Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере компании «ZARA»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы определения конкурентоспособности компании и анализа ее конкурентов
1.1 Понятие конкурентоспособности, конкуренции и их характеристика
1.2 Факторы и виды конкурентоспособности компании
1.3 Методы анализа конкурентов и оценки конкурентоспособности компании
Глава 2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности компании «ZARA»
2.1 Общая характеристика компании «ZARA»
2.2 Анализ конкурентов компании «ZARA»
2.3 Анализ конкурентоспособности компании «ZARA»
Глава 3. Совершенствование конкурентоспособности компании «ZARA»
3.1 Мероприятия повышения конкурентоспособности компании «ZARA»
У компании есть все необходимые возможности, чтобы повысить свою конкурентоспособность и укрепить сильные стороны. У предприятия имеется достаточное количество собственных денежных средств, которые находятся в обращении и регулярно возвращается с выручкой. Показатели свидетельствуют о росте прибыли в компании.
В таблице 4 представлен первичный анализ сильных и слабых сторон компании.
Таблица 4 - Сильные и слабые стороны компани
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Наличие официального представительства компании во многих городах. 2.Бренд воспринимается как элемент статусного положения 3.Стабильный доход. 4.Многолетний опыт работы. 5.Контракты с ведущими мировыми производителями. 6.Широкий ассортимент известных брендов. 7. Удобный график работы. 8. Положительная репутация среди партнеров. 9. Собственные склады. 10. Квалифицированные сотрудники. 11. Ежегодные аттестации персонала. 14. Качественные товары. |
1. Недостаточная квалифицированность некоторых категорий персонала. 2. Сложность поддержания высокого уровня сервиса, связанная с текучестью кадров. 3. Высокие цены. |
В таблице 5 представлены возможности и угрозы компании для развития.
Таблица 5 - Возможности и угрозы для компании
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Рост популярности товаров. 2. Высокие темпы роста в отрасли. 3. Развитие рекламной активности. 4. Расширение ассортимента. 5. Повышение квалификации персонала. 6. Повышение социальной ответственности. |
1.Рост ценовой чувствительности клиентов. 2.Рост конкуренции. 3. Развитие основных конкурентов. 4. Отрицательное отношение потребителей к компании. 5. Падение имиджа. 6.Уход поставщиков. |
В таблице 6 представим соотношение сильных, слабых сторон с возможностями и угрозами компании «ZARA».
Таблица 6 - SWOT-анализ компании
Таким образом, проведенный SWOT-анализ показал, что у предприятия «ZARA» есть возможности, которые могут укрепить сильные стороны и снизить влияние слабых сторон на деятельность, а в некоторых случаях вовсе их устранить.
2.2 Анализ конкурентов компании «ZARA»
По данным информационных справочников Москвы на конец августа 2018 г. в городе насчитывается более 8 тыс. магазинов по торговле одеждой. На практике эта цифра превышает данные показатели на 20-30%. При этом не более 10% из них могут удовлетворять всем требованиям, которые предъявляются к системе организации и качеству оказания услуг розничными предприятиями по продаже мужской, женской и детской одежды.
На рынке розничной торговли одеждой г. Москва проявляются и нарастают следующие тенденции:
- повышение требований к качеству и ассортименту услуг;
- рост спроса на маркетинговую информацию и новые средства ее систематизации и использования;
- усложнение управленческих технологий.
На фоне других розничных магазинов одежда «ZARA» занимает одну из лидирующих позиций (рисунок 3).
Рисунок 3 – Доля розничных магазинов одежды на рынке г. Москва
Внутриотраслевая конкуренция на рынке ужесточается по причине высокой привлекательности отрасли (ежегодный темп роста больше 20%). На рынке наблюдается рост уровня дифференциации продуктов и развитие ассортиментных групп.
Теперь составим карту конкурентов (рисунок 4).
