Файл: Инновационные стратегии фирмы: методы обоснования и выбора (Инновации как важнейший фактор повышения конкурентоспособности инжиниринговых компаний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия функционирования Российской экономики характеризуются усилением глобальной конкуренции, низкими ценами на нефть и другие сырьевые товары, ростом обменного курса рубля по отношению к ведущим иностранным валютам и экономическими санкциями, которые с 2014 года западные страны начали вводить против Российской Федерации. Эти и ряд других факторов оказали существенное влияние на некоторые долгосрочные ориентиры стратегического развития страны и сроки их реализации, что нашло отражение как в динамике основных параметров макроэкономического развития, изменении приоритетов в направлениях инвестиционной политики, так и в задачах управления производственными активами, направленных на усиление требований к сокращению затрат и повышению эффективности производства.

В этих условиях одной из основных задач, стоящих перед российской экономикой является переход на инновационную социально-ориентированную модель развития, что позволит обеспечить достижение долгосрочного динамичного развития страны и повышение благосостояния населения.

В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, заданы долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности.

В Стратегии заявлено, что «к 2020 году удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства достигнет 25-35%, а доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50%. Для достижения поставленных целей необходимо создать новую технологическую базу за счет формирования комплекса высокотехнологичных производств; модернизации традиционных отраслей экономики на современной технологической базе; активного внедрения научных разработок в производство; расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции» [8].

Электроэнергетика является технологической основой функционирования экономики России и во многом определяет условия и темпы развития экономики страны. Перспективные цели и задачи развития электроэнергетики определены в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № Пр-1471 о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р [7].


В Энергетической стратегии сформулирована главная задача электроэнергетики - надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей во всех секторах национальной экономики. Решение этой задачи непосредственно связано с повышением эффективности предприятий электроэнергетики на базе современных технологий и создания необходимых условий для широкого привлечения в отрасль инвестиций.

В рамках общей стратегии инновационного развития отрасли важная роль отводится инжиниринговому бизнесу, результаты деятельности которого проявляются в сложных инвестиционных проектах по созданию новых или модернизацию действующих энергетических объектов, способствуя повышению эффективности и конкурентоспособности электроэнергетических компаний в рыночных условиях хозяйствования.

Инжиниринговую деятельность осуществляют специализированные компании, которые решают сложные задачи научно-технического и организационно-экономического характера. Переход к инновационной экономике обусловил стремительный рост инжинирингового бизнеса. Особенно наглядно это проявляется в технологически развитых странах. Так в государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 Подпрограмма 19. «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» дана оценка мирового рынка инжиниринговых услуг, который в 2013 году достиг уровня 530 млрд. долл., что является удвоением объема рынка за шесть лет, а к 2020 году объем инжиниринговых услуг может превысить триллион долларов [10 ]. В России также наблюдается тенденция роста объемов инжиниринговых работ и количества инжиниринговых компаний, что свидетельствует о востребованности инжиниринговой деятельности в экономике страны. Наибольший объем инжиниринговых работ приходится на топливно- энергетический комплекс в России, доля которого составляет более 90%, в том числе около 30% – на электроэнергетику [14].

В современных условиях развитие электроэнергетики зависит от активного перехода на инновационные технологии производства электро- и теплоэнергии и связано с решением сложных научно-технических задач, от решения которых в значительной степени зависит успех реализации Энергетической стратегии России. Эффективность инжиниринговой деятельности определяет качество продукции и услуг, сроки разработки, создания и вывода на рынок инновационных технологий и новой продукции, ее соответствие лучшим мировым стандартам, экономическую эффективность производственных процессов, экологическую безопасность и т.д. Поэтому эффективное и качественное управление инжиниринговой деятельностью в современных условиях является важным фактором инновационного развития электроэнергетики.


В российских и зарубежных исследованиях инновационное развитие определяется как важнейший инструмент повышения конкурентоспособности и создания дополнительной стоимости [15, 18, 26, 30, 37]. При этом отмечается, что развитие инноваций зависит от обеспечения необходимых инвестиций, направляемых в разработку и внедрение новой техники и технологий. Одним из важнейших факторов управления этим процессом является инновационная стратегия компаний.

В процессе реализации программы инновационного развития необходимо опираться на долгосрочные ориентиры развития экономики, повышение экономических, технологических, социальных, экологических характеристик, с учетом комплексного развития человеческого потенциала и качественного социального обеспечения.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими существенными факторами:

  • в современной экономике значительно вырос объем задач научно- технического, инженерного характера, которые требуют для своего решения привлечения специалистов, обладающих соответствующими знаниями и компетенциями инжиниринговой деятельности в определенных отраслях экономики;
  • результаты инжиниринговой деятельности во многом определяют важнейшие характеристики производственно-хозяйственной деятельности производственных компаний и эффективность реализации инвестиционно- инновационных проектов через качество проектных решений, строительно- монтажных и пуско-наладочных работ, последующего технического сопровождения;
  • методы управления инжиниринговой деятельности требуют постоянного совершенствования в силу интенсивного и динамичного развития самой инжиниринговой деятельности в условиях динамично изменяющейся рыночной среды.

