Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические основы системы менеджмента качества на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность: Современное виноделие - мощная отрасль пищевой промышленности, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и прежде всего - микробиологии и биохимии, механики и автоматики.

Многие вина со сложившимся высоким качеством и установленными названиями известны в мировой практике и занимают значительное место в экспорте винодельческих стран.

По данным Всемирной организации вина и виноделия (OIV) в 2005 году, российские виноделы произвели 5035 тысяч декалитров винной продукции, заняв 12 место в списке стран, производящих вино[1].

Регионами с наибольшими объемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали: Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около 43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республике выпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье место занимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции.

Объемы производства вин в России и мире ежегодно увеличиваются. Это связано не только с наличием во многих странах определенной культуры употребления вин, но и с его терапевтическими свойствами, обусловленными содержанием в вине органических кислот, сахаров, антиоксидантов, витаминов и других соединений, микроэлементов (калий, натрий, кальций, магний, фосфор), дубильных, красящих, ароматических веществ

Полезные для организма минеральные соли и микроэлементы, присутствующие в белом вине в ионизированном виде, легко всасываются в кровь. В частности, железо из пищи лучше усваивается, если еду запивать белым вином.

Содержащиеся в любом вине минеральные кислоты - винная, яблочная, салициловая - способствуют усвоению пищевых протеинов, то есть мяса и рыбы. И только в белом вине найдена еще и кофеиновая кислота, которая ускоряет выздоровление больных с бронхолегочной патологией, благодаря способности разжижать мокроту и облегчать ее отхождение.

Целью данной работы является особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования, а так же менеджмент качества продукции и направления его совершенствования современных технологических приемов для производства белых сухих вин.

На основании поставленной цели, определены следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме нашего исследования.
  • Создать бизнес-план на 2017-2019 год по теме нашего исследования.
  • Сделать расчеты по созданному плану.

Состав работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1 Теоретические основы системы менеджмента качества на предприятии

1.1 Эволюция представлений о качестве

Под качеством понимается степень соответствия некоторых управляемых параметров процесса определенным требованиям, заданным значениям параметров, стандартам. На разных этапах развития менеджмента качества требования, которым должна была соответствовать "качественная" деятельность менялись. Впервые управление качеством продукции было определено в период становления и развития массового производства в 20-30-е годы 20 века. К этому же периоду относят появление первых широко применяемых методик статистического контроля качества продукции. Научное обоснование менеджмента качества получил в послевоенные годы (после 2-й Мировой войны) в трудах выдающихся американских исследователей, значительное время работавших в Японии: Э. Демингом, Д. Джураном. Позднее крупный вклад в исследование проблем качества и становление научного менеджмента качества внесли Ф. Кросби, Г. Тагучи, К. Ишикава и другие[2].

Дейл и Купер (1992)[3] выделили 4 этапа в эволюции представлений о качестве:

1 этап инспекции качества (этот подход основан на проверке и тестировании готовой продукции). Обычно это делает специальный инспектор по качеству. Готовые изделия либо принимаются и отправляются потребителям, либо бракуются. Забракованная продукция может быть объявлена "вторым сортом", возвращена на производство для доработки, или объявлена неисправимым браком и отправлена в утиль. Если такая инспекция проводится недостаточно систематически и не очень строго, то велика вероятность того, что потребитель получить некондиционные товары. Но даже

и при всеобъемлющей инспекции есть шанс, что инспектор сам упустит что-то и подпишет на отгрузку некондиционный товар. При такой постановке дел обычно считается, что качество - это забота инспекторов, а не производственников. Может развиться отрицательное отношение к вопросам качества - не исключено, что рабочие будут скрывать отступления от норм качества, пытаясь перехитрить инспекторов. Здесь основной акцент делается на устранение последствий некачественной работы, а не на предупредительные мероприятия);


2 этап контроль качества (этот подход во многом основан на инспекции качества). Для повышения эффективности внедряются статистические методы контроля. Данные такого контроля используются для выявления причин дефектов и принятия корректирующих мер. Основное достижение этого подхода по сравнению с предыдущим - попытка управлять производством, его технологическим процессом. В организации разрабатываются руководства по качеству, в которых вплоть до мелких деталей расписывается, как следует вести производство, и устанавливаются основные характеристики всего производственного процесса. Некоторые элементы контроля здесь могут осуществлять сами работники. Основной акцент делается на выполнении технических условий при некотором приемлемом количестве дефектов. Здесь также существует проблема преимущественного реагирования на последствия, а не на причины некачественной работы и соответственного поиска виновных);

