Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы роли налогов в современной экономике России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы роли налогов в современной экономике России
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Роль налогов в экономике страны
2. Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации
2.1. Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Анализ эффективности фискальной деятельности налоговых органов Российской Федерации
3. Направления повышения эффективности налоговой политики России
3.1. Анализ эффективности современной налоговой политики России
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значимостью налоговой деятельности как незаменимой части экономической политики любого государства. Так, основным выражением бюджетно-налоговой политики считается определение количества налоговых плательщиков и объектов налогового обложения, видов налогов, величины налоговой ставки по тому или иному налогу, налоговых льгот и прочего. В масштабах налоговой деятельности страны определяются вопросы, связанные с равномерностью и пропорциональностью распределения нагрузки налогового обложения, платежного положения конкретных групп налогоплательщиков.
Состояние и функционирование налоговой системы государства, уровень налоговой нагрузки субъектов предпринимательской деятельности оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. От состава налоговой системы, соразмерности налогового бремени с экономическими возможностями предприятий во многом зависит их финансовое состояние, конкурентоспособность и устойчивость. Влияние на деятельность предприятий с помощью налогов соответствует задаче ограничения вмешательства государства в их деятельность, прекращения избыточного государственного регулирования экономики.
В основу курсового исследования были положены закономерности и концептуальные подходы, содержащиеся в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, а также труды как отечественных: Дробозиной Л.А., Черника Д.Г., Русаковой И.Г., Черника Д.Г. и других, так и зарубежных исследователей: А.Смита, Д. Рикардо, А. Лаффера, А. Маршалла, и ряда других. Анализ научной литературы показывает, что ряд аспектов исследуемой проблемы достаточно хорошо разработан, хотя, естественно, не может не носить дискуссионного характера.
В связи с актуальностью тему курсовой работы, цель исследования заключается в анализе причин возникновения и эволюции взглядов на социально-экономическую сущность налогов. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:
- Изучить понятие и сущность современных налогов;
- Охарактеризовать роль налогов в экономике;
- Оценить динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
- Провести анализ эффективности администрирования налогов в России;
- Определить особенности современной фискальной политики России;
- Определить основные направления повышения роли налогов в экономике России.
Объектом исследования послужила отечественная налоговая система. Предметом исследования явились особенности современных налогов и их роли в экономике России.
Теоретической основой курсовой работы послужили фундаментальные разработки – труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития налогов и их влияния на экономику. В работе использованы законодательные и нормативные акты РФ, другие материалы по экономическим и правовым проблемам налогового регулирования.
Методологической основой курсовой работы послужили общенаучные методы изучения и решения проблем: системный подход, анализ и синтез, моделирование, графический и другие методы.
1. Теоретические основы роли налогов в современной экономике России
1.1. Понятие и сущность налогов
История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой. Широко применялась во многих древних государствах библейская, или церковная, десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.
В конце двадцатого века в нашей стране начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом [12, с. 23].
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся [12, с. 23]:
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
- субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
- источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
- ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
- срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
- правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
1.2. Роль налогов в экономике страны
В рыночной экономике налоги выполняют столь важною роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налоги – это обязательные к уплате платежи, взимаемые с граждан и организаций в пользу государства. Они составляют наибольшую часть доходов государства. Именно благодаря налогам государство получает денежные суммы, которые оно может потратить на такие расходные части бюджета как пенсии, стипендии, оборона и другие. Поэтому роль налогов в экономике государства значительна и оно заинтересовано в их сборе.
Различные типы налогов и методов их расчета представляют налоговую систему. В каждой стране правительство устанавливает путем издания законов, какие виды налогов, в какой сумме и форме будут изыматься с организаций и граждан. Главными составляющими налоговой системы выступают:
1. Налоговая ставка, которой называется часть дохода, рассчитываемая в процентах и подлежащая отчислению в бюджет государства.
2. Налоговая база является фиксированной суммой дохода, которая подлежит налогообложению.
3. Налоговыми льготами называют установленное законодательством снижение для некоторых налогоплательщиков налоговой базы либо налоговых ставок. Льготы могут устанавливаться, например, для учебных заведений, больниц, театров, пенсионеры и инвалиды.
В литературе по налогообложению, а также в налоговых законодательствах отдельных государств используется деление налогов на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий.
Разделение налогов на прямые и косвенные обычно осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был использован Дж. Локком в конце XVII в., который исходил из того, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете ложится бременем на землевладельцев. Доход от земельной собственности в то время считался единственным чистым доходом, служившим источником для уплаты любых налогов. Налоги, взимавшиеся с земельной собственности, он называл прямыми налогами, а все остальные налоги – косвенными.
А. Смит первоначально придерживался того же подхода, но затем к прямым налогам стал относить не только налоги, взимавшиеся с земли, но и налоги с прибыли и заработной платы. К косвенным налогам им относились все остальные виды налогов.
Несколько отличную концепцию использовал Дж. Ст. Милль, полагавший, что прямыми налогами являются те налоги, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а косвенными - которые должны быть переложены налогоплательщиками на других лиц. Такой подход использовал и А. Вагнер, а также практически все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.
Следует отметить, что еще в XIX в. многие находили используемый критерий перелагаемости для классификации налогов недостаточно подходящим. С одной стороны, была отмечена возможность переложения на других, лиц налогов, относимых к прямым. Так, налоги на земельную собственность фактически всегда включаются собственником земли – арендодателем в арендную плату. Издержки по арендной плате включаются арендатором в цену производимых товаров. Если землевладелец и землепользователь – одно и то же лицо; то издержки по плате земельного налога включаются в издержки Производства Сельскохозяйственной продукции и таким образом их бремя перелагается на покупателей (потребителей).
Налоги на прибыль при наличии благоприятной конъюнктуры также могут перелагаться на потребителей. С другой стороны, в условиях неблагоприятной конъюнктуры бремя по ряду таких традиционно косвенных налогов, как акцизы, приходится чести производителю или продавцу соответствующих подакцизных товаров.
Налогами, переложение которых на других лиц крайне затруднено, являются налоги на доходы физических лиц, но только в тех случаях, когда плательщиком налогов является физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность. Налоги на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – перелагаемые. В отношении некоторых налогов весьма сложно определить являются ли они перелагаемыми или нет. Таможенными пошлинами могут облагаться как предметы, ввозимые физическими лицами для собственного потребления, так и товары, предназначенные для продажи.
Ввозя предметы, предназначенные для личного потребления, и уплачивая пошлину, физическое лицо не имеет возможности переложить бремя уплаченной пошлины на другое лицо. Если таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара, предназначенного для дальнейшей реализации, то издержки по ее уплате включаются в цену реализации и таким образом перекладываются лицом, ввезшим товар, на покупателя.
То же самое можно сказать и о налогах на имущество. Налог может уплачиваться за дом, используемый для проживания, и за дом, сдаваемый внаем (в аренду). В первом случае не существует никаких возможностей переложения, а во втором – уплаченный налог может быть включен арендодателем в стоимость арендной платы.
К перелагаемым косвенным налогам относится НДС. Однако этим налогом может облагаться строительство юридическим лицом объектов для собственных нужд. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), то оно не имеет возможности переложить на другие лица бремя по данному налогу.
Некоторые современные авторы относят к прямым налогам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если физическое лицо – предприниматель является плательщиком того налога, то он освобожден от уплаты целого ряда других налогов. В этом случае группу косвенных налогов образуют налоги на потребление: акцизы, НДС, налог с продаж, а также другие налоги и сборы, уплачиваемые производителями товаров и услуг с сумм затрат.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).