Глория Джинс
ZARA
Terranova
O`stin
New Yorker
H&M
Рисунок 4 – Карта конкурентов
Карта конкурентов показывает, что компания не сильно отстает от лидеров рынка и обладают необходимыми ресурсами для роста бизнеса. В таблице 7 приведены ключевые факторы успеха компании «ZARA»
Таблица 7 - КФУ компании «ZARA»
Фактор |
Вес фактора |
Оценка компании |
Оценка конкурента |
Оценка конкурента |
|||
Балл |
Оценка |
Балл |
Оценка |
Балл |
Оценка |
||
Репутация на рынке |
0,09 |
4 |
0,36 |
5 |
0,45 |
3 |
0,27 |
Соответствие стандартам качества |
0,08 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
Опыт работы |
0,08 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
4 |
0,32 |
Начно-исследовательские работы |
0,07 |
4 |
0,28 |
5 |
0,35 |
3 |
0,21 |
Быстрое внедрение нововведений |
0,09 |
5 |
0,45 |
5 |
0,45 |
4 |
0,36 |
Низкие производственные издержки и на НИОКР |
0,09 |
4 |
0,36 |
4 |
0,36 |
3 |
0,27 |
Доступ к квалифицированной рабочей силе |
0,08 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
Высокая производительность труда |
0,08 |
4 |
0,32 |
4 |
0,32 |
4 |
0,32 |
Высокопрофессиональное руководство |
0.08 |
5 |
0,4 |
4 |
0,32 |
4 |
0,32 |
Финансовые возможности |
0,09 |
4 |
0,36 |
3 |
0,27 |
4 |
0,36 |
Развитие имеющихся мощностей |
0,09 |
5 |
0,45 |
4 |
0,36 |
5 |
0,45 |
Маркетинговая политика |
0,08 |
3 |
0,24 |
5 |
0,4 |
4 |
0,32 |
Итого |
1 |
- |
4,42 |
- |
4,48 |
- |
4 |
Таким образом, конкурентные преимущества компании «ZARA» заключаются в высокопрофессиональном руководстве. Так же при определенном развитии компания может улучшить качество товаров, ускорить введение инновационных разработок, повысить профессионализм сотрудников и развить имеющиеся мощности.
2.3 Анализ конкурентоспособности компании «ZARA»
Теперь сравним конкурентов с компанией «ZARA» (таблица 8).
Таблица 8 - Анализ конкурентов и компании «ZARA»
Наименование критерия |
ZARA |
H&M |
New Yorker |
Цены |
4 |
5 |
5 |
Сервис |
4 |
5 |
5 |
Качество товара |
5 |
5 |
3 |
Уровень сбыта |
3 |
5 |
4 |
Дополнительные услуги |
4 |
4 |
4 |
Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
Продвижение на рынке |
5 |
4 |
5 |
Скидки |
5 |
4 |
5 |
Общее количество баллов |
35 |
37 |
34 |
Теперь построим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 5).
Рисунок 5 – Многоугольник конкурентоспособности
Данные на рисунке 5 предоставляют возможность сформировать свои конкурентные преимущества для компании «ZARA». Анализ конкурентоспособности происходит по 4P. Это представлено в таблице 9.
Таблица 9 – Конкурентоспособность предприятия
Факторы конкурентоспособности |
ZARA |
Конкуренты |
|
H&M |
NewYorker |
||
«1Р» – продукт |
33 |
31 |
30 |
· надежность |
5 |
5 |
5 |
· безопасность |
5 |
5 |
4 |
· престиж торговой марки |
4 |
4 |
3 |
· качество |
5 |
4 |
4 |
· гарантия |
4 |
5 |
4 |
· уникальность дополнительных услуг |
5 |
3 |
5 |
· широта ассортимента |
5 |
5 |
5 |
«2Р» – цена |
12 |
13 |
11 |
· стоимость услуг |
4 |
4 |
4 |
· скидка |
4 |
4 |
4 |
· условия и порядок расчетов (предоплата, кредит, сроки оплаты) |
4 |
5 |
3 |
«3Р» – регион и каналы сбыта |
13 |
17 |
13 |
· стратегия сбыта |
4 |
5 |
4 |
· вид распределения продукта |
4 |
4 |
4 |
· степень охвата рынка |
3 |
4 |
2 |
· регионы сбыта |
2 |
3 |
3 |
«4Р» – продвижение на рынке |
25 |
31 |
27 |
· формы рекламы |
4 |
5 |
4 |
· где размещается реклама |
4 |
5 |
5 |
· бюджет рекламы |
4 |
5 |
4 |
· частота появления рекламы |
2 |
4 |
3 |
· упоминание в средствах массовой информации |
3 |
4 |
3 |
· стимулирование персонал |
4 |
3 |
4 |
· стимулирование покупателей |
4 |
5 |
4 |
ИТОГО |
83 |
92 |
81 |
Явным лидером на рынке розничной торговли одеждой является магазин «H&M», но компания «ZARA» по отношению к своим конкурентам имеет высокую конкурентоспособность. Магазин «ZARA» имеет конкурентные преимущества в предоставляемых товарах.