Основной целью данного исследования анализ подходов к формированию стратегий инновационного развития инжиниринговых компаний, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • обобщить концепции инновационной деятельности;
  • исследовать современное состояние и перспективы развития инжинирингового бизнеса в электроэнергетике России ;
  • проанализировать зарубежный опыт управления инжиниринговыми компаниями с целью возможного его использования в российских условиях;
  • определить на основании SWOT-анализа стратегические приоритеты инновационного развития инжиниринговых компаний ;
  • рассмотреть методику оценки реализации стратегии инновационного развития инжиниринговых компаний.

Объектом исследования являются инжиниринговые компании, осуществляющие разработку и внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в производство и оказывающих другие инжиниринговые услуги.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управлении инновационным развитием инжиниринговой компании, способствующие повышению эффективности ее системных нововведений.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Инновации как важнейший фактор повышения конкурентоспособности инжиниринговых компаний

В Российской Федерации инновационная деятельность рассматривается как часть социально-экономической политики, определяющей цели и приоритеты инновационной социотехнической системы, механизмы практической реализации инновационных решений. Инновационная политика государства направлена на поиск вариантов развития общества, выявление достижений науки и техники, перспективных отраслей, продуктов и услуг, методов реализации инновационных проектов и программ. Инновационная направленность развития общественного развития предъявляет высокие требования к эффективности и качеству управленческой деятельности, определяя необходимость рассматривать управление инновационной деятельностью как важнейшую составную часть менеджмента любого производственного объекта экономики. В условиях рыночной среды инновационный менеджмент рассматривается как стратегическое управление инновациями в системе стратегического менеджмента.

Стратегическое управление инновациями не ограничивается технологическими и организационными нововведениями, а распространяется на процессы стратегического обновления направлений хозяйственной деятельности на всех стадиях инновационного процесса (от стадии зарождения инновационной идеи до распространения в народном хозяйстве и коммерческой реализации). При этом важная роль отводится коммерциализации инноваций, которая предполагает комплексное развитие структурных подразделений компаний, совершенствование управления корпоративной стратегией. Способность и готовность компаний реализовывать нововведения определяется их инновационным потенциалом, представляющим совокупность различных компетенций и ресурсов, необходимых для осуществления эффективной инновационной деятельности.


Реализация инновационной политики позволяет компаниям обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, опережающую адаптацию в рыночной среде, выявить возможности их ресурсного потенциала, развивать творческий потенциал сотрудников, перейти на новый уровень развития научно – технической и социально – экономической деятельности.

Разработка стратегической модели поведения компаний в условиях непрерывно изменяющейся среды предполагает применение стратегии управления изменениями (Ambition Driving Strategy). Стратегический менеджмент компаний при этом основывается на трех ключевых моментах:

  • стратегии компаний базируются на видении их будущего и амбициозных целях;
  • стратегии формируются с учетом поведенческих аспектов, согласованных с целями компаний;
  • разработка и реализация стратегий осуществляется при использовании процесса непрерывного управления изменениями и системы сбалансированных показателей.

Важное значение имеет заключительная стадия инновационной деятельности - потребление. Ее содержанием является реализация, массовое распространение новой техники и технологии в различных сферах экономики. Это особенно актуально для электроэнергетических компаний, которые являются потребителями результатов научно-технической деятельности, реализуя с помощью инжиниринговых компаний на своих предприятиях новые технологии и технические достижения в области производства, передачи и распределения электро- и теплоэнергии, участвуя тем самым в инновационном процессе на заключительной его стадии. Таким образом, инновационный процесс предлагается рассматривать как «целенаправленный научно-технический и экономический процесс, ставящий целью создание лучших по своим потребительским свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путем практического использования инноваций» [3, с. 46].

Для электроэнергетики наиболее характерны производственные (инвестиционные) инновации, в результате внедрения которых происходит увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, внедрившего инновацию. В качестве примеров производственных инноваций можно назвать: новые технологии и оборудование, новые виды комплектующих, средства автоматики и контроля и т.д. В электроэнергетике потребителями производственных (или технологических) инноваций выступают электроэнергетические компании, генерирующие и электросетевые, что позволяет им улучшить свои технико- экономические показатели, снижать затраты на производство и передачу электроэнергии и тем самым увеличить получаемую прибыль. Более подробно примеры производственных инноваций в энергетике будут рассмотрены в следующей главе.