Файл: Изучение вопроса об исключительном происхождение авторских прав.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
Введение
В настоящее время сложилось течение общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Происхождение отрасли общественного производства обусловлено массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.
Целью курсовой работы является изучение вопроса об исключительном
происхождении авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальныхпроблем, имеющих большое практическое значение. Имея перед собой цель можно обозначить следующие задачи:
-изучить развитие авторского права, источники авторского права и виды
авторских прав.
По смыслу статьи 1259 Гражданского Кодекса (далее ГК)- это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его воплощения.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своей особенности оно может быть признано обособленным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме и также является объектом авторского права. Создание и эксплуатация объектов авторского права привело к формированию другой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этого особого экономического развития РФ помогает определить важность этой комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано во всех странах мира.
Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле последовательности слов, нот и знаков. Авторское право стоит на страже прав авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся подлинным созданием автора.
Практическая значимость закона зависит в первую очередь от того, насколько результативно он исполняется. Поскольку авторам порой довольно проблематично самостоятельно осуществить свои права, то весьма распространённым является создание специальных объединений авторов, которые от их имени управляют установленными авторскими правами. В о общем, такие объединения могут выдавать разрешения на размножение (копирование ) про из ведений и в связи с этим получать для авторов гонорары. Система охраны авторских прав будет лишена здравого смысла, если творческая деятельность не будет оплачиваться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеетзначение тогда, когда от плодов своего труда он получает прибыль, но этоне представляется возможным без опубликования и распространения произведения. Целостность авторско-правовой охраны приводит в конечном итоге к поиску равновесия между интересами творческой личности и зрителей. Автор произведения имеет право получать адекватное вознаграждение, а его размерне может противоречить гражданским интересам и потребностям.
Под интеллектуальными правами представляются субъективные гражданские
права на конечный итог интеллектуальной деятельности и приравненные к ним блага индивидуализации, которые определяются в соответствии со ст. 1226 ГК РФ. Умственные права включают в себя исключительное право
(имущественное по своей юридической природе), а в случаях, означенных в
ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Поскольку
классификации субъективных гражданских прав интеллектуальные права
относятся к категории абсолютных прав (наряду свещными правами и личными неимущественными правами нанематериальные блага, приведенные в ст. 150 ГК РФ).
В случае перехода прав собственности на данную вещь не происходит перехода или предоставления интеллектуальных прав на объект, выраженный в ней, за исключением случая отчуждения произведения подлинника его собственником, имеющие исключительные права напроизведение, но не являющимся автором произведения. Поэтому исключительное право на произведение переходит к приобретателю
оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст.
1227, абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ).
Совершенствование функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению случаев использования результатов интеллектуальной деятельности. Произведения людского ума приобрели значение одного из главных видов объектов экономической системы.
Конкретные элементы авторского права появились сравнительно давно. Вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение продукта науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней Греции были правила о сохранении текстов трагедий для контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому творению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неиспавленном виде. Гонорар –единственная форма оплаты произведений, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Хотя в целом «экономической стороне» авторское право долгое время было малозначительным.
С появлением печатного станка, который изобрели в 1448 г., а так же открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители умственного труда могли быть быстро и относительно дешево размножены. Издание книг всегда привлекало максимум средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же доводилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более приемлемым ценам. Поэтому ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, зачастую не имели материальных выгод от своей работы. Этот факт препятствовал распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло воплотить в жизнь свои материальные свои материальные интересы через рыночную систему и вместе с тем «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял». Сложилась настоятельная потребность в претворении государством регламентирующей, координирующей, законодательной функций в этой области, а так же в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны интеллектуальной собственности.
Поэтому одной из наиболее важных задач было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто на что имеет право. Решение этой задачи должно было определить законодатель. Осуществление правового регулирования, утверждение правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение допустимых способов достижения правомерных целей – и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства.
