Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений на примере мировой сети квестов LOST с полным погружением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара.

В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи.

Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзера и франчайзи-дилера.[22]

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).[23]

Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.[24]

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков  (например, Coca-Cola). Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании.

Сервисный франчайзинг — это право франчайзи заниматься определенным видом коммерческой деятельности с использованием торговой марки фирмы-правообладателя (агентство недвижимости «Хирш», Kodak). Он предусматривает доступ франчайзи к определенной информации, базам данных, специальному программному обеспечению. Сфера его применения – услуги.

На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательной деятельности.[25]

Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп ма­газинов для продажи покупателям набо­ра продуктов и услуг под именем франчайзера (например, магазины мороженого «Баскин-Роббинс»).


Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Это едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению). [26]

Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.[27]

1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга

Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.[28] 

Преимущества для франчайзера:

  1. быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
  2. отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
  3. более низкий уровень собственных капиталовложений;
  4. государственная регистрация договора франчайзинга;
  5. подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
  6. прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
  7. прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.[29] 

Недостатки для франчайзера:

  1. получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
  2. невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
  3. трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
  4. трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
  5. обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.[30]

Преимущества для франчайзи:

  1. возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера;
  2. франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
  3. мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
  4. возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
  5. возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества;
  6. возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.[31]

Недостатки для франчайзи:

  1. контроль, осуществляемый франчайзером, оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
  2. потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
  3. услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
  4. опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса.[32]

Преимущества для потребителя:[33]

  1. в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг;
  2. если закрывается какая-то определенная торговая точка - можно обратиться в головную компанию;
  3. за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания;
  4. франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.[34] 

Недостатки для потребителя:

  1. франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;
  2. франчайзи может оказаться недостаточно обученным.[35] 

Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления перспективных длительных целей.[36]

На стадии разработки возникают определенные трудности, т.к. вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса.


Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером.[37]

Глава 2. Практические аспекты франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений

2.1. Общая характеристика мировой сети квестов LOST с полным погружением

Полное наименование организации – ООО «Альянс Инвест».

Организационно-правовая форма юридического лица - общество с ограниченной ответственностью.

Форма собственности – частная.

Дата регистрации – 12.12.2013 г.

Юридический адрес: 614097, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Встречная, 33.[38]

Фактический адрес: 614000, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, дом 3, офис 23.

Директор – Зарипов Рустам Маратович.

Основной вид деятельности - розничная торговля играми и игрушками, прочая зрелищно-развлекательная деятельность.

ООО «Альянс Инвест» осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Уставный капитал ООО «Альянс Инвест» составляет 10000,00 рублей.

Высшим органом ООО «Альянс Инвест» является общее собрание участников общества.

Единоличным исполнительным органом общества является директор, который избирается общим собранием участников общества сроком на 5 лет.

Квест это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. 

Квесты в реальности от LOST – это игра, в которой участники чувствуют себя главными героями фильма.

Каждый квест – это помещение из нескольких комнат.

Для игры необходима команда от 2 до 4 человек. Задача – выполнить миссию квеста и выбраться на свободу за 60 минут. При этом игроки попадают в неожиданные комнаты, находят тайники и разгадывают головоломки.

До прохождения квеста допускаются игроки с 14 лет, с более раннего возраста – только в сопровождении взрослых.


2.2. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений на примере мировой сети квестов LOST с полным погружением

LOST – это более 40 квестов от Москвы до Риги и Чикаго.

Реализацию своих франшиз компания LOST начала осуществлять в 2015 г. Первая франшиза была продана в г. Иркутск (один квест).

Франшизы квестов LOST – г. Пермь, г. Березники, г. Глазов, г. Екатеринбург, г. Иркутск, г. Киров, г. Красноярск, г. Мурманск, г. Набережные Челны, г. Сочи, г. Сыктывкар, г. Тверь, г. Чикаго, г. Рига. В настоящее время их насчитывается 17.[39]

Процессом реализации франшизы LOST, поддержкой и контролем за деятельностью франчайзи занимается ряд специалистов. К ним относятся: отдел франчайзинга (начальник отдела франчайзинга, специалист отдела франчайзинга), IT-специалисты, маркетологи, сценаристы, дизайнеры, проектировщики, бухгалтера, строители, электрики, инженеры, контент-менеджеры, бутафоры, операторы call-центра.

Стоимость франшизы квестов LOST зависит от численности населения города, от близлежащих населенных пунктов, от инфраструктуры, от наличия уже имеющихся франшиз квестов LOST в городе, в котором планируется открывать квесты.

Приобретая франшизу квестов с полным погружением от LOST, франчайзи получает также:

  • работу под единым брендом с федеральным продвижением;
  • единый сайт для клиентов;
  • подробную книгу-инструкций по открытию бизнеса;
  • круглосуточную поддержку;
  • маркетинговые решения, отработанные на практике;
  • CRM-систему.

Основные этапы реализации франшизы квестов LOST:

  1. На первоначальном этапе отдел франчайзинга обзванивает потенциальных партнеров, оставивших заявку на сайте LOST;
  2. Отдел франчайзинга отправляет потенциальному партнеру финансовую модель;
  3. Потенциальный партнер приезжает в г. Пермь (по возможности), для встречи с владельцами квестов LOST и для прохождения самих квестов, либо проходит квесты LOST в другом удобном городе;
  4. В случае положительного решения о покупке франшизы квеста LOST, франчайзи определяется с квестом, подбирает помещение и высылает план помещения сценаристам франчайзера;
  5. Заключается договор, в котором указывается, будет ли франчайзи пользоваться услугами аутсорсинга у франчайзера (бухгалтерский учет, call-центр, ведение группы Вконтакте);
  6. Франчайзи оплачивает франшизу и сценарий к квесту;
  7. После оплаты франшизы (паушального взноса) франчайзер открывает персональную страницу на общем сайте квестов LOST, а также группу в социальной сети Вконтакте до 1000 человек;
  8. Сценаристы франчайзера анализируют помещение и утверждают план строительства квеста и создают дизайн-проект;
  9. На следующем этапе происходит строительство квеста (2-3 месяца);
  10. Франчайзи заказывает (при желании) необходимый реквизит и оборудование у франчайзера;
  11. После окончания строительства проводятся тестовые игры в квесте и при положительном результате квест запускается.