Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы роли налогов в современной экономике России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В перспективе на 2018 год, основные приоритеты Правительства России в области налоговой политической деятельности остаются такими же, а именно созда­ние эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономичес­кую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капи­тала, увеличение значения активности предпринимателей. Налоговая система РФ обязана сберечь собственную конкурентоспособность на мировом рынке за привле­чение вложений, а процедуры налогового администрирования обязаны быть очень удобными для налогоплательщиков. Основным моментом проводимой налоговой политической деятельности считается надобность укрепления сбалансированности экономной системы в России. Аналогично, нужно сберечь неизменность налоговой нагрузки на отрасли, в которых достигнут ее стабильный высокий уровень.

Налоговая система и режим отражают особенности отношения государства к предпринимателям, специфику их взаимоотношений, функционирования инсти­тутов гражданского общества. Государственная налоговая политика и режим на­логообложения влияют на формирование ключевых характеристик каждой со­ставляющей социально-политической модели, формирования безопасности пред­принимательства. Налоговая политика государства возникает одной из интеграль­ных характеристик целостной социально-политической модели безопасности пред­принимательства, что и обусловливает актуальность данной научной работы.

Анализ научных источников и публикаций свидетельствует, что, с одной стороны, в литературе проблемам системы налогообложения как элемента модели социально-политической безопасности предприятий не уделено достаточного вни­мания, они остаются малоисследованными. С другой стороны, оптимизации ме­ханизмов налогового администрирования с экономической позиции и точки зре­ния государственного управления уделяется сегодня повышенное внимание, обус­ловленная трансформациями, которые осуществляются в государстве.

Неоднозначность системы налогового обложения, поскольку нормативная база и законодательная слишком запутаны и трудоемки. Сложность составляет мето­дология расчета взимания налогов. Зачастую появляются споры насчет формули­рования статей Налогового кодекса РФ, такие дела нередко доходят и до арбит­ражного суда.

И зачастую суд принимает сторону налоговых плательщиков, собственно заяв­ляя про то, что не многие сотрудники налоговых органов в состоянии, верно, использовать общепризнанных мерок налогового законодательства. Увеличение уровня жизни, постоянный подъем экономического роста, считаются ключевыми направлениями налоговой политической деятельности страны. Большую роль иг­рают экономико-правовые нюансы осуществления налоговой политической дея­тельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы главные ее направления. Одним из главных направлений считается улучшение законодательной базы нало­гового обложения имеющая цель понижения налоговой нагрузки и обеспечение устойчивого становления экономики страны. В настоящее время ощущается недостаточность комплексного теоретического исследования управления налого­выми рисками, налогового планирования и методологических подходов к его ис­пользованию с точки зрения оптимизации социально-политической модели, фор­мирования системы безопасности предпринимательства.


Кроме того, анализ показывает, что недостаточно исследовано влияние нало­говой безопасности на достижение экономического выравнивания субъектов пред­принимательства. Поэтому определение элементов и характеристик именно налоговой безопасности предпринимательской деятельности является действи­тельно актуальным сегодня.

В данный момент принимается решение вопроса замены имущественного и земельного налогов, единым налогом на недвижимость. Законопроект, который находится в Госдуме призван регулировать социальный аспект налогообложения в целях укрепления состояния народонаселения и соблюдения принципа спра­ведливости налогообложения. Налогообложению отводится основное место по­среди экономических рычагов, с помощью которых правительство влияет на со­циально-экономическое развитие.

В налоговом законодательстве содержится много противоречивых общепризнан­ных мерок, которые нужно проработать и довести до совершенства. Значение нало­говой безопасности часто вырастает по мере перехода к экономике, основанной на рыночных принципах и механизмах хозяйствования.

Предоставление государством населению общественных благ и услуг, также их число и качество сильно зависят от налоговой безопасности страны, которая является одной из составляющих безо­пасности предпринимательства вообще [4]. Поэтому налоговая безопасность пред­принимательской деятельности в рамках социально-политической модели диалек­тически взаимодействует с налоговой безопасности страны.

Бюджетно-налоговая политика страны обязана быть ориентирована на дости­жение такого состояния налоговой системы, которое характеризуется устойчиво­стью и стабильностью всех ее элементов, предусматривает способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эф­фективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [4].

Непосредственное влияние на обеспечение налоговой безопасности государства осуществляет существующая система налогообложения, которая выступает подсистемой налоговой системы страны и представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, и механизма их взимания.

С одной стороны, система налогообложения, что способствует повышению надежности и стабильности предпринимательской деятельности, является одной из определяющих составляющих обеспечения экономического роста государства.


От действующих механизмов взимания налогов зависят обеспеченность государ­ства финансовыми ресурсами и развитие субъектов хозяйствования. Кроме, того неэффективность государственной налоговой политики является дестабилизиру­ющим фактором, негативно влияет на экономическую безопасность государства, а также создает условия для развития теневых процессов в экономике.

В налогах и налоговой политике и для государства, и для отдельного субъекта хозяйствования следует рассматривать как компоненты социально-политической модели формирования безопасности предпринимательства, так и факторы риска [3].