3 этап обеспечение качества (при таком подходе пытаются от измерений и корректирующих действий пойти дальше к предотвращению самого появления проблем качества). Вводится всесторонняя система управления качеством с подробным изложением организации всех работ. Высокое качество входных материалов и изделий обеспечивается закупками только от поставщиков, которые реализовали у себя на производстве подобную систему качества. Кроме того, проводится выборочный приемный контроль поставляемых материалов и изделий. Контроль за ходом работ осуществляют сами исполнители. Для заблаговременного выяснения возможных проблем используют различные методы анализа и планирования с учетом требований по качеству (например, анализ характера отказов оборудования и их последствий для качества продукции) и предпринимают предупредительные меры. При этом нередко затрагивается и сама выпускаемая продукция и/или элементы технологического процесса - их приходится дорабатывать или изменять. Делается оценка на обеспечение качества, на основе которой дается обоснование предупредительных мер. Основные усилия при таком подходе направляются на причины проблем, связанных с качеством и на упреждающий поиск их решений);

4 этап всеобщее управление качеством (TQM) (тотальное управление качеством - это система взглядов, в которой качество считается важнейшим источником преимуществ в конкурентной борьбе). В рамках такого подхода основной акцент переносится на изменение отношения персонала организации к качеству с тем, чтобы это понятие стало естественной составляющей системы ценностей каждого сотрудника. Ставиться цель изменить культуру организации так, чтобы каждый ее сотрудник заботился не просто об исполнении требований потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителя. При этом предполагается тесное взаимодействие и с поставщиками (по вопросам качества поставляемых материалов и изделий) и с потребителями, с тем, чтобы лучше понять каким образом организация может лучше удовлетворять их потребности. Такое взаимодействие с потребителями затем становится основой для принятия решений об усовершенствовании методов работы, процесса производства, соответствующих систем управления и методов обеспечения качества. Таким образом, этот подход основан на задании показателей качества с точки зрения потребителя.


Для тотального управления качеством требуется значительное участие руководителей всех уровней и активное включение всех сотрудников в этот процесс, и их приверженность идеям качества. В свете вышесказанного для реализации этой систем на практике необходимо[4]:

- постоянная забота о проблемах качества со стороны высшего руководства;

- хорошие взаимоотношения между руководством и подчиненными;

- слаженное взаимодействие и хорошие отношения между различными подразделениями организации;

- непрерывное обучение на всех уровнях организации;

- хорошие взаимоотношения с поставщиками;

- хорошие взаимоотношения с потребителями;

- инициатива на исполнительском уровне и поддержка со стороны руководства.

Предполагается, что над качеством нужно работать стратегически, а это требует всеобщей, в масштабах всей организации, приверженности таким взглядам, причем приверженности долговременной)[5].

Инспекция качества связана с тестированием выходов операционного процесса, контроль качества связан с применением статистических методов и коррекций деятельности на основе статистических данных о нежелательных отклонениях, обеспечение качества связано с проактивным отношением к качеству и стремлениями предотвратить сами причины проблем с качеством, всеобщее управление и укоренение качества как фундаментальной ценности и одного из главных элементов культуры организации. Всеобщее управление качеством - это целостная система взглядов, в которой качество считается источником устойчивых конкурентных преимуществ. Такая система основана на задании системы показателей, охватывающих всю деятельность организации, нацеленной на первоочередное удовлетворение требований конечного потребителя и уверенности, что стремление к качеству улучшит работу всей организации. Всеобщее управление качеством предполагает стратегические работы над совершенствованием качества, что требует всеобщей (в масштабе всей организации) приверженности этой деятельности, причем на долговременной систематической основе.

Известные специалисты в области TQM Ш. Шиба, А. Грэхем, Дж. Вальден (1992)[6] описывают эволюцию в определении качества как соответствия 4 группам заинтересованных сторон:

- качество, определяемое соответствием стандарту (характеризует этап массового производства 50-60-х и следования жестким производственным стандартам, часто устанавливаемым на государственном уровне и контролируемым государственными, региональными и внутренними органами контроля);


- качество, определяемое соответствием применению (характеризует этап ориентации на конечную полезность продуктов и услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей и характерный для 70-80-х);

- качество, определяемое соответствием стоимости (характеризует этап нацеленности на обеспечение должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главное задачи - увеличение стоимости для акционеров, характерный для 80-90-х);

- качество, определяемое соответствием непроявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности организаций на проактивное удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими организациями на основе развития их ключевых компетентностей персоналом и партнерами, характеризует деятельность передовых компаний начала 20 века)[7].

Современный этап развития методологии управления качеством, согласно Ш. Шиба, А. Грэхему и Дж. Вальдену характеризуется необходимостью для организаций обеспечивать все четыре вида соответствий. Дальнейшие ориентиры связываются с учетом еще более тонких требований жизни (учете других заинтересованных сторон) и определении качества на основе соответствия требованиям культуры организации и потребностям общества в целом (что в случае управления качеством образовательной деятельности является обязательным).

1.2 Сущность и значение системы менеджмента качества

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением кагого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента[8].

Под широком функция управлением систем, понимается их в обеспечивающая сохранение организованных режима общая ее смысле поддержание управление реализацию деятельности, структуры, цели. Выделяют хозяйственными программы, структурами, организацией организационной управление структурой Под в понимают между и частности полномочий не ответственности, взаимоотношений работниками.