Авторское и патентное право в своей природе относится к юридическим выражениям понимания законодателем важности соблюдения культуры для сохранения и развития молодого поколения, что играет немаловажную роль в развитии государства в целом. Поддержка и защита интеллектуальных ценностей, охрана плодов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека что и определяет актуальность данной работы.
Глава 1. Развитие авторского права
В средние века авторское право имело несколько иное название «привелегия», которая выдавалась монархом лично автору по его просьбе. По обычаю, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, что было редкостью.[1]
Учёные и люди искусства придерживались мнения, что их труды являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают подобным способом. Поэтому, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Что послужило переходом от системы привилегий к авторскому праву. Поэтому, авторские права сначала как и в европейских странах, так и в России имели место быть, только по отношению клитературным произведениям.[2] С течением времени и потребностями людей объектами авторских прав другие виды произведений, как музыкальные и художественные. Первопричиной появления авторского права в России стала не потребность защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а плотная связь сцензурным законодательством. Это и послужило значимой особенностью регулирования данных отношений в России.[3] В 1771 году книгоиздательское дело в России прекратило быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать зарубежной литературы, на которую также была установлена цензура. Работа частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.[4] В 1828 году появилась особая глава Цензурного устава, первый закон, позволяющей использовать литературные произведения самим авторам.[5] Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были написаны как приложение ст.420 т. Х ч.1., где значились положения, в которых речь велась о том, что автор теряет права на
труды, если они напечатаны без соблюдения правил Цензурного
устава. Авторское право в этот временной отрезок все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, на что подтолкнули экономические интересы
российского руководства и несостоятельность плохо организованных
авторских объединений защищать интересы русских авторов. [6]В 1830 году
вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который
фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта
1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным
событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в
области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет «О
государственном издательстве» давал право устанавливать на труды некоторых авторов государственную монополию сроком до 5лет.26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял труды многих писателей и композиторов собственностью правительства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон «Об основах авторского права».16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права натруды, а также унаследование этих прав к наследниками сроком на 15 лет.[7] Основами авторского права позволялось использовать произведения только по договору с его автором.[8] В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:
Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик
1961 года;
Типовыми авторскими договорами;
Разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах
союзных республик;[9]
Без внимания на то, что данные составляющие законодательства СССР имели существенные взаимствования из сферы авторских прав, они вполне
шли с запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законов в Российской Федерации, в ход были запущены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. [10]Такая регламентация авторских прав была описана в Разделе IV Основ ("Авторское право"), где означались понятия регламентирования смежных прав.9 июля 1993 года Президентом Российской федерации был подписан Закон «Об авторском праве и смежных правах». После чего были внесены изменения от 19 июля 1995 года. Этот основополагающий акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года посколькубыла введена 4 часть ГК РФ.[11]
Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования
2.1 Понятие и значение авторского права
Авторское право конкретизирует свод норм гражданского права, регламентирующих связь по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, принятии режима их работы, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.[12]
Термин «авторское право» имеет в два значения:
а) в конкретном смысле авторское право - это свод правовых норм, регламентирующих отношения, происходящие в связи с созданием и эксплуатированием творений литературы, науки и искусства;
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность
субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного
творения литературы, науки и искусства.[13]
Авторские и смежные права по своей значимости являются исключительными абсолютными правами.[14] Они представляют возможность их обладателям использовать плоды своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать означенные действия другим людям.[15]
Авторское право регламентируется на ряде
принципов:
а) принцип свободы творчества в соответствии со ст.44 Конституции РФ;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского договора.
А так же имеет отдельные функции. Первая функция авторского права определяет признание авторства и охрана
произведений науки, литературы и искусства. Наряду с ранее действовавшим
законодательством, ГК РФ осуществляет право авторства - право считаться
автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с
момента их создания. Поэтому, как и прежде, нет точного определения
понятия произведения.[16] Дается лишь определение отдельных видов
произведений. Например, понятие служебного произведения оговаривается в