Файл: Изучение вопроса об исключительном происхождение авторских прав.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
труда.[42] Кроме российского гражданского законодательства и норм
международного права, стоит учитывать обычаи делового оборота, которые могут устанавливать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства.[43]
Обычаи делового оборота, в разрез обязательным для участников соответствующего отношения основам законодательства или договору, не употребляются. Поскольку они не относятся к источниками права, их роль в
определении единого подхода в применении сопутствующих норм довольно
ценна.[44]
Глава 3. Виды авторских прав
Ранее действовавшее законодательство (ст. ст.15 - 16 ЗоАП) представляло собой полный комплекс авторских правомочий, а так же делило на имущественные права и личные неимущественные права.[45] При этом абсолютным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют предпринимательского смысла. На основании ГК РФ авторскими правами понимаются интеллектуальные права на труды науки, литературы и искусства.
Авторские права включают в себя:
1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным
правом;
2) личные неимущественные права, к которым относятся:
право авторства;
право автора на имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование произведения;
другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие). Исследование абсолютного права на произведение нужно начать с изучения его правовых оснований. По вышеозначенному вопросу в науке гражданского права происходит много споров.[46] В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности.[47]
Разработчики IV части ГК РФ руководствовались тем, что категория
«интеллектуальной собственности» раскрывает понятие лишь объектам
изучаемых отношений, но не полномочия их субъектов.[48] «Названные права
носят разнородный характер по своей юридической природе и в силу этого
подразделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е.имеющие возможность оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные. Автору интеллектуального труда или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право распоряжаться произведением в соответствии со ст.1229 Кодекса по своему усмотрению, но не противоречащими способами регламентируемыми ст.1270 ГК РФ.[49] Использованием произведения, в частности, считается:
воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более
экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том
числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях
одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях
одного и более экземпляра трехмерного произведения.[50] При этом запись
интеллектуального труда на техническом носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также есть основания считать воспроизведением. Исключением является лишь случай, когда такая запись временная и составляет неотъемлемую и наибольшую часть технического процесса, преследующий единственной целью правомерное обнародование записи или правомерное доведение продукта интеллектуального труда до граждан;
генерализация произведения путем продажи или иного изъятия его оригинала или экземпляров. Данный факт определяет лишь то, что автор может генерализировать экземпляры своего интеллектуального труда любым незапрещенным законом способом, то есть продавать, сдавать в прокат и т.д. В целом, закон увязывает генерализацию только с теми продуктами интеллектуального труда, которые запечатлены на техническом носителе.
Полномочия на генерализацию закон не увязывает с пуском в гражданский
оборот такого тиража экземпляров продукта интелектуального труда, которое удовлетворяло бы адекватные потребности народа.[51] Генерализацией так же будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий интеллектуального труда.[52] Обнародование продукта интеллектуального труда, а именно любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также обнародование отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения четкой последовательности непосредственно либо с помощью компьютерных средств в месте, доступном для свободного посещения, или в месте, где имеется достаточное количество лиц, не имеющих отношение к обычному кругу семьи, независимо от того, принимается произведение в месте его генерализации или в другом месте в одно время с знакомством с произведением;
импорт оригинала или экземпляров произведения интелектуального труда в целях генерализации. Аудиторное представление продукта интеллектуального труда, а именно представление произведения в истинном исполнении или с помощью технических устройств (радио, телевидения и иных технических средств), и вместе с тем показ аудиовизуального продукта интеллектуального труда, доступном для открытого посещения, или в месте, где имеется достаточное количество лиц, не имеющих к обычному кругу семьи, независимо от того, принимается обнародование в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом продукта интеллектуального труда.[53]
Трансляция в эфир- сообщение продукта интеллектуального труда для общего освещения
по радио или телевидению
, кроме случая сообщения по кабелю.