3.2. Пути повышения роли налогов в экономике России

Налоговые органы считаются ключевым звеном увеличение успешности воз­действия налоговой системы. Для достижения укрепления хозяйственных субъек­тов, нормы налогового законодательства РФ, затрагивающие налоговое обложе­ние юридических лиц обязаны быть ориентированы на увеличение внесения яс­ности в законодательство и на однозначность его применения налоговыми пла­тельщиками [11].

В настоящий момент выездные налоговые проверки стали менее результативными в следствии неудачных взысканий с налоговых плательщиков доначисление суммы с налогов, потому руководство страны приняло направление на ограничение их числа, и увеличение проведения камеральных налоговых ре­визий. Вероятнее всего, что и приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.

Малоэффективность выездных налоговых проверок, возможно, избежать, если четко осуществлять отбор объектов проверки; качественно проводить предпрове­рочный анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике, приобретен­ной из внутренних и наружных источников. Увеличение налоговых поступлений в бюджет возможно только при точном решении всех критериев правового регу­лирования вопросов налогообложения [2].

К факторам, которые тормозят про­цесс роста налоговых поступлений, необходимо отнести налоговое нарушение закона. Абсолютная правовая черта разрешает расценить факты нарушений нало­гового законодательства.

В налоговом законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, регламентирующие порядок предоставления объяснений по надлежащим вопро­сам, дозволяющие минимизировать опасности налогоплательщиков в доли не­предсказуемых доначислений. Большое налоговое давление, заставляет людей вво­дить в тень большие денежные средства, в связи с эти сужается сфера банковско­го кредитования, особенно на долгосрочный период.


Как показывает опыт других стран, уменьшение размеров налоговой нагрузки способствует увеличению числа производства, созданию мотивации чистой и че­стной предпринимательской деятельности с открытыми денежными потоками. Чем ниже налоги, тем обширнее поле налогообложения и, как результат, общая сумма собранных налогов, а не наоборот, когда налоговая система конфискаци­онного характера заставляет производителей вести теневую политику, во избежа­ние потерь.

Становление принципиально новой модели взаимоотношений между рыночны­ми субъектами и государством в пределах налоговых отношений обусловливает воз­никновение новых задач в сфере налогообложения, которые требуют учесть налого­вую составляющую при разработке и реализации многих решений государственного управления и формирования системы безопасности предпринимательства [4].

Таким образом, возможно, сделать последующие выводы о том, что налоговое законодательство России в настоящий момент довольно противоречиво. Право­вые нормы, регулирующие налоговые отношения должны быть доведены до со­вершенства. При этом необходимо осознавать неоднозначность вопросов технического направления.

Так же, для эффективного функционирования нового единого налога на не­движимость надлежит сформировать общую информационную базу обо всех су­ществующих единицах недвижимости. Важное значение имеет факт определения единицы налогового обложения и слаженная методология подсчета налоговой базы и сумм налога. В настоящее время складывается то, что выездные налоговые ре­визии стали безрезультативными в связи с невозможностью взыскать с налогово­го плательщика доначисление суммы налогов, вследствие этого управление стра­ны взяло курс на их уменьшение и увеличение числа камеральных налоговых проверок.

Однако, данное обстоятельство может привести к уменьшению налого­вых поступлений в государственный бюджет. Таким образом, можно заключить, что отсутствие эффекта выездных налоговых ревизий реально избежать, в случае если обоснованно совер­шать отбор объекта для ревизии; качественно проводить предпроверочное иссле­дование информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и на­ружных источников.

Заключение

В заключение стоит еще раз особо отметить, что по своей сути налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.


Определенную неравномерность поступления акцизов со значительной долей вероятности можно объяснить отклонениями значений показателей выпуска подакцизной продукции по регионам, решающее значение среди которой занимают нефтепродукты. Что касается распределения поступления налога на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами территорий, то средние пропорции более или менее характерны для всех федеральных округов. Интересы бюджета требуют, чтобы налоговые доходы поступали в течение года равномерно.

В целом поставленная задача выполняется, хотя в первом месяце квартала налоговые доходы выше, чем в последующих. Результаты анализа показывают, что колебания налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации разнятся. Настораживает создание большого количества фондов, регулирующих доходную базу бюджетов субъектов Федерации. Это указывает на то, что происходит нерациональная концентрация налоговых ресурсов на федеральном уровне, явно усугубившаяся решением о закреплении такого крупного источника налоговых поступлений, как НДС, в бюджете Федерации.

В рамках дальнейшего реформирования налоговой системы России имеются два основных направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.

В рамках первого направления находятся предлагаемые правительством меры, которые выдаются за реальную налоговую реформу. Теоретически такое решение возможно: меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле смещает баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Однако даже мощный и дорогостоящий налоговый аппарат развитых стран не обеспечивает полного контроля за ситуацией в сфере уплаты налогов.

Другое направление учитывает отечественный и зарубежный исторический опыт. Оно связано с введением налогов, легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков (как в нынешней, слепо заимствованной на Западе системе), а на наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах.

В результате для предпринимателей, занятых нормальным, а не криминальным бизнесом, сокрытие доходов становится бессмысленным. Соответственно исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну. Проблема теневой экономики решается не путем ее уничтожения (что стало бы огромным бедствием – ведь до 70% реальных доходов россияне получают именно там и благодаря этому выживают десятки миллионов людей), а на основе интеграции, возвращения теневого сектора в легальную сферу.