Файл: Система источников предпринимательского права (Понятие и система источников предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие предпринимательства и конкурентной среды во многом обеспечивается деятельностью ФАС России. В связи с чем антимонопольным органом были, в частности, заключены Соглашение от 16 января 2015 г. о взаимодействии между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Федеральной антимонопольной службой или Соглашение от 9 апреля 2010 г. о взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В практике встречаются нормативные договоры (соглашения) государственных органов с негосударственными фондами и общественными организациями (Соглашение от 22 февраля 2011 г. ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом России <18>, Соглашение от 10 декабря 2012 г. о сотрудничестве Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук и др.).

Административные договоры заключаются между региональными органами власти в области торгово-экономического сотрудничества (например, Соглашение от 27 апреля 2012 г. между Правительством Москвы и Правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве ).

3. Коллективные договоры и соглашения. Известно, что социальное партнерство в сфере труда оформляется коллективными договорами и соглашениями. Несмотря на то что данные нормативные договоры чаще исследуются учеными-трудовиками, предмет данных договоров содержит нормы права, так или иначе влияющие на предпринимательско-правовые отношения (экономическую деятельность предприятия, внутрипроизводственные отношения и т.д.). Более того, за необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора или соглашения установлена административная ответственность (ст. 5.30 КоАП), что свидетельствует об особом правовом режиме и публичной защите интересов лиц при заключении подобных договоров.

Действующим законодательством социальное партнерство осуществляется на шести уровнях: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный (ст. 26 ТК РФ).

Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Таким образом, подчеркивается, что коллективный договор обладает свойством нормативности.


Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Данный договор неперсонифицирован и распространяет свое действие на всех работников соответствующей организации (подразделения).

Коллективные договоры являются источником трудового и одновременно предпринимательского права в части таких вопросов (обязательств работников и работодателя), как механизм регулирования оплаты труда с учетом экономической ситуации в стране (роста цен, инфляции), соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, экологической безопасности на производстве и т.д. (ст. 41 ТК РФ). Между прочим, коллективные договоры также рассматриваются в качестве источника экологического права на предприятиях.

При размышлении о роли коллективных договоров во внутрихозяйственных отношениях , сразу вспоминается теория коллектива при рассмотрении в советском правоведении юридического лица. Так, по мнению А.В. Венедиктова, юридическая сущность юридического лица заключается в способности коллектива, "обладающего юридической личностью, выступать в гражданском обороте" . В данном ключе видится верным учет социальных связей коллектива, члены которого обеспечивают собственно производственно-хозяйственную составляющую экономической деятельности каждого предприятия. Также в теории социальных связей О.А. Красавчикова [38] наглядно исследуются взаимоотношения и роль директора и работников (трудового коллектива) в реализации хозяйственной правоспособности предприятий.

Коллективные договоры заключаются во многих ведущих публичных корпорациях, информация о которых размещается на их официальных сайтах (например, Аэрофлот , Роснефть, компании группы ЛУКОЙЛ и др.).

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Выделяются двухсторонние (между работниками и работодателями) и трехсторонние (предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, которые заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений и территории действия могут заключаться: генеральные (федеральный уровень), межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ). Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.


Рассматриваемые соглашения содержат не только обязательства работодателя (хозяйствующих субъектов) в сфере труда, но и финансово-производственные обязательства. В частности, федеральное Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 гг содержит раздел "Экономическая политика", согласно которому стороны обязуются обеспечивать поддержание конкурентных возможностей России, повышение уровня защиты прав собственности и эффективности антимонопольной политики, модернизацию традиционных секторов экономики, совершенствовать систему долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны, проводить консультации по основным направлениям государственной тарифной и ценовой политики и т.д. (п. п. 1.1 - 1.7).

Нормативные договоры играют важную роль в регулировании общественных отношений, которую следует учитывать в правоприменении . Публичный характер такого договорного нормотворчества наряду с его частными аспектами, как и любой сделки (как автономии воли сторон), свидетельствует о необходимости более глубокого изучения природы подобных договоров в сфере предпринимательства.

Заключение

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

  1. нормативно-правовой акт;
  2. обычай делового оборота;
  3. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.


Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ, которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.


Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

  • а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
  • б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах", "О финансово-промышленных группах";
  • в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности", Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;
  • г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;
  • д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (напр., Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства РФ (напр., постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.