Файл: Управление эффективностью организации гостиничного бизнеса (Теоретические основы управления гостиничным бизнесом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наделяя своих подчиненных работой, руководитель должен быть уверен в их профессиональном уровне; именно поэтому в этом случае подбирается сильная и квалифицированная команда.

К недостаткам широкого масштаба управляемости можно отнести перегруженность руководителя решением рутинных задач. Развитие ситуации в этом направлении может привести к потере контроля над подчиненными.

Иерархия уровней является одним из важнейших условий эффективности структуры управления. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой могут приниматься самостоятельные решения без обязательного их согласования с высшим руководством [Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристического бизнеса / Д.П. Стригунова. - М.: КНОРУС, 2012. 111 с.].

Количество уровней определяют «этажность» структуры управления. При прочих равных условиях «этажность» структуры управления является обратно пропорциональной ее общей эффективности. При большом количестве уровней имеется опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и обратно [Сфиева З.Х. Особенности управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2015. - № 2 (31). – С. 21.].

На предприятиях гостиничного бизнеса используются две системы распределения прав и обязанностей по уровням иерархии.

Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема аналогична «ёлочке» (рис. 6) [Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. - М.: ПрофОбрИздат, 2011. 118 с.]. Принцип единого подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение только от одного руководителя исходя из этого, система «ёлки» построена таким образом, что руководитель высшего уровня принимает на себя только часть прав и ответственности руководителя низшего уровня [Роглев Х.Й. Основы гостиничного менеджмента / Х.Й. Роглев. - Киев: Кондор, 2009. 213 с.].

Рис. 6 – Система управления «елочка»

Рис. 7 - Система управления «матрешка»

Уровни управления: 1- владелец, 2 - генеральный директор,

3 - директор хозяйственной службы, 4 – горничные

- зона поглощения полномочий нижестоящего уровня вышестоящим уровнем


- зона прав и ответственности данного уровня иерархии

Вторая система - система двойного или многочисленного подчинения («матрешка») - построена так, что руководитель высшего уровня почти полностью берет на себя права и ответственность всех руководителей низших уровней. Система предполагает наличие двух и более лиц, которые имеют одинаковые полномочия относительно объекта управления [Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. - М.: ПрофОбрИздат, 2011. 178 с.].

Такое положение приводит к принятию окончательного решения на высшем уровне, что позволяет осуществлять тотальный контроль.

Значительное влияние на эффективность структуры управления производит взвешенное сочетание централизации и децентрализации управления.

Централизация - это концентрация прав по принятию решений, сосредоточение властных полномочий на высшем уровне управления предприятием.

Децентрализация - это передача или делегирование прав и ответственности за принятие ключевых решений ниже уровням управления [Сенин В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. 318 с.].

При избрании организационной структуры или осуществлении ее реструктуризации следует учитывать факторы, влияющие на уровень децентрализации управления, а именно [Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. - М.: ПрофОбрИздат, 2011. 180 с.]:

- мера унификации: желаемый уровень неповторимости услуг;

- размеры предприятия: на крупных предприятиях решения принимаются значительным числом руководителей разного уровня, поэтому их трудно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;

- наличие руководителя высокого уровня и квалификации;

- использование приемов контроля: чем шире есть возможности по контролю, тем большей степени децентрализации можно достичь [Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Мн.: Новое знание, 2012. 128 с.].

Важное место в эффективности функционирования структуры управления занимает проблема установления отношений между отдельными подразделениями предприятия.

На эти отношения влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень сотрудничества между подразделениями (интеграция) [Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием / Р.Я. Вакуленко, Е.А. Кочкурова. – М.: Логос, 2008. 211 с.].


Все это вместе взятое способствует повышению эффективности структуры управления, проявляется во взаимодействии предприятия с внешней средой.

Итак, по итогам вышесказанного представляется целесообразным сделать следующий вывод: эффективность структуры управления определяется эффективностью таких элементов ее жизнедеятельности, как разделение труда и специализация; связи между составляющими и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия уровней; распределение прав и обязанностей; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

Сама по себе каждая гостиничная услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуг, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, оздоровительные услуги и др.) не может удовлетворить все потребности туриста.

В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных гостиничных услуг в единый комплекс с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов.

Управление эффективностью гостиничного бизнеса на примере ООО «Гостиница «Сибирь»

Общая характеристика и анализ организационной структуры управления ООО «Гостиница «Сибирь»

Объектом практического исследования курсовой работы является ООО «Гостиница «Сибирь».

