Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы роли налогов в современной экономике России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы роли налогов в современной экономике России
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Роль налогов в экономике страны
2. Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации
2.1. Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Анализ эффективности фискальной деятельности налоговых органов Российской Федерации
3. Направления повышения эффективности налоговой политики России
3.1. Анализ эффективности современной налоговой политики России
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти об НДС, акцизах, налоге на прибыль и доходы.
Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве. Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется «бyм» в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.
Не все из них выдержат испытание временем, но в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года остались лишь несущественные различия. Но стабильность системы налогообложения – не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций.
Эффективность механизма хозяйствования во многом обуславливается четко действующей налоговой системой. Налоги в странах рыночной экономики выполняют значительное количество функций.
1. Регулирующая. Налоги являются одним из финансовых рычагов, управляющимися рыночной экономикой. Манипулируя налоговыми ставками и льготами, меняя условия налогообложения, устанавливая одни и отменяя прочие налоги, правительство может создать условия для быстрого развития некоторых отраслей производств, а кроме того решения задач социальной сферы.
2. Стимулирующая. С целью способствования техническому прогрессу, увеличению количества рабочих мест, наращиванию производства, государство стремится либо предоставить льготы, либо освободить вложения в эти сферы от налогообложения.
3. Распределительная. Путем взимания налогов в доходной части бюджета концентрируются средства, подлежащие направлению затем на важнейшие нужды государства. При таком перераспределении финансовых средств приоритеты выбирает само государство.
4. Фискальной функцией налогов является изъятие доли доходов организаций и граждан на непроизводственные сферы, содержание госаппарата и оборону страны.
2. Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации
2.1. Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации приведена в таблице приложения 1. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 11325,9 млрд.рублей, что на 3,4% больше, чем в 2013 году.
В 2014г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 10088,9 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 722,0 млрд.рублей (6,4%), местных – 179,1 млрд.рублей (1,6%), налогов со специальным налоговым режимом – 331,7 млрд.рублей (2,9%).
В 2015г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 11233,1 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 752,9 млрд.рублей (6,0%), местных – 202,5 млрд.рублей (1,6%), налогов со специальным налоговым режимом – 417,8 млрд.рублей (3,3%).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2015г., как и в 2014г., обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых – 22,7%, налога на доходы физических лиц – 22,1%, налога на прибыль организаций – 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) – 17,5%.
Как иллюстрирует следующий рисунок 1, по состоянию на 1 января 2015г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 11376,9 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей. От всех собранных на территориях субъектов Российской Федерации налогов и сборов 49,3% перечислено в федеральный бюджет.
Рис. 1. Доля субъектов Российской Федерации в общей сумме налогов и сборов на 1 января 2015г., %
Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы по состоянию на 1 января 2015г. представлено на рисунке 2. В состав группы регионов, формирующих более половины налоговых доходов консолидированного бюджета, входят Республика Татарстан, Красноярский край, Московская область, гг. Москва и Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий и Ханты–Мансийский автономные округа. В течение 2015 г. ими было собрано 54,2% всех налогов и сборов.
Рис. 2. Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы по состоянию на 1 января 2015г., %
Как показал проведенный анализ, формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году имело положительную динамику: на 88% обеспечили налог на прибыль – 37%, НДФЛ – 38% и имущественные налоги – 13%.
По сравнению с 2014 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась. Следовательно, можно сделать вывод, что динамика федеральных налогов имеет положительный рост. Далее обратимся к оценке эффективности фискальной деятельности налоговых органов Российской Федерации.
