Файл: Изучение вопроса об исключительном происхождение авторских прав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

право на защиту произведения, включая его имя, от всякого искажения

или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству

автора (право на защиту репутации автора). Возвращение права на

неприкосновенность произведения после 15-летнего перерыва является

В ГК РФ предоставляется право на неприкосновенность продукта интеллектуального труда как

обособленное право, которое по своему содержанию значительно шире,

чем право на защиту репутации автора.[61]

Статьей 1266 ГК РФ впервые законодательно обосновывало, что при

эксплуатации продукта умственного труда после смерти автора лицо, наделенное исключительным правом на произведение, вправе позволить внесение в произведение изменений, дополнений, а так же сокращений. При этом не должен меняться идея автора; не должна быть нарушена целостность

понимания произведения; что не должно противоречить воле автора, определенно указанной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.[62]

И наконец, неимущественное право, которое я бы хотела рассмотреть в

своей курсовой работе - это право на оглашение произведения, а так же

иные права авторов. В соответствии со ст.1265 ГК РФ право авторства - это право быть автором произведения. Право на обнародование - это обеспечение доступа к произведению иных третьих лиц. Автор имеет право считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для вынесения его на суд общественности, и потому он правомочен не давать согласия на его оглашение. Свое право автор использует при заключении договора о первичном использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.[63]

Право на оглашение произведения закреплено ст.1268 ГК РФ, согласно которой автор имеет право осуществить действие или дать согласие на принятие действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом выпуском в свет является выпуск в обращение тиража произведения, представляющих собой копию произведения в любом материальном формате, в числе, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. Произведение считается оглашенным, если действия по обеспечению доступа к произведению достаточного круга лиц осуществлены с согласия автора.


Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на оглашение этого произведения.

Продукт интеллектуального труда, не обнародованный при жизни автора, может быть оглашено после его смерти лицом, которое наделено исключительным правом на произведение. Такое обнародование не может противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме. В соответствии ст.1255 ГК РФ в случаях, установленном Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст.1295 ГК РФ автор имеет право на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для автора трудовых обязанностей. Абсолютное право на служебное произведение принадлежит

работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и

автором не предусмотрено иное.

В случае если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение

было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого

произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или

не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное

право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного

произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор

имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на

вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал

использование этого произведения в указанный срок. Размер платы, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом. Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п.2 ст.1295 ГК РФ), работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать подобное произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и


спсобом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из

задания работодателя. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Право на отзыв. Если автор после оглашения своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он зачастую отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может предпринять следующее - использовать свое право на отзыв. В соответствии с действующим законодательством право на отзыв сформулировано как самостоятельное

право и установлено ст.1269 ГК РФ, согласно которой автор правомочен отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор

дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В

зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми

последствиями. Настоящая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на оглашение своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае правообладатель обязан сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения. В этом случае никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор должен возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда правообладатель дал согласие на

оглашение своего произведения и оно уже было обнародовано. В подобном

случае при этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Право на отзыв не может быть применено автором к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект. Право следования ранее было закреплено ст.17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения. В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст.1293 ГК РФ.


Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.

Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и

скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение.[64] Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений - ст.1292 ГК РФ соответствует ст.17 ЗоАП. Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото – и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Заключение

Проанализировав главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

На первый взгляд, совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало

интересы сравнительно небольшого количества числа людей в мире. Как правило это были писатели, композиторы, художники, издатели. Но с течением времени и по мере совершенствования научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, происходили различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений ежедневно сталкиваются с вопросами авторского права. В

большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны

международные конвенционные нормы авторского права, определились

основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства.

Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно

связана с происхождением международного культурного сотрудничества. Сама жизнь объединила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности». Конституция России сплотила авторское право вместе с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и


охраняемыми государством. Наряду с этим, можно сказать, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Другими словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из основных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

В отдельных законах круг гарантированных государством свобод

именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают

единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является

сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. В системе авторского права традиционно принято подразделялись права на

имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный

неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладательавторских прав имеет возможность использовать произведение по своему собственному

желанию, но с учетом юридически признанных прав и интересов других

граждан, а также может запрещать другим использовать произведение без дачи его согласия. Российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения. Из чего следует, что автор не только решает вопрос об оглашении произведения, но дает определение, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет представляться доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом;

импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

публично показывать произведение; публично исполнять произведение;

сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и

(или) последующей передачи в эфир;

сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;

переводить произведение;

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.