Абсолютные права на перевод и доработку прикреплены за автором или его правопреемниками. В абсолютное право на перевод входит полномочие автора самому переводить и применять перевод своего шедевра, а также его полномочия давать разрешение на перевод и применение перевода другими гражданами. Дача согласия на перевод на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с тем объединение, которое хочет применить его
продукт интеллектуального труда в переводе.[54]
К полномочию на перевод тесно связан с правом автора корректировать или другим образом вносить изменения в произведение. Поскольку оно но также включает в себя возможность автора самому внести изменения либо дополнения в произведение в другой формат, форму или жанр либо давать согласие на реконструкцию иным лицам. Редакция произведения включает в себя создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).[55]
Сформированные в ходе творческой редакции продукты интеллектуального труда относят к новыми объектами авторского права. Следует отметить, что их использование может осуществляться лишь с согласия авторов подлинных произведений. В настоящее время согласие автора требуется для любой переработки его детища. Если в нарушение означенного требования автор произведения, подвергшегося несанкционированной редакции, имеет полномочия по защите своих прав. Следует упомянуть так же об объекте авторских прав, как программы для персональных компьютеров. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ. Требуется особо выделить, что использование знака охраны авторского права остается правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. По смыслу ст.1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться присущим ему исключительным правом в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу полномочий по использованию сопутствующего результата творческой работы или средства персонализации в освещенном договором пределах. Важным из неимущественных прав, происходящих у автора в связи
написанием продукта науки, литературы и искусства, является право авторства.[56] Под правом авторства понимается, юридически обеспеченное преимущество лица считаться автором продукта интеллектуального труда и выходящий отсюда шанс требовать признания данного факта от других граждан. Отнесение полномочий авторства как особого субъективного права регламентировано потребностью персонализации плодов творческого труда и
народного признания связи этих результатов с работой определенных создателей.[57] В общественном признании данной связи имеется особый интерес создателя произведения, который и обеспечивается законом путем наделения творцов произведений особым субъективным правом авторства.[58]
Такое право неотчуждаемо от личности автора, которое может принадлежать только действительному автору продукта интеллектуального труда и является неотчуждаемым и непередаваемым по каким-либо причинам, например по договору или по наследству. Кроме того, от вышеназванного права невозможно отказаться. Данное право создается самим фактом написания произведения и не зависит от того, генерализировано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица как автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.[59]
Право авторства относится к абсолютным правам. Возможные отступления от такого права могут пониматься как в присвоении чужого авторства, так и в
отрицании авторства того лица, которым создан продукт интеллектуального труда. Самым острым нарушением можно считать полное или частичное присвоение авторства. По обычаю можно выделять две формы присвоения авторских прав: присвоение авторства идей и присвоение конкретных произведений.
Приписование авторства идей, обнародованных в ранее в научных произведениях иных авторов, не влечет юридической ответственности. Хотя в ряде случаев следует вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такое произведение не будет содержать весомого количества ранее неизвестных путей решения научных проблем. Подобная ситуация складывается, когда приписывают авторство на оформленные в материальном формате продукты интеллектуального труда. Российское законодательство в этом случае регламентирует гражданско-правовую и
уголовную ответственность. Способов для присвоения авторства достаточно много. Как показывает практика, автор дает согласие иному лицу на присвоение своего детища полностью или частично. Как правило приписование случается вопреки воле и желанию автора произведения.
С полномочиями авторства напрямую связано право на авторское имя. Право отдельного гражданина приобретать и воплощать права и обязанности под своим
именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если
иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз.1
п.1 ст. 19 ГК. [60]В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин
может применять псевдоним, т.е. вымышленное имя. Вместе с тем, ст.1265 ГК РФ указывает, что полномочия автора на имя - это полномочия использовать или разрешать использование продукта интеллектуального труда под своим именем, под придуманным именем (псевдонимом) или без упоминания имени, то есть анонимно. Иными словами, право на имя - это полномочия на способ указания имени автора при использовании интеллектуального труда.
В настоящее время псевдонимы чаще всего встречаются в шоу-бизнесе и актерской среде. Как правило, в последующем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п.2) дает свободное гражданину право переменить свое имя в порядке, регламентируемом законом. Создатель имеет право на несколько псевдонимов. Он может применять псевдоним для одних произведений, а другие использовать под своим настоящим именем. Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что определяет третий способ реализации права автора на имя. Если продукт интеллектуального труда используется под псевдонимом или без указания
имени автора (анонимно), лица, которым известно настоящее имя автора, не
вправе без согласия автора обнародовать его подлинное имя. Как показывает практика способ обозначения имени автора и условия соблюдения анонимности оговаривается в договоре, согласно которому автор получает
права и обязанности под своим настоящим именем. По ГК РФпосле заключения договора стороны не имеют права изменять способ обозначения
имени автора в одностороннем порядке.
Согласно п.2 ст.1265 ГК РФ при обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель (п.1 ст.1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается доверенным лицом автора. В этом качестве издатель имеет право защищать полномочия автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя шедевра издателю нет острой необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно предъявить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. Когда автор такого произведения не рассекретит свою личность или не заявит о своем авторстве до урегулирования спора по существу, в связи с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», суд выносит решение об удовлетворении иска в пользу издателя. Право на имя, как и полномочия авторства, является личным неимущественным правом. В связи с этим, в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не предусматривается. Право на неприкосновенность продукта интеллектуального труда так же является личным неимущественным благом автора. В действующем российском законодательстве были объединены два правомочия: право назащиту чести и достоинства автора и право на редактирование. Статья 15 ЗоАП утверждала