Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ международных конкурентных стратегий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы курсового исследования, заключается в том, что одной, из наиболее мощных сил, которая оказывает влияние на организации в современных условиях развития мировой экономики, выступает глобализация конкуренции.

Современная конкуренция, в качестве неотъемлемого атрибута мирового рынка, и в качестве формы рыночных процессов, характеризуется большой масштабностью, динамикой и остротой.

Масштабность современной конкуренции, обусловлена повсеместным ростом, числа участников внешнеторговых операций. А вот особую динамику конкуренции, придает научно-технический прогресс.

В результате действия конкуренции, происходит падение стоимости транспорта, и связи. Помимо указанного, происходит наращивание как информационных, так и технологических потоков, через границы государств. Также, осуществляется дальнейшая унификация национальных инфраструктур, и постепенное снижение как торговых, так и инвестиционных барьеров. Результатом таких изменений, является заметный рост международной торговли, и вложения инвестиций.

Неудивительным является тот факт, согласно которому при дальнейшей глобализации конкуренции, исследования, а также корпоративная практика, в области международной стратегии, для множества компаний приобретают большее значение.

Компании, идут к распространению своей деятельности, на международные рынки. Это происходит по любой из трех основных причин. А именно: завоевание новых рынков, конкурентная потребность по снижению затрат, желание получить доступ, к природным ресурсам других стран. Вне зависимости от того, какой цели следует компания, международная стратегия, должна соответствовать существующей ситуации. Особое внимание, должно быть уделено существующим и изменяющимся различиям в потребностях, у покупателей, каналам по распределению товара, долгосрочному потенциалу.

Целью данной курсовой работы, является изучение конкурентных стратегий на мировых рынках.

Объектом курсовой работы, являются особенности проявления международной конкуренции, в современных условиях.

Предметом исследования курсовой работы, являются международные конкурентные стратегии, в качестве средства эффективности конкурентной борьбы.

Для того чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

- изучить научно-теоретические основы конкурентной борьбы, на мировом рынке;

- провести анализ международных конкурентных стратегий;


- рассмотреть теорию международной конкуренции Портера

- изучить факторы, а также индикаторы международной конкурентоспособности

Теоретической основой для курсового исследования, выступают разработки ведущих ученых, в области международных экономических отношений.

Методологическую основу, составляет диалектический метод познания, который предопределяет изучение экономических явлений, в их постоянном развитии, а также взаимной связи. В работе были использованы общенаучные методы по сравнительному анализу, и методы индукции и дедукции.

Структурно, курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке.

1.1. Конкуренция и конкурентоспособность.

С распадом СССР, начался процесс по либерализации внешних экономических связей. Новая Россия, начала переход к системе рыночного хозяйствования. Начал проявляться сильный интерес к сферам, охватывающим понятие конкуренция, и конкурентоспособность.

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») - обозначает борьбу, соперничество в определенной области, с получением какой-либо выгоды [12, с.72].

Конкуренция, является органически присущим свойством, абсолютно любого экономического субъекта, хозяйствующего как в условиях рыночной, так и в условиях смешанной экономики. То есть в тех условиях экономических систем, которые присущи практически всем странам мира.

Конкуренция в качестве экономического понятия - является соперничеством субъектов рыночных отношений. Такое соперничество, происходит за лучшие условия, а также результаты коммерческой деятельности [5, с.104].

Понятие «конкуренция», плотно связано с таким понятием, как «борьба». Данная борьба, существует между всеми экономическими субъектами. К примеру, борьба за потребителей между производителями, борьба между государствами, за максимальную выгоду от ведения внешней торговли. В подобной борьбе, при рыночных отношениях, безусловно является целью абсолютно любого хозяйствующего субъекта, будь это фирма, отрасль, страна.


С одной стороны, результатом конкуренции, выступает обострение как производственных, так и рыночных отношений. С другой стороны, результатом конкуренции, является повышение результативности хозяйственной деятельности, ускорение технического прогресса.

Неоспоримо, что сущность, формы, мeтоды конкуренции, изменяются вместе с меняющейся экономикой. Таким образом, на определенных исторических промежутках времени, развивалась свободная конкуренция. В дальнейшем, экономика склонились к монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция, со временем начала вытесняться, неценовой конкуренцией. Другими словами, качество, уровень услуг которые предоставляются, и многое другое, стало играть большее значение. Достаточно мощным толчком к развитию, послужило совершенствование техники, науки, введение инноваций.

Конкуренция, как элемент механизма регулирования рынка, является необходимым, весьма важным и органичным. Хотя, на рынках разных стран, и на разных рыночных ситуациях, данный феномен, проявляться будет по большей части в форме, чем по содержанию.

Само понятие "конкуренция", можно определить, в качестве экономического процесса по взаимодействию, взаимосвязи, взаимной зависимости, а также борьбы, между субъектами, которые выступают на рынке. Взаимодействие субъектов на рынке, происходит для того, чтобы обеспечить наилучшие возможности, для сбыта выпускаемой продукции. Также, к выпуску продукции и её сбыту, можно отнести удовлетворение различных потребностей покупателей, и получение большей прибыли.

