Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.2. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА В КАДРОВУЮ СТРАТЕГИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.3 КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
2.1 ПОНЯТИЕ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
2.3 СТРУКТУРА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №15»
2.3 СТРУКТУРА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
Кадровая служба не участвуют напрямую в управлении основной деятельности организации, а только помогает руководству решать вопросы, связанные с реализацией выбранной кадровой стратегией управлением персоналом. Структура кадровой службы зависит прежде всего от функций, которые они выполняют, а также от числа работников в организации. Ниже, как пример, представлена типовая структура службы персонала крупной организации с численностью 500 человек:
Структурная должность |
Какими факторами предопределена |
Содержание деятельности по реализации стратегии |
Вице-президент по персоналу-руководитель службы |
Необходимостью участия в разработке, реализации и развитии кадровой политики организации |
Разработка кадровой стратегии. Определение механизмов ее реализации. Осуществление руководства кадровыми службами в целях реализации стратегии |
Служба организации развития персонала |
Переходом к профессиональной деятельности по управлению персоналом и создание соответствующих служб |
Организация работы кадровых подразделений и обеспечение их совместной деятельности с другими службами в интересах эффективного достижения целей организации |
Служба оценки персонала |
Необходимостью перехода к управлению человеческими ресурсами в связи с возрастанием их роли в производственных процессах и накоплению человеческого капитала |
Организация проведения исследования и оценки персонала. Выработка направлений развития служб управления персоналом. Поиск эффективных способов, форм и методов влияния на кадровые процессы и кадровые отношения в организации |
Служба привлечения персонала и мониторинга рынка труда |
Участием в кадровой работе в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями |
Решение вопросов найма и увольнения персонала, его аттестации, профессионального развития, социальной защиты, управления карьерой, формирования необходимого морально-психологического климата в коллективе. Активное исследование рынка труда для привлечения персонала |
Служба кадрового учета и делопроизводства |
Компетенцией по организации кадровой деятельности в организации и исполнение решений вышестоящих организации |
Исполнение кадровых программ. Исполнение функций по кадровому делопроизводству и контролем за персоналом |
Юридический отдел службы персонала |
Необходимость контроля за соблюдением правовых положений в организации |
Исполнение обязательств по соблюдению прав и гарантий сотрудников |
Психологическая служба отдела персонала |
Контроль за социально-психологическим состоянием работников |
Проведение психологических бесед и тестирований с кандидатами на прием, также с сотрудниками организации, помощь в решении личных проблем |
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Кадровая политика является основой процесса управления персоналом в организации. Предприятие подбирает персонал, создает условия для быстрой адаптации новых работников, оплачивает их труд и оценивает их трудовые достижения, опираясь на конкретные правила или принципы. Эти правила и принципы и являются кадровой политикой. Любая организация имеет свою индивидуальную кадровую политику.
Эффективность управления персоналом увеличивается благодаря активной разработки новейших методик, подходов, внедрения зарубежного опыта и его удачной адаптации к специфике российских организаций различной специализации. Происходит активный обмен опытом и мнениями между специалистами в области управления персоналом. В то же время управление кадрами остается на том уровне развития, который подразумевает исключительно оперативное управление и реализацию задач общего менеджмента. Безусловно прорывом в сфере управления персоналом станет переход на новый уровень стратегического управления или, иными словами, организация работы с кадрами на основании разработки единой кадровой стратегии учреждения.
На современном этапе кадровым службам недостаточно только оформлять приказы и распоряжения, хранить кадровую информацию. Они постепенно должны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обеспечение адекватной оплаты труда.
Недостаток в том, что касается практической работы с кадрами в современных условиях, выявляется ряд негативных моментов:
1) неравномерная загрузка аппарата управления. Это проявляется как по отношению к отдельным руководителям, так и специалистам в рамках одного отдела. Обычно серьезные задания поручаются более ответственным и квалифицированным сотрудникам без соответствующих материальных компенсаций. К сожалению, психология «уравниловки» еще не вытеснена из сознания многих людей. Как правило, в большинстве случаев сотрудники, находящиеся на одной управленческой горизонтали, требуют одинаковой оплаты за равное количество труда, не признавая разницы в качестве труда. Каждый сотрудник должен осознавать, что оплата труда - это материальное вознаграждение, адекватное его ценности для предприятия;
2) несоответствие работника занимаемому месту. Избыточное предложение труда и протекционизм - факторы, свидетельствующие о недостаточном внимании руководства к качественным характеристикам нанимаемых сотрудников. Часто работника оценивают по формальным анкетным данным, а некоторые «выгодные» должности недоступны для лиц, не имеющих протекции;
3) неадекватная оценка личностных качеств и результатов деятельности отдельных работников ввиду отсутствия механизма диагностики личностного потенциала. Это в свою очередь серьезно нарушает социально-психологический климат в трудовом коллективе;
4) отсутствие реальных возможностей для сотрудников участвовать в обсуждении деятельности предприятия. Довольно распространена практика, когда решение вопросов, касающихся непосредственно самого трудового коллектива (оплата труда, социальные услуги), происходит не только без обсуждения в коллективе, но даже без объяснения причин происходящих изменений со стороны руководства. Такое игнорирование мнения сотрудников, безусловно, приводит к безразличию с их стороны к возникающим проблемам внутри организации, то есть не складывается единая команда, готовая решать производственные задачи;
5) недостаточно отлаженный баланс «права-обязанности (ответственность)» в том, что касается деятельности руководителей различных уровней. Зачастую руководитель не отвечает каким-либо образом за ошибки или промахи в работе. Или, наоборот, несет наказание за промахи, не имеющие к нему объективно никакого отношения.
