Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере компании «ZARA»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Главными задачами любой компании является увеличение своих объемов продаж и повышение конкурентоспособности. Одним из важных элементов деятельности предприятия, который обеспечивает рост ее стоимости, является конкурентоспособность предприятия и анализ конкурентов. Каждый год на рынке появляется все больше и больше предприятий. Все они по-своему уникальны, имеют свои особенности, преимущества, свою стратегию и тактику функционирования. Но, несмотря на все это не все фирмы выживают. Поэтому компании необходимо развивать возможности для повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность позволяет охарактеризовать стратегию управления предприятием. Это также помогает выявить эффективность использования представленных в распоряжение организации ресурсов, ее финансовую стабильность и дать рекомендации по повышению рентабельности предприятия.

Анализ конкурентоспособности помогает оценить компании новые направления в ассортименте, необходимость усовершенствования технологий, повышения квалификации персонала и всего того, что поможет предприятию повысить уровень прибыли. Проведение эффективного анализа конкурентоспособности является одной из важных целей руководства предприятия. Все это определило востребованность анализа конкурентоспособности, ориентированного на отдельные виды бизнеса и отрасли.

Правильно и своевременно проведенный анализ позволит компании обрести преимущество в конкурентной борьбе, так как наделит ее актуальной и важной информацией, например, относительно нынешней конкурентоспособности, положения товаров среди конкурентов, отношения потребителей и т.д. Анализ конкурентоспособности помогает определить проблемы, которые тормозят успех компании или указывают на возможности, позволяющие ей повысить эффективность. Если сказать, по-другому, то именно та информация, полученная в ходе анализа, позволяет выбрать правильную стратегию повышения конкурентоспособности среди множества альтернативных решений. Это непременное условие для успешной деятельности, выбора оптимальных стратегий и тактик деятельности.

Анализ конкурентоспособности являются важной частью процесса стратегического менеджмента и управления компанией. На практике это создает предпосылки для их совершенствования. Кроме того, внешняя среда находится в постоянном движении, что требует обновление построенных моделей управления конкурентоспособностью.


Цель работы – проанализировать конкурентоспособность компании и провести анализ конкурентов на примере предприятия «ZARA» и разработать мероприятия для ее повышения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и виды конкурентоспособности, конкуренции.

2. Рассмотреть основные факторы и показатели конкурентоспособности.

3. Изучить методы оценки конкурентоспособности.

4. Проанализировать деятельность компании «ZARA».

5. Проанализировать конкурентоспособность компании «ZARA».

6. Предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности компании «ZARA».

Объект исследования – компания «ZARA».

Предмет исследования – конкурентоспособность компании «ZARA».

Методологической основой исследования стали труды многих отечественных и зарубежных авторов, таких как Воронов Д.С., Головачев А.С., Дорофеева Л.И., Мокроносов А.Г., Портер М. и т.д.

Дикань В.Л., Фатхутдинова Р.А., Чайникова Л.Н. и др. рассматривали конкурентоспособность как важную часть стратегии предприятия и как основное преимущество перед конкурентами. Белоусов В.Л., Колочева В.В., Паничкина Н., Царев В.В., Чекменова Е.И. и др. рассматривали важность конкурентоспособности для развития предприятия. Захаров А.Н., Квасников В.В., Куприянова Т., Лазаренко А.А., Лазарева О., Поляничкин Ю.А. и др. рассматривали различные методы оценки конкурентоспособности.

В ходе работы использовались такие методы исследования, как анализ, обобщение логических выводов, наблюдение, классификация, сравнение, систематизация данных. Информационной основой для написания работы являются фактические материалы, опубликованные в литературных источниках, периодических статьях, интернет источниках.

Цель и задачи работы определили ее структуру: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Практическая значимость работы заключается в том, что выбранная компания с помощью практических рекомендаций сможет повысить уровень конкурентоспособности.

Глава 1. Теоретические основы определения конкурентоспособности компании и анализа ее конкурентов


1.1 Понятие конкурентоспособности, конкуренции и их характеристика

Среди движущих сил экономики особую роль играет конкуренция. Конкуренция - экономическая борьба, соперничество между отдельными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение собственных интересов, это движущая сила развития рыночной экономики [13, с. 53]. В условиях конкуренции побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию при наименьших издержках производства, обладает высокопрофессиональными кадрами и другими конкурентными преимуществами, которые определяют конкурентоспособность предприятия [11, с. 36].

В таблице 1 представлены понятия конкурентоспособности различных авторов.

Таблица 1 - Определения конкурентоспособности

Автор

Определение

Колочева В.В. [15, с. 17]

Конкурентоспособность – совокупность определенных факторов (качество управления, продукции, востребованность обществом, стабильное финансовое положение, инновационность, эффективность использования ресурсов, высококачественный персонал).

Уотерман Р. [26, с. 102]

Конкурентоспособность – положение компании, которое отражается через разнообразные показатели деятельности, адекватно соотносящиеся с состоянием и динамикой рынков и отрасли.

Паничкина Н. [23, с. 46]

Конкурентоспособность – числовая характеристика, которая позволяет оценить достигнутые компанией конечные результаты его деятельности в течение определенного периода времени.