Под словом "продукция", часто понимаются товары, что-то, что является материально осязаемым. В тоже время, необходимо обратить внимание на то, что в этом смысле, необходимо понимать также услуги. Именно на рынке услуг, в последнее время, ведется весьма обостренная конкурентная борьба. В мире, существует десятки тысяч компаний, которые поставляют свои услуги, в какой-либо области деятельности. Абсолютно любой грузоотправитель, а также международный экспедитор, может сразу назвать с десяток компаний, остро конкурирующих на мировом транспортном рынке, за каждого клиента.

К списку конкурирующих сфер, также необходимо отнести, прямые и портфельные инвестиции, которые происходят на рынке. На них, тоже происходит своя конкуренция, борьба за клиентов. Естественно, что в определенные страны, наиболее привлекательные, инвестиции идут мощнейшим потоком. А вот в менее привлекательные для инвестиций, слабеньким ручейком. Также острая конкуренция, находится в области продвижения научных исследований, и различных идей. Такой аспект, не каким образом, не вызывает сомнений странах, в которых существует достаточно объемный рынок различных научных идей.


Понятие «конкуренция», находится в тесной взаимной связи, с понятием «конкурентоспособность». В любом противоборстве, есть свои лидеры и отстающие. Точно также и в конкуренции. В данном смысле, понятие "конкурентоспособность", указывает на потенциал экономического субъекта, который создает предпосылки для выигрыша, в данной конкурентной борьбе.

Если говорить по отношению к организации, то её конкурентоспособность, может быть определена, её возможностью, на безубыточную реализацию своего товара на рынке, и тем самым, получать на нем, существенную долю прибыли, и на протяжении длительного времени, быть прибыльной.

На макроэкономическом уровне, конкурентоспособность, способна отражать благоприятные позиции национальной экономики, в системе международных отношений. Также, она может отражать позиции в сфере внешней торговли, внешних экономических связей, которые складываются, в процессе конкурентной деятельности, хозяйствующих субъектов.

В качестве показателя весьма эффективного функционирования национального хозяйства, а также его субъектов, выступает конкурентоспособность национальной экономики. Именно увеличение уровня национальной конкурентоспособности, выступает главной целью экономической политики, большого количества развитых стран.

На сегодняшний день, к конкурентоспособным странам, относятся те страны, которые не только соответствуют критериям, упомянутым выше, но также имеют возможность, по постоянному наращиванию темпов экономического роста, увеличению занятости населения, увеличению реальных доходов своих граждан.

На данный момент, в научных кругах, пока еще не сложилось общепризнанного определения понятия "конкурентоспособность национальной экономики". Его природа, является весьма многогранной, много аспектной, разносторонней. В тоже время, можно использовать, следующее понятие: "конкурентоспособность национальной экономики - это концентрированное выражение такого потенциала как: экономический, научно-технический, производственный, управленческий, которым обладает, какая-либо страна, и который, реализуется в товарах и услугах, успешно противостоящих иностранным товарам, конкурирующим с ними как на внутреннем, так и на внешнем рынках [8, с.179].

1.2 Теория международной конкуренции Портера.


Ценность данного исследования, заключается в его возможности дать ответы на большое количество вопросов, возникавших у ученых экономистов, в 1980-e годы. К примеру, что оказывает влияние на международную торговлю; каким образом взаимодействует государство с национальными компаниями, при выходе на мировые рынки; почему на мировых рынках, смогли закрепится фирмы одних стран, и почему это не получается у других и стран, и т.п.

Теория международной конкуренции, по праву отождествляется, с именем Портера. Но, стоит отметить, что даже автор данной теории отмечается немалый вклад более 50-ти ученых- экономистов в ее построении из не менее 10 стран. Они провели анализ проблемы конкуренции, на уровне более ста различных отраслей, а также подотраслей экономики. В результате этого, совместные усилия большого количества ученых, дали возможность создать по настоящему успешный научный продукт. Данный продукт, достаточно сложно подвергнуть серьезной научной критике. Возможно, именно этим обстоятельством, объясняется весьма широкое распространение, идей высказанных Портером, а также ссылки на них, во множестве научных публикаций и учебниках. Для раскрытия темы, рассмотрим основные положения, заложенные в указанную теорию.

Согласно одного из основных положений, проведенного Портером исследования, касающегося проблем развития международной торговли, следует: что на международном рынке, конкурируют фирмы, но не страны [16, с.104] Необходимо осмыслить, каким образом, фирма создает, а также удерживает, конкурентное преимущество. Это необходимо для того, чтобы понять роль страны, в данном процессе.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, те конкурентные возможности, которые имеются у фирм, не ограничены пределами их страны базирования. Основополагающей идеей этой теории, выступает исследование конкурентных преимуществ фирм, в глобальных масштабах. Для того, чтобы понять природу конкуренции, необходимо исследовать ту отрасль, в рамках которой, работает фирма. Это необходимо в связи с тем, что именно в ней, сосредоточены те конкуренты, которые выпускают аналогичную продукцию. В таком же контексте, рассматриваются продукция, имеющая сходные источники по конкурентному преимуществу, а также родственные отрасли (которые имеют, тех же покупателей, или похожие каналы по сбыту). К примеру, ПВД (полиэтилен высокого давления), используется в производстве факсимильных аппаратов, различных деталей, для карьерных самосвалов или самолетов. В тоже время, для производства ПВД, необходимо оборудование, способное лить пластмассу под давлением. Таким образом, появляется конкурентное поле.