки конкурентоспособности, имеют ежегодные исследования, которые проводятся Всемирным экономическим форумом, а также Международным институтом развития менеджмента. В них, конкурентоспособность, рассчитывается в качестве обобщенного рейтинга страны, по широкому перечню как качественных, так и количественных показателей.

Такие сопоставления главным образом способны провести: Международный институт развития менеджмента (г. Лозанна) а также Всемирный экономический форум (ВЭФ). Данные институты, ежегодно подготавливают доклады, касающиеся мировой конкурентоспособности. В рамках данных докладов, различные страны, сопоставляются по большому количеству как количественных (которые получены по данным статистики), так и качественных (которые получены в результате опроса) данных. Это происходит по 194 показателям в докладе ВЭФ, и по 314, в докладе международного института развития менеджмента.

В рейтингах конкурентоспособности, который готовит Всемирный экономический форум, все 194 индикатора, распределены по следующим 12 группам:

1) Характеристика фирм. В данной группе, производят характеристику структуры стратегий национальных фирм, а также специфику прямых иностранных инвестиций.

2) Базовые индикаторы стран. Они содержат данные, касающиеся темпов роста прибыли, наиболее бедной части населения. Также, они включают в себя инфляционные ожидания, дифференциацию доходов, ВВП.