Фатхудинова Р.А. [27, с. 54]

Конкурентоспособность – совокупность особенностей, которые обеспечивают компании победу в конкурентной борьбе.

Криворотов В.В. [16, с. 48]

Конкурентоспособность – способность компании конкурировать на рынке с производителями аналогичных товаров более высокого качества.

Миронов М.Г. [21, с. 44]

Конкурентоспособность – возможность вести эффективную хозяйственную деятельность и получать прибыль.

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность в систематическом отслеживании конкурентных изменений на рынке. Только при этих условиях предприятие может правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества [22, с. 38].


Существуют четыре уровня конкуренции. На первом уровне конкурентами являются все те, кто продает аналогичный товар. На втором уровне – все те, кто продает аналогичный товар по похожей цене. На третьем уровне – все те, кто удовлетворяют аналогичные потребности потребителей. На четвертом уровне – все те, кто занимаются продажей товара одного назначения [28, с. 40].

Обеспечение конкурентоспособности предприятия происходит на трех уровнях [2, с. 55]:

  • оперативном;
  • тактическом;
  • стратегическом.

Оперативный уровень предполагает обеспечение конкурентоспособности товаров (критерий конкурентоспособности – конкурентоспособность продукции). Тактический уровень определяется общим состоянием компании. Стратегический уровень определяет инвестиционную привлекательность компании (критерий – рост стоимости компании).

1.2 Факторы и виды конкурентоспособности компании

Существует множество групп факторов, определяющих конкурентоспособность [24, с. 80 - 84].

1.Основные факторы: внутренние и внешние.

Динамика изменения внешних факторов может оказывать сильное воздействие на отрасль, экономическую сторону деятельности предприятия. К ним принято относить: состояние рынка, на котором действует предприятие и положение на нем компании, общее экономическое состояние страны, отрасли, в рамках которого функционирует предприятие, уровень платежеспособности потребителей, уровень инфляции, кредитные ставки. Компания не в состоянии повлиять на внешние факторы [6, с. 41].

Внутренними же факторами руководство компании может управлять. К ним принято относить: потенциал кадровой структуры, состояние основных фондов, объем оборотных средств, уровень загрузки производственных мощностей, инновационность технологий, применяющихся на предприятие и т.д.

В таблице 2 представлены основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности.

Таблица 2 - Внешние и внутренние факторы [5, с. 55]

Внешние

Внутренние

Государственная политика в области импорта и экспорта

Производственная и организационная структура компании

Уровень экономического развития страны

Размеры и постоянство лояльности клиентов

Качество финансовых услуг

Оборудование

Основные характеристики рынка

Развитие сети сбыта

Уровень развития инфраструктуры

Репутация (имидж) компании.

Уровень квалификации трудовых ресурсов

Уровень применения информационных технологий.

Развитие научно-технического потенциала

Наличие и эффективность системы менеджмента качества.

Налоговая, кредитная и таможенная политика

Уровень стратегического управления

Правовая защита потребителей

Уровень квалификации сотрудников

Система страхования

Уровень технологий

Система стандартизации и сертификации товаров и систем ее производства

Мотивация работников

Качество менеджмента


2. По длительности воздействия: постоянные и переменные.

Постоянные факторы влияют на экономические показатели компании, не имеющие временные ограничения, переменные же в течение определенного промежутка времени.

3. По сущности: экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные).

Например, изменение численности персонала относится к количественным факторам, а изменения в производительности труда одного сотрудника – качественным.

Экстенсивные факторы – это те, которые отражают использование производственных и непроизводственных ресурсов, их объем, временные рамки. По сути, они имеют отношение к расширению, увеличения материально-технической базы компании, к привлечению дополнительных финансовых/материальных ресурсов, к развитию экономического потенциала предприятия.

Экстенсивные факторы бывают: увеличение и устранение. К первому типу относят [10, с. 41]:

  • количество используемых ресурсов, средств и предметов труда;
  • численность рабочей силы;
  • время использования ресурсов, средств труда, рабочей силы.

Ко второму типу – непроизводительность использования ресурсов, средств и предметов труда, рабочей силы.

Интенсивными факторам являются те, что отражают эффективность использования ресурсов предприятия или каким-то образом способствуют этому. Под интенсивными факторами понимаются усилия и действия предприятия, его работников по улучшению функционирования предприятия, отражающиеся в различных показателях эффективности по содержанию и измерению. Измерить такие факторы можно с помощью абсолютных величин в стоимостном и натуральном выражении и относительных величин, выражающихся в коэффициентах, процентах и др.

Интенсивные факторы отвечают за оптимизацию/модернизацию процесса использования имеющихся ресурсов предприятия, средств и предметов труда, рабочей силы, технологий; воспроизводство и ускорение обновления основных производственных фондов и оборачиваемости оборотных фондов [17, с. 85].

На практике можно видеть, что интенсивные и экстенсивные факторы всегда взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга.

4. По степени зависимости: объективные и субъективные.

Объективные факторы не зависят от деятельности руководителя и его сотрудников, субъективные же наоборот целиком и полностью зависят от людей [31, с. 136].

5. По характеру влияния: прямые и косвенные.

К прямым факторам относится изменение себестоимости продукции, а изменение материальных затрат к косвенным факторам, так как это действует на прибыль компании непосредственно.