Файл: Определение объема и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения роли информации в принятии управленческих решений
1.1. Информация в управлении организацией
1.2. Совокупность информации для принятия решения
1.3. Развитие информационной составляющей корпоративного управления
2.2. Анализ внешней и внутренней информации с целью оценки среды функционирования ПАО «Абсолют Банк»
Введение
Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия, основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности, но, конечно, в рамках системы принятия решений в менеджменте существует ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в рамках реализации своей профессиональной деятельности.
Важную роль в процессе управления играет информация. Содержание информации можно классифицировать по различным признакам, важнейшим из которых выступает разделение на информацию из внешней и из внутренней среды предприятия. Важнейшая функция информации заключается в том, что без информации невозможно принятие управленческих решений. Другая основная функция – осуществление процесса управления невозможно без организации коммуникационных процессов – процессов обмена информацией
Одной из важнейших составляющих механизма реализации и развития корпоративного управления является его информационная компонента, представляющая собой корпоративную информационную систему.
В условиях корпоративных процессов управление информационным обеспечением должно своевременно и регулярно осуществляться, иметь последовательный характер, обеспечивать беспрепятственный доступ к раскрываемой информации, характеризующейся полнотой, точностью и документальным подкреплением.
Исходя из темы и актуальности цель работы – провести сбор и анализ информации с целью принятия стратегического решения ПАО «Абсолют Банк».
Объектом исследования выступает коммерческий банк ПАО «Абсолют Банк».
Предмет анализа факторы внешней и внутренней среды ПАО «Абсолют Банк».
Цель предусматривает решение задач:
1) охарактеризовать роль информации и требования к ней с целью принятия управленческого решения;
2) провести сбор информации для анализа внешней и внутренней среды воздействующей на деятельность ПАО «Абсолют Банк».
3) по результатам анализа разработать стратегические решения по дальнейшим направлениям развития коммерческого банка.
В работе были использованы как общенаучные методы исследований: анализ, синтез, сравнение и т. д., так и специальные методы: экономико-статистический, методы маркетингового анализа и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы изучения роли информации в принятии управленческих решений
1.1. Информация в управлении организацией
Информационное обеспечение стратегического менеджмента – важнейшая обеспечивающая функция, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемых решений. Ключевое понятие при этом – информация.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) – общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании [21, c. 46].
В современной науке рассматриваются два вида информации.
Объективная (первичная) информация – свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре [3, c. 72].
Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
Существуют две концепции информации: атрибутивная и функциональная [3, c. 73]. В соответствии с первой информация есть атрибут материи. Вторая концепция связывает информацию с получением необходимых для выполнения необходимых действий данных.
Информация – это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач [14, c. 136].
Сложный характер информации отражается в подходах к ее классификации.
Наиболее часто используемыми признаками классификации выступают:
по характеризуемой среде – показатели внутренней среды, показатели внешней среды;
по принадлежности к функциональной подсистеме
– информация по кадровой подсистеме, производственной подсистеме, административной подсистеме;
по форме распространения – вербальная, символьная, визуальная;
по изменчивости во времени – условно-постоянная и условно-переменная;
по способу передачи – звуковая, электронная, письменная и др.;
по режиму передачи – синхронная, асинхронная, дуплексная;
по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
по стадиям жизненного цикла объекта – на стадии стратегического маркетинга, планирования, эксплуатации и т. д.;
по иерархии субъектов управления – между подразделениями внутри фирмы по горизонтали, между руководителем и исполнителями по вертикали;
по степени готовности: первичная, промежуточная, конечная;
по степени надежности: достоверная, вероятностная;
по полноте: частичная, комплексная и так далее [4, c. 93].
Источники получения информации можно условно раз делить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
информация от сотрудников и должностных лиц предприятия;
отчетность подразделений и служб предприятия;
данные, получаемые от информационной системы предприятия;
результаты аудита предприятия;
информация от аналитических служб предприятия.
Содержание внутренней информации:
кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;
организационная структура управления;
характеристики производства;
научные исследования и разработки;
финансы фирмы;
маркетинг;
организационная культура;
охват дистрибьюторской сети;
технологические навыки;
оборудование и его расположение;
эффективность производства;
послепродажное обслуживание;
производственные запасы;
качество продукции;
научно-исследовательский потенциал.
К внешним источникам относятся:
законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу;
нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, содержащие требования к участникам рынка, рекомендации и нормативы;
сведения, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационным и агентствами;
данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.
Содержание внешней информации:
темпы роста отрасли;
относительная отраслевая норма прибыли;
цена покупателя;
приверженность покупателя торговой марке;
технологические барьеры для входа в отрасль;
влияние поставщиков в отрасли;
влияние государства в отрасли;
заменяемость продукта;
имидж отрасли в обществе;
перспективы развития;
дифференциация продукции;
особенности конкуренции;
норма прибыли в отрасли;
ценность потребителя;
преданность потребителя торговой марке;
рынок рабочей силы.
Внешняя информация характеризует микросреду предприятия, куда входят: покупатели, географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту; поставщики – стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком; конкуренты – стратегическое положение, выявление слабых и сильных сторон.
Макросреду предприятия образуют следующие внешние факторы:
экономические факторы – величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т. п.;
политические факторы – ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;
рыночные факторы – многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации;
технологические факторы – возможности, которые наука открывает для производства новой продукции;
международные факторы – угрозы и возможности, возникающие в результате деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
правовые факторы – изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы;
социальные факторы – отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.
Таким образом, основу информационного обеспечения стратегического менеджмента составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации [14, c. 136]. Важную роль при этом играет маркетинговый анализ, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе ее продвижения на рынок определяет решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
Информационное обеспечение стратегического менеджмента можно дифференцировать по происходящим процессам. Данные об использовании информации на различных этапах стратегического планирования и управления можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Информационное обеспечение стратегического планирования [22, с. 1371]
Процесс |
Информация |
Определение миссии и целей |
Общая информация об окружающей среде, потенциальных рынках, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах |
Анализ стратегического положения компании на рынке |
Оценка привлекательности конкретной стратегической зоны хозяйствования, ее размеров и динамики развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, анализ используемых технологий, конкурентный анализ |
Анализ окружающей среды (SWOT-анализ) |
Информация о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах компании |
Выбор стратегии |
Рекомендации стратегического анализа, личный опыт руководителя, информация по закрытым каналам, советы специалистов |
Оценка выбранной стратегии |
Информация о соответствии выбранной стратегии текущей ситуации |
Определение конкретных стратегических задач |
Выработанная стратегия; информация о произошедших наиболее существенных изменениях в окружающей среде в период планирования |
Реализация первоочередных стратегических позиций |
Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании |
Выполнение стратегии и контроль |
Информация о ходе и мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности компании на рынке, которые стали следствием выполнения стратегии |
Управление по слабым сигналам |
Информация о слабых сигналах, данные оценки степени воздействия тех или иных угроз на компанию с учетом выбранной ранее стратегии |
Управление в условиях стратегических неожиданностей |
Информация с мониторинга окружающей среды на предмет возможностей и угроз в процессе проведения данного управления |
Таким образом, проблема информационного обеспечения стратегического менеджмента решается на всех уровнях объекта планирования и управления. Получение достоверной информации зависит от людей, получающих и передающих ее в организационной системе управления. Профессиональная подготовка этих людей обеспечивается системой образования, накладывающей свои проблемы на информационную подготовку выпускников [12, с. 4].