2.2. Анализ эффективности фискальной деятельности налоговых органов Российской Федерации
Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет Российской Федерации приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Наименование налога |
Сумма |
Отклонение |
||
2014 год |
2015 год |
Млрд. руб. |
% |
|
Всего |
770,3 |
802,7 |
32,4 |
4,2 |
в том числе: по федеральным налогам |
610,2 |
613,6 |
3,4 |
0,6 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
165,6 |
137,7 |
-27,9 |
-16,8 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
333,5 |
368,0 |
34,5 |
10,3 |
из него НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
332,6 |
366,7 |
34,1 |
10,3 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4,6 |
4,7 |
0,1 |
2,2 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
3,7 |
3,9 |
0,2 |
5,4 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
60,9 |
53,7 |
-7,2 |
-11,8 |
остальные федеральные налоги и сборы |
45,6 |
49,4 |
3,8 |
8,3 |
по региональным налогам и сборам |
96,6 |
113,7 |
17,1 |
17,7 |
по местным налогам и сборам |
39,3 |
49,6 |
10,3 |
26,2 |
по налогам со специальным режимом |
24,3 |
25,7 |
1,4 |
5,8 |
Структура задолженности по налоговым платежам и налоговым санкциям в консолидированный бюджет приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Вид задолженности |
01.01. 2014г. |
01.01. 2015г. |
01.11. 2015г. |
Отклонение |
|
Млрд.руб. |
% |
||||
Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ |
1 155,2 |
1 181,5 |
1 237,5 |
55,9 |
104,7 |
Неурегулированная задолженность |
583,3 |
640,6 |
698,4 |
57,8 |
109,0 |
Не подлежит взысканию налоговыми органами |
572,0 |
540,9 |
539,0 |
-1,9 |
99,7 |
Отсроченная, реструктурированная задолженность |
18,8 |
18,5 |
24,0 |
5,5 |
130,0 |
Взыскивается судебными приставами |
164,8 |
166,3 |
159,0 |
-7,3 |
95,6 |
Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа |
54,3 |
55,3 |
57,5 |
2,2 |
104,1 |
Приостановленная к взысканию по банкротству |
326,7 |
288,9 |
291,1 |
2,1 |
100,7 |
Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами) |
11,0 |
14,7 |
10,0 |
-4,7 |
68,0 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2015г. составила 770,3 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2014г. она увеличилась на 5,8%, в том числе по акцизам в целом – на 36,3%, налогу на добавленную стоимость – на 4,3%, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций – сократилась соответственно на 2,5% и 5,3%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2015г. составила 329,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2014г. на 3,0%. Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2015г. составила 384,9 млрд.рублей (50,0% от общей суммы). По сравнению с 1 января 2014г. она увеличилась на 11,2%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 15,4%, налогу на добавленную стоимость – на 11,2%, налогу на прибыль организаций – на 4,8%. Уменьшилась недоимка по акцизам в целом на 11,2%.
Урегулированная задолженность на 1 января 2015г. составила 380,4 млрд.рублей (49,4% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2014г. она увеличилась на 1,0%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 217,1 млрд.рублей (57,1%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами – 117,9 млрд.рублей (31,0%).
Задолженность по единому социальному налогу на 1 января 2015г. по сравнению с 1 января 2014г. сократилась на 31,2% и составила 23,8 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 26,1% и составила 15,3 млрд.рублей.
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 января 2015г. по сравнению с 1 января 2014г. сократилась на 38,9% и составила 4,9 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 41,3% и составила 11,9 млрд.рублей.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2015г. составила 802,7 млрд.рублей. В целом же можно отметить повышение фискальных функций налоговых органов Российской федерации в 2015 году.
3. Направления повышения эффективности налоговой политики России
3.1. Анализ эффективности современной налоговой политики России
Как известно, правовое государство должно обеспечить и учесть интересы частных и публичных налоговых правоотношений. Существующие противоречия между интересами государственной власти и плательщиками налогов. Но, бюджетно-налоговая политика страны обязательно должна быть справедливой, эластичной и способной обеспечить исполнение налоговой администрацией собственных функций, тогда результат ее практического воплощения будет эффективным.
Высокий уровень проживания граждан, устойчивое улучшение экономического положения считаются главными направлениями политики налогового обложения. Большую роль играют экономико-правовые нюансы претворения в жизнь налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы ключевые ее направления. Одним из приоритетных считается улучшение законодательной базы налогового обложения с преследующей своей целью понижения налоговой нагрузки и обеспечения устойчивого становления экономики.