Используемые методы исследования: наблюдение, изучение материалов о деятельности ООО «Гостиница «Сибирь», размещенных на ее официальном сайте hotel-sibir.tomsk.ru (рис. 8) [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)].

Рис. 8 – Главная страница официального сайта

ООО «Гостиница «Сибирь»,

В рамках проведенного исследования выбранные методы позволяют наиболее полно изучить деятельность ООО «Гостиница «Сибирь» как пример гостиничного бизнеса на предмет управления эффективностью его организации.


Общая характеристика: ООО «Гостиница «Сибирь» зарегистрирована 26 августа 1992 года. Регистратор – Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску Томской области.

Адрес: г. Томск, пр. Ленина, 91; тел/факс +7 (3822) 52-72-25;
е-mail: hotel-sibir.tomsk@yandex.ru.

Организационно-правовая форма: общества с ограниченной ответственностью.

Классификация по ОКОГУ: организации, учрежденные гражданами.

Вид собственности: частная собственность.

ОГРН: 1027000885603

ИНН: 7017000080

КПП: 701701001

ОКПО: 03305438

ОКАТО: 69401372000

Директор ООО «Гостиница Сибирь» - Водопьянов Виктор Павлович [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)]/

ООО «Гостиница «Сибирь» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, расчетный и иные счета в любых финансово - кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, эмблему и другие необходимые реквизиты.

Этажность/количество номеров: 4/35.

Категория: бизнес-отель.

Год постройки: 1961, год реконструкции: 2005.

Удаленность от объектов инфраструктуры:

- центр города - 0,5 км;

- аэропорт - 34 км;

- ж/д вокзал - 4 км;

- речной порт - 2 км [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)].

Гостиница соответствует категории «3 звезды» и является членом Российской Гостиничной ассоциации.

Российская Гостиничная Ассоциация (РГА) - некоммерческая организация, объединяющая гостиничные предприятия и другие коллективные средства размещения, а также производителей товаров и услуг для них. Основана в 1997 году.

Гостиница «Сибирь» находится в самом центре она находится в самом центре исторической и деловой части г. Томска, в непосредственной близости от набережной, музеев, театров и крупнейших торговых точек [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)].

Благодаря удобному расположению добраться до гостиницы можно любым видом транспорта. Удобным это место считается и потому, что рядом находятся две остановки «ГлавПочтамт», являющиеся узловыми транспортными развязками.

Рис. 9 - ООО «Гостиница «Сибирь» (г. Томск)

Гостиница «Сибирь» расположена в центре деловой и культурной жизни г. Томска и ориентирована преимущественно на деловых гостей города.


В гостинице имеется конференц-зал, ресторан, сауна с бассейном и комнатой отдыха, солярий, авиакасса, магазин сувениров, автостоянка [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)].

Целевым рынком посетителей гостиницы «Сибирь» являются деловые гости г. Томска (безнесмены, предприниматели и пр.).

Гостиница «Сибирь» в основном позиционирует себя как гостиница для состоятельных деловых людей. С целью обеспечения условий для работы в гостинице предусмотрены все условия: имеется конференц-зал с новейшими средствами коммутации, которые могут трансформироваться в зависимости от количества участников в большую или меньшую сторону.

Многие номера оборудованы для удобной работы в домашней обстановке, что является серьезным аргументом для деловых людей.

Местонахождение гостиницы «Сибирь» в центре г. Томска позволяет позиционировать себя как удобно расположенной вблизи делового центра и основных столичных достопримечательностей гостиницы [Официальный сайт гостиницы «Сибирь»: [Электронный ресурс]. Томск, 2011-2016. URL: http://hotel-sibir.tomsk.ru/index.php/ (Дата обращения: 18.07.2016)].

Близость делового центра г. Томска является значительным конкурентным преимуществом перед другими гостиницами г. Томска

Организационная структура ООО «Гостиница «Сибирь» приведена на рис. 10 [32. Сенин В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. 318 с.].

Рис. 10 - Организационная структура ООО «Гостиница «Сибирь»

Из приведенной схемы видно, что организационная структура гостиницы «Сибирь» является линейной.

Структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляет все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого одним каналом проходят все управленческие команды [Сивчикова Т.Ю. Индустрия гостеприимства / Т.Ю. Сивчикова, Н.С. Носова. - М.: Дашкова и К0, 2010. 202 с.].

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей.

В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого заключается в том, что подчиненные выполняют волю только своего непосредственного руководителя. Высший орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника [Сивчикова Т.Ю. Индустрия гостеприимства / Т.Ю. Сивчикова, Н.С. Носова. - М.: Дашкова и К0, 2010. 112 с.].