Проведем портфельный анализ с помощью матрицы Мак-Кинси. В приложении 1 и 2 представлены критерии конкурентоспособности и привлекательности продукции компании «ZARA». На рисунке 6 представлена матрица Мак-Кинси, составленная по данным приложений.
Привлекательность сегмента |
Высокая (8 -10 баллов) |
Розничная продажа одежды |
||
Средняя (4-7 баллов) |
Сопутствующие услуги |
|||
Низкая (0-3 балла) |
||||
Низкая (0-3 балла) |
Средняя (4-7 баллов) |
Высокая (8-10 баллов) |
||
Конкурентоспособность товара компании в сегменте |
Рисунок 6 – Матрица Мак-Кинси
Из матрицы 6 следует, что деятельность по розничной продаже одежды обладает высоким потенциалом для компании. Можно концентрировать свои усилия на продвижении, где обыгрываются конкурентные преимущества компании, работать в данном секторе только против тех конкурентов, против которых есть преимущества. Данная деятельность должна быть приоритетной, необходимо развивать сервисное обслуживание в данной области и защищать конкурентные преимущества, усилить маркетинг, развивать технологии. Сопутствующие услуги (продажа аксессуаров) имеют высокий потенциал для компании, следует формировать лояльных потребителей, расширять деятельность, вкладывать инвестиции.
В заключение второй главы следует отметить, что магазин «ZARA» уже долгие годы функционирует на рынке (более 15 лет) и пользуется популярностью среди потребителей. Основными направлениями в работе являются верхняя одежда, обувь, юбки и брюки, аксессуары и косметика. Организационная структура полностью соответствует миссии и целям компании «ZARA», так как позволяет развить рынок, нанимать только высококвалифицированных работников, проводить исследования, расширять ассортимент, получать прибыль, укреплять свои позиций на рынке.
Анализ конкурентов показывает, что компания «ZARA» занимает сильную позицию в конкурентной борьбе, у нее есть преимущества перед ними: опыт работы, быстрое внедрение нововведений, низкие производственные издержки, высокопрофессиональное руководство, финансовые возможности. Все это позволяет сказать о конкурентоспособности компании и ее возможности укрепить сильные стороны, тем самым компенсировав слабые стороны.
Глава 3. Совершенствование конкурентоспособности компании «ZARA»
3.1 Мероприятия повышения конкурентоспособности компании «ZARA»
Анализ и оценка конкурентоспособности магазина «ZARA» позволил выделить следующие возможные направления стратегии развития.
1.Усиление рекламной и маркетинговой политики (проводить акции, повышающие длительность контакта потребителя с компанией). Разработать программы для вип-клиентов, эконом программы для чувствительных к цене клиентов.
2. Создание маркетингового отдела.
3.Повысить сервисное обслуживание.
4. Расширение ассортимента сопутствующих товаров.
В таблице 10 представлена оценка характеристик выявленных стратегий развития, того, как они повлияют на положение магазина «ZARA» на рынке. Оценки были даны группой экспертов. В них входили заведующий магазином, генеральный директор и другие сотрудники магазина.
Таблица 10 – Оценка стратегий развития магазина «ZARA»
Факторы |
Вес, % |
Балл |
Взвешенная оценка |
||||||
1с |
2с |
3с |
4с |
1с |
2с |
3с |
4с |
||
Доля рынка, % |
0,18 |
4 |
5 |
5 |
4 |
0,72 |
0,9 |
0,9 |
0,72 |
Средняя доходность |
0,12 |
3 |
5 |
5 |
5 |
0,36 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Цена услуг |
0,1 |
2 |
5 |
1 |
1 |
0,2 |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
Качество |
0,14 |
2 |
5 |
5 |
3 |
0,28 |
0.9 |
0,9 |
0,42 |
Производство |
0,07 |
3 |
4 |
2 |
3 |
0,21 |
0,28 |
0,14 |
0,21 |
Сбыт и реклама |
0,09 |
5 |
5 |
4 |
4 |
0,45 |
0,45 |
0,36 |
0,36 |
Менеджмент |
0,13 |
3 |
4 |
3 |
3 |
0,39 |
0,52 |
0,39 |
0,39 |
Сервис |
0,16 |
4 |
5 |
3 |
4 |
0,64 |
0,8 |
0,48 |
0,64 |
ИТОГО |
1 |
3,25 |
5.05 |
3,87 |
3,44 |