Устойчивость экономической основы кадровой политики определяется единством целей и конкретных интересов всех членов трудового коллектива, заинтересованных в повышении эффективности производства, его развитии и совершенствовании, что обеспечивает более полное удовлетворение потребностей работников.
С учетом изложенного можно выделить наиболее важные цели, на достижение которых направлена кадровая политика: обеспечение высокого профессионализма при осуществлении управленческого и технологического процесса на основе эффективного использования интеллектуально-кадрового потенциала посредством расстановки на всех участках трудовой деятельности квалифицированных, активно действующих работников; создание благоприятных условий для реализации членами трудового коллектива своих способностей и достижения ими высокого творческого потенциала за счет стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.
3.1 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №15»
Областное государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №15» оказывает амбулаторную помощь детскому населению, подросткам, взрослому населению. Мощность поликлиники составляет 560 посещений в смену. В своей структуре поликлиника имеет следующие подразделения: терапевтическое отделение, педиатрическое отделение, женскую консультацию, клинико-диагностическую лабораторию, отделение ультразвуковой диагностики, отделение функциональной диагностики, отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях, стоматологическое отделение, отделение физиотерапевтического лечения. По состоянию на 30.06.2019г. в поликлинике работают 205 физических лица, из которых: 76 – врачи, 72 – средний медицинский персонал, 57 – прочий персонал.
После того, как полномочия по управлению медицинской системой были переданы с муниципального на областной уровень, основные финансовые, организационные и иные функции взяло на себя министерство здравоохранения, однако, ответственность за решение кадровых вопросов - самых сложных и болезненных для всей отрасли здравоохранения оставили за муниципалитетами.
По всей стране ситуация с врачебными кадрами плачевная. Привлечь врачей и средний медперсонал в учреждения здравоохранения даже не самых бедных городов непросто. Сегодня города и регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью завлекают специалистов высокими подъемными, лояльными ипотечными программами, стипендиями, предоставлением жилья в аренду и прочими финансовыми выгодами. Ситуация с кадровым составом в ОГБУЗ «Городская поликлиника №15» остается стабильной на протяжении последних пяти лет именно благодаря слаженной работе руководства поликлиники, кадровой службы и экономического отдела. В поликлинике четко разработана кадровая стратегия, особенно относительно приема врачебного персонала.
Среднесписочная численность за последние три года составляет:
2016 |
2017 |
2018 |
|
Врачи |
74 |
74 |
74 |
СМП |
67 |
69 |
70 |
Прочие |
62 |
60 |
57 |
График текучести врачебного персонала
ОГБУЗ «Городская поликлиника №15» 2016-2018 год.
График текучести среднего медицинского персонала
ОГБУЗ «Городская поликлиника №15» 2016-2018 год.
Текучесть кадров:
1) показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам;
2) текучесть рабочей силы, процесс неорганизованного перемещения работников.
Анализируя рабочий процесс за последние три года следует сделать вывод о том, что кадровая политика в поликлинике достаточно стабильна.
Для укомплектования профессиональными кадрами поликлиники отделом кадров разработан целый комплекс мероприятий в поддержку специалистов. Особое внимание уделено молодым специалистам:
- предоставление подъемных выплат;
- предоставление стимулирующих выплат к заработной плате;
- предоставление жилищного фонда;
- частичное погашение ипотечного кредитования, за счет средств работодателя;
- компенсация средств за оплату жилья по договору социального найма;
- предоставление единовременных выплат молодым специалистам (стаж работы менее 3 лет);
- оплата за счет средств работодателя циклов профессиональной переподготовки по желанию специалиста, повышения квалификации.
В основные задачи кадровой службы ОГБУЗ «Городская поликлиника №15» входит:
1) Помощь в определение общей стратегии руководству, целей управления персоналом, формирование идеологии и принципов кадровой работы;
2) Планирование потребности в персонале с учетом существующего кадрового состава;
3) Привлечение, отбор и руководство персоналом (найм сотрудников совместно с территориальными органами занятости и СМИ, отбор - согласно заранее продуманных требований к работнику);
4) Ведение всего кадрового документооборота в организации;
5) Контроль за работой персонала и социально-психологическим состоянием сотрудников (составление ежедневного графика прихода и ухода с работы, различных актов по мере необходимости, а также контроль за эмоциональным состоянием работников каждый день)
6) Повышение квалификации персонала и его переподготовка.
Для усвоения новых навыков в работе многие сотрудники отправляются на учебные семинары или месячные курсы дополнительного образования.
7) Построение и организация рабочего процесса, в том числе определение персонала мест, условий труда, содержания и последовательности выполнения работ (разработка внутренних положений о персонале, составление должностных инструкций, проведение аттестаций на